Понятийно-терминологическая игра
Цель игры: научить понимать основные категории и понятия культурологии. Задачи:
1. Повысить познавательную активность и коммуникативную способность студентов.
2. Привить навыки организации дискуссии.
3. Научить студентов самостоятельно проводить анализ понятийного аппарата по учебному курсу.
4. Развить память и интеллектуальные способности студентов.
Группа студентов разбивается на подгруппы по 5 – 6 человек:
1. Каждой группе предлагается дать определение (устно) ряда понятий по каждой теме курса (или по разделу курса); 8 – 10 минут дается на обсуждение понятий внутри группы, после чего один из представителей группы должен озвучить результаты работы. Представителям других групп можно вносить дополнения, аргументы, возражения или выражать несогласие. В заключении подводится итог.
2. Каждая подгруппа получает специальную карточку, состоящую из пяти ключевых понятий, содержащихся в курсе. Задача подгрупп заключается в том, чтобы усвоить эти новые понятия за 8 – 10 минут, выделив в них отличительные признаки. Участники игры поочередно устраивают друг другу экзамен, воспроизводя своими словами определения, отвечая на вопросы, касающиеся основных признаков изучаемых понятий.
3. Каждой группе дается задание в течение нескольких минут (до 10) составить связный текст (сообщение), который будет оцениваться по следующим критериям:
а) количество использованных понятий из терминологической карточки, которую изучали студенты;
б) точность в использовании понятий;
в) связность и логичность текста;
Экспертная группа может быть избрана изначально. В экспертную группу можно пригласить по одному человеку из каждой подгруппы. Задача экспертной группы заключается в вынесении конечной оценки результатов дискуссии.
Примерный перечень терминов и понятий к понятийно-терминологической игре по теме «Культура XX века»:
Цивилизация Аполлоническое начало Индивидуализм Дионисийское начало Рационализм Политеизм Монотеизм Панлогизм Аскетизм Гедонизм Аксиология Фатализм Спиритуализм Символизм Отчуждение Психоаналитическая редукция Душа культуры Сублимация Коллективное бессознательное Интеллектуализм | Архетип Техницизм Структурализм Культурный полицентризм Структурный человек Локальные цивилизации Сенсуализм Эсхатологизм Культура-игра Элитарная культура Мессианство Массовая культура Психоанализ Декаданс Модернизм Абстракционизм Кубизм Футуризм Сюрреализм Постмодернизм |
Темы семинарских занятий
Семинар 1. Становление и развитие культурологического знания
1. Представления о культуре в эпоху Античности, Средневековья и Возрождения.
2. Становление теории культуры в европейской философии Нового времени (И. Кант, Г. Гердер, Г. Гегель).
3. Осмысление проблем культуры в постклассической западной философии конца XIX – начала XX в.
4. Проанализировать хрестоматийный отрывок (Г. Зиммель. «Конфликт современной культуры»).
Темы докладов
«Науки о культуре». Культура как предмет междисциплинарного анализа.
«Пайдейя» и античный идеал человека.
Понимание человека и культуры в богословии Аврелия Августина.
Идея «прогресса» и ее значение для философии и науке о культуре.
Феномен дионисийского и аполлоновского начал в культуре.
«Культурная морфология» О. Шпенглера.
Литература
1. Августин. Исповедь. – М., 1992.
2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.,1986.
3. Гуревич П.С. Философия культуры. – М.,1995.
4. Додельцев Р.Ф. Концепции культуры З. Фрейда. – М.,1994.
5. История мировой культуры. Наследие Запада. – М.,1995.
6. Круглова Л.К. Основы культурологии. – СПб.,1995.
7. Культурология. ХХ век: Энциклопедия. – СПб.,1994.
8. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Сочинения: В 2 т. – М., 1990.
9. Реале Дж. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. – СПб.,1998.
10. Философия культуры. Становление и развитие: Учеб. пособие / Под ред. М.С. Кагана. – СПб., 1998.