Понятийно-терминологическая игра

Цель игры: научить понимать основные категории и понятия культурологии. Задачи:

1. Повысить познавательную активность и коммуникативную способность студентов.

2. Привить навыки организации дискуссии.

3. Научить студентов самостоятельно проводить анализ понятийного аппарата по учебному курсу.

4. Развить память и интеллектуальные способности студентов.

Группа студентов разбивается на подгруппы по 5 – 6 человек:

1. Каждой группе предлагается дать определение (устно) ряда понятий по каждой теме курса (или по разделу курса); 8 – 10 минут дается на обсуждение понятий внутри группы, после чего один из представителей группы должен озвучить результаты работы. Представителям других групп можно вносить дополнения, аргументы, возражения или выражать несогласие. В заключении подводится итог.

2. Каждая подгруппа получает специальную карточку, состоящую из пяти ключевых понятий, содержащихся в курсе. Задача подгрупп заключается в том, чтобы усвоить эти новые понятия за 8 – 10 минут, выделив в них отличительные признаки. Участники игры поочередно устраивают друг другу экзамен, воспроизводя своими словами определения, отвечая на вопросы, касающиеся основных признаков изучаемых понятий.

3. Каждой группе дается задание в течение нескольких минут (до 10) составить связный текст (сообщение), который будет оцениваться по следующим критериям:

а) количество использованных понятий из терминологической карточки, которую изучали студенты;

б) точность в использовании понятий;

в) связность и логичность текста;

Экспертная группа может быть избрана изначально. В экспертную группу можно пригласить по одному человеку из каждой подгруппы. Задача экспертной группы заключается в вынесении конечной оценки результатов дискуссии.

Примерный перечень терминов и понятий к понятийно-терминологической игре по теме «Культура XX века»:

Цивилизация Аполлоническое начало Индивидуализм Дионисийское начало Рационализм Политеизм Монотеизм Панлогизм Аскетизм Гедонизм Аксиология Фатализм Спиритуализм Символизм Отчуждение Психоаналитическая редукция Душа культуры Сублимация Коллективное бессознательное Интеллектуализм Архетип Техницизм Структурализм Культурный полицентризм Структурный человек Локальные цивилизации Сенсуализм Эсхатологизм Культура-игра Элитарная культура Мессианство Массовая культура Психоанализ Декаданс Модернизм Абстракционизм Кубизм Футуризм Сюрреализм Постмодернизм

Темы семинарских занятий

Семинар 1. Становление и развитие культурологического знания

1. Представления о культуре в эпоху Античности, Средневековья и Возрождения.

2. Становление теории культуры в европейской философии Нового времени (И. Кант, Г. Гердер, Г. Гегель).

3. Осмысление проблем культуры в постклассической западной философии конца XIX – начала XX в.

4. Проанализировать хрестоматийный отрывок (Г. Зиммель. «Конфликт современной культуры»).

Темы докладов

«Науки о культуре». Культура как предмет междисциплинарного анализа.

«Пайдейя» и античный идеал человека.

Понимание человека и культуры в богословии Аврелия Августина.

Идея «прогресса» и ее значение для философии и науке о культуре.

Феномен дионисийского и аполлоновского начал в культуре.

«Культурная морфология» О. Шпенглера.

Литература

1. Августин. Исповедь. – М., 1992.

2. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.,1986.

3. Гуревич П.С. Философия культуры. – М.,1995.

4. Додельцев Р.Ф. Концепции культуры З. Фрейда. – М.,1994.

5. История мировой культуры. Наследие Запада. – М.,1995.

6. Круглова Л.К. Основы культурологии. – СПб.,1995.

7. Культурология. ХХ век: Энциклопедия. – СПб.,1994.

8. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Сочинения: В 2 т. – М., 1990.

9. Реале Дж. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. – СПб.,1998.

10. Философия культуры. Становление и развитие: Учеб. пособие / Под ред. М.С. Кагана. – СПб., 1998.

Наши рекомендации