Приложение № 1. Тестовые задания по истории западноевропейской культуры
ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Тест 1
Что первоначально подразумевалось под словом «культура»?
1) способы обработки земли; 2) правила поведения в обществе;
3) интеллектуальные достижения человечества; 4) создание искусственной природы.
Тест 2
Когда появился термин «культура» в его современном значении?
1) в XVII в.; 2) в XVIII в.; 3) в XIX в.; 4) в XX в.
Тест 3
Мы во власти мятежного, страстного хмеля,
Пусть кричат нам: вы красоты палачи!
Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.
Какое из отношений к культуре пропагандирует автор четверостишия?
1) нигилистическое отношение; 2) новаторское отношение;
3) консервативное отношение; 4) традиционное отношение.
Тест 4
Какое из нижеприведенных суждений правильно раскрывает понятие «миф»?:
1) сказание, содержащее сведения о реальных лицах и событиях прошлого;
2) короткий устный рассказ о каком-либо случае, будто бы имевшем место в действительности;
3) сказание, передающее представления древних народов о происхождении мира, о явлениях природы, о богах и легендарных героях;
4) тайный религиозный обряд, к участию в котором допускаются только посвященные.
Тест 5
В какой картине мира естественное не отграничивается от сверхъестественного?
1) в мифологической; 2) в гуманитарной; 3) в естественно-научной; 4) в натуралистической.
Тест 6
Кому из перечисленных ниже теоретиков культуры принадлежит идея «архетипов культуры»?
1) Э. Кассиреру; 2) О. Шпенглеру; 3) К. Юнгу; 4) П. Сорокину.
Тест 7
Кому принадлежит первенство в создании теории «локальных культур»?
1) О. Шпенглеру; 2) А. Тойнби; 3) X. Фурастье; 4) А. Веберу.
Тест 8
Кто из известных культурологов выдвинул так называемую «игровую теорию культуры»?
1) Э. Кассирер; 2) Й. Хейзинга; 3) К. Юнг.
Тест 9
Кто из культурологов классифицировал культуру на три основных типа: чувственный, идеациональный и идеалистический?
1) П. Сорокин; 2) Й. Хейзинга; 3) Ф. Ницше.
Тест 10
Найдите из приведенных суждений правильное определение понятия «цивилизация»:
1) цивилизация — это материальная культура общества, достигнутая им в процессе исторического развития;
2) цивилизация — это совокупность материальных и духовных достижений общества в процессе его исторического развития;
3) цивилизация — это культура общества, взятая на этапе высшего развития общества;
4) цивилизация — это совокупность гуманитарных достижений общества на определенном этапе его и развития.
Тест11
Кто из зарубежных исследователей обнаружил в истории множество локальных цивилизаций?
1) английский историк А. Тойнби; 2) немецкий философ и историк О. Шпенглер;
3) американский социолог русского происхождения П. Сорокин; 4) американский экономист и социолог У. Ростоу.
Тест 12
Кто из отечественных культурологов выдвинул положение о том, что история — это историческое бытие этнических общностей, обособленных, локальных «культурно-исторических» типов («цивилизаций»), которые находятся в постоянной борьбе с природой и друг с другом?
1) Н. Данилевский; 2) Л. Карсавин; 3) Н. Михайловский; 4) В. Ключевский.
Тест 13
Что, с точки зрения известного английского историка А. Тойнби, является движущей силой развития цивилизации?
1) творческая элита; 2) культурная революция; 3) экономическая жизнь; 4) классовая борьба.
Тест 14
Кто из ученых ввел в научный оборот термин «культурология»?
1) К. Юнг; 2) Б. Малиновский; 3) JI. Уайт; 4) Н. Данилевский.
Тест 15
Какое из нижеприведенных понятий адекватно отражает следующее определение: «Элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени»?
1) традиция; 2) предание; 3) обычаи.
Тест 16
О ком из известных немецких мыслителей студенты г. Швабинга с уважением говорили: «Вот идет господин Закат Европы»?
1) Ф. Ницше; 2) О. Шпенглере; 3) Г. Зиммеле; 4) С. Кьеркегоре.
Тест 17
Кто из русских ученых высказал мысль о неразрывной связи особенностей развития общества с физико-географической средой обитания и ее влиянием на формы кооперации людей, постепенно изменяющих природу?
1) JI. Мечников; 2) И. Мичурин; 3) JI. Гумилев; 4) В. Докучаев.
Тест 18
Кто из мыслителей высказал мысль о том, что человек изначально антикультурен, он — природное существо, а культура создана для его подавления и порабощения?
1) 3. Фрейд; 2) Ф. Ницше; 3) Э. Фромм; 4) А. Швейцер.
Тест 19
Элементами какой культуры являются понятия «наркотическая культура», «восточная мистика», «оккультизм», «сексуальная культура»?
1) духовной культуры; 2) элитарной культуры; 3) молодежной субкультуры;
4) поп-арта.
Тест20
Каким термином в молодежной субкультуре выражается резкое неприятие молодым поколением традиционной культуры?
1) контркультура; 2) конформизм; 3) конфликт; 4) контраст.
Тест 21
Какая сторона культуры является наиболее устойчивой?
1) культурная традиция; 2) преемственность; 3) нигилизм в отношении предшествующей культуры; 4) тиражирование достижений культуры.
Тест 22
Назовите понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном индустриальном обществе, рассчитанном на массовое потребление:
1) элементарная культура; 2) материальная культура, 3) духовная культура;4) массовая культура.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Тест 1.
Рельеф «Львиных ворот» — единственный пример монументальной скульптуры периода Эгейской культуры. Назовите сооружение, где были установлены «Львиные ворота»:
1) дворец в Кноссе; 2) «Царская вилла» в Агиа-Триаде; 3) крепость в Тиринфе; 4) дворец-крепость в Микенах.
Тест 2.
Что представляет собой «толос» героя Троянской войны Агамемнона?
1) его оружие: 2) его корабль; 3) его гробницу; 4) его дворец.
Тест 3.
Подземные помещения Кносского дворца царя Миноса назывались:1) архитрав; 2) Минотавр; 3) Аид; 4) лабиринт.
Тест 4.
Самая известная достопримечательность Кносского дворца: 1) круглая скульптура; 2) колоннада; 3) фресковая живопись; 4) мозаики пола.
Тест 5.
Керамикой называют изделия из обожженной глины. Укажите, откуда пошло это название?
1) от названия инструмента для изготовления гончарных изделий; 2) от названия материала, из которого изготовлялись изделия; 3) от названия места, где осуществлялось гончарное производство; 4) от имени мастера этого ремесла; 5) от названия одного из гончарных изделий.
Тест 6.
Песни в честь Дионисия назывались: 1) теориконом; 2) дионисием; 3) дифирамбом; 4) кантом.
Тест 7.
Свадебная песня у древних греков назвалась: 1) кантата; 2) хорал; 3) эпиталама; 4) тропарь.
Тест 8.
В период архаики создаются поэтические произведения: 1) «Эфиопида», 2) «Труды и дни», 3) «Малая Илиада», 4) «Телегония», 5) «Теогония», 6) «Каталог женщин», 7) «Возвращение». Среди них были и произведения Гесиода — одного из создателей античной этики. Найдите среди вышеперечисленных произведений работы Гесиода.
Тест 9.
В течение V в. до н.э. создается ансамбль афинского Акрополя, куда вошли: 1) Парфенон — храм Афины Девы; 2) Пропилеи — парадный вход на Акрополь; 3) храм Ники Аптерос (бескрылой Победы); 4) храм Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону, и царю Эрехтею. Укажите, какие из этих сооружений были созданы архитекторами Калликратом и Иктином
Тест 10.
Храм Эрехтейон имел три различных портика, один из которых — портик кариатид. Почему этот портик имел такое название? Найдите правильный ответ среди предложенных вам вариантов:
1) в связи с расположением колонн портика в виде каре; 2) в связи со скульптурным изображением стоящих женских фигур, которые служили опорой балки портика; 3) в связи с женскими фигурами, украшающими фронтон портика; 4) в связи со скульпторами женщин, стоящих перед входом в храм со стороны портика.
Тест 11.
В IV веке до н.э. в Галикарнасе создается сооружение, представляющее собой 24-ступенчатую пирамиду высотой около 50 метров, увенчанную четверкой коней — квадригой. Что это за сооружение? Выберите правильный ответ:
1) алтарь Зевса; 2) святилище Афины; 3) усыпальница царя Мавсола; 4) храм Посейдона.
Тест 12.
В классический период культуры Древней Греции были созданы такие скульптуры, как 1) «Дорифор», 2) «Афина и Марсий», 3) «Зевс Олимпийский», 4) «Дискобол», 5) «Раненая амазонка», 6) «Афина Промахос», 7) «Диадумен», 8) «Афина Парфенос», 9) «Гера», 10) «Афина Лемния». Найдите среди перечисленных работ произведения скульптора Поликлета
Тест 13.
В IV веке до н.э. в греческой скульптуре на смену величавости, ясности и гармонии приходят драматический пафос, лиризм и грациозность. Создаются такие великолепные произведения, как 1) «Менада», 2) «Отдыхающий сатир», 3) «Аполлон Бельведерский», 4) «Гермес с младенцем Дионисом», 5) «Надгробие юноши», 6) «Афродита Книдская», 7) «Апоксиомен», 8) «Аполлон, убивающий ящериц».
Укажите, какие работы принадлежат скульптору Праксителю.
Тест 14.
Скульптурный канон первым сформулировал: 1) Мирон; 2) Фидий; 3) Поликлет; 4) Пракситель.
Тест 15.
Становление греческой драматургии относится к V в. до н.э. Великими трагиками Греции Эсхилом, Софоклом и Еврипидом, а также одним из основоположников греческой комедии Аристофаном были созданы такие произведения, как 1) «Антигона», 2) «Медея», 3) «Облака», 4) «Орестея», 5) «Ипполит», 6) «Богатство», 7) «Царь Эдип», 8) «Прикованный Прометей», 9) «Всадники», 10) «Вакханки», 11) «Аякс», 12) «Семеро против Фив». Укажите, какие работы принадлежат Эсхилу.
Тест 16.
Родоначальником трагического жанра, "отцом трагедии" считается: 1) Эсхил; 2) Софокл; 3) Аристофан; 4) Еврипид
Тест 17.
Вставьте пропущенные имена: Если древнегреческий трагик ________ изображал в своих трагедиях человека таким, каким он должен быть, то другой древнегреческий трагик _________ - таким, каков он есть.
Тест 18.
Отцом бытовой комедии является: 1) Эсхил; 2) Ксенофонт; 3) Аристофан; 4) Фукидид
Тест 19.
Из большого числа ораторов греческими учеными эпохи эллинизма был выделен "канон": 1) "пяти ораторов"; 2) "десяти ораторов"; 3) "пятнадцать ораторов"; 4) "двадцати ораторов".
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Тест 1.
В архитектуре этрусков обязательным элементом городского дома был атриум, представлявший собой: 1) купольное сооружение из клиновидных балок; 2) главный вход в. дом; 3) главное помещение дома с отверстием в крыше и бассейном; 4) крытую галерею, соединяющую помещения дома.
Тест 2.
Этруски в VII—VI вв. до н.э. на погребальных урнах и саркофагах делали скульптурные изображения головы или фигуры покойного. Какой из перечисленных материалов употреблялся этрусками для изготовления погребальных урн и саркофагов.
1) мрамор; 2) гранит; 3) терракота; 4) бронза.
Тест 3.
В эпоху царей (VIII—VI вв. до н.э.) Рим превращается в большой многолюдный город. Именно в этот период в Риме создается главная подземная канализационная труба — Великая клоака, которая служит Риму и поныне. Назовите имя одного из нижеперечисленных семи царей: Ромул, НумаПомпилий, ТуллГостилий, АнкМарций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый, — при котором было создано это сооружение.
Тест 4.
Чисто римскими архитектурными изобретениями являются: 1)триумфальная колоннада и купол; 2) арка и купол; 3) триумфальная колоннада и купол; 4) аркада и колоннада.
Тест 5.
В период Римской республики получает развитие скульптурный образ типа тогатуса, представлявшего собой: 1) рельефное изображение государственных деятелей; 2) скульптурное изображение знатных римлян; в ) образ облаченного в тогу римлянина; 4) скульптурные портреты в духе этрусского культа почитания предков.
Что такое тогатус? Выберите правильный ответ.
Тест 6.
Наукой всех наук в Риме считалась (лось): 1) военное дело; 2) философия; 3) риторика; 4) юриспруденция.
Тест 7
Литературным жанром чисто римского происхождения был: 1) роман; 2) эпиграмма; 3) сатира; 4) исторический роман.
Тест 8.
В 81 году в Риме воздвигается одна из лучших триумфальных арок, представляющая собой двадцатиметровое мраморное сооружение, украшенное бронзовой скульптурной группой, изображающей императора и богиню победы на колеснице, запряженной четверкой лошадей. Укажите, в честь какого императора была воздвигнута эта арка: 1)Веспасиана; 2) Августа; 3) Тита; 4) Тиберия; 5) Нерона.
Тест 9.
Среди площадей императорского Рима выделялся грандиозными размерами Форум, построенный в 109—113 гг. На площади Форума была установлена конная статуя императора и возвышалась тридцатиметровая колонна, названная его именем. Укажите, в честь какого императора был создан этот Форум, установлена на нем колонна и конный монумент:
1) Августа; 2)Веспасиана; 3) Траяна; 4) Нерона; 5) Калигулы.
Тест 10.
В 211—-216 гг. в Риме императором Каракаллой возводится одно из самых крупных сооружений. Что это было за сооружение? Выберите из нижеперечисленных:
1) Пантеон; 2) акведук; 3) термы; 4) базилика.
Тест 11.
По распоряжению императора Адриана в 125 году на Марсовом поле возводят храм всех богов — Пантеон, имеющий оригинальную конструкцию, своеобразные пропорции и решения по освещению интерьера. «Око Пантеона» представляет собой 1) вход в здание, 2) проем в стене, 3) отверстие в купольном перекрытии; 4) систему купольных отверстий.
Тест 12
Около 170 г. создается знаменитая конная статуя римскому императору — «философу на троне», записавшему в своем дневнике: «Время человеческой жизни — миг, ее сущность — вечное течение, ощущение — смутно, строение всего тела — бренно, душа — неустойчива, судьба —. загадочна, слава — недостоверна». Какому императору воздвигнут этот конный монумент?
1) Константину; 2) Флавию; 3) Марку Аврелию; 4)Октавиану Августу.
Тест 13.
К произведениям величайших поэтов «золотого века» римской поэзии Вергилия, Горация, Овидия неоднократно обращались в своем творчестве поэты России. Так, А. С. Пушкин в стихотворениях «Баратынскому», «Чаадаеву» упоминает имя одного из этих поэтов, а в первой главе «Евгения Онегина» Пушкин пишет:
...Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной,
Которую воспел Назон.
Назовите полное имя великого римского поэта, которого упоминает в своих произведениях А. С. Пушкин.
Тест 14.
Первым этапным событием торжества христианской религии в императорском Риме являлся:
1. Первый Вселенский собор 325 г. 2. Эдикт Диоклетиана 303 г. 3.Медиоланский эдикт Константина 313 г. 4. Принятие Константином христианства в 337 г.
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
Тест 1.
В первой трети VI в. в Равенне была сооружена гробница остготского короля Теодориха. Этот своеобразный памятник остготского зодчества представлял собой двухэтажное центрическое сооружение, перекрытое куполом высотой 2,5 метра. Купол был выдолблен из монолита. Почему перекрытие гробницы было монолитным? Выберите правильный ответ: 1) во исполнение воли Теодориха; 2) в виду высоких технических возможностей, позволивших без особого труда поднять и установить монолит; 3) в виду отсутствия навыков создания купольных перекрытий; 4) стремление сделать гробницу более долговечной.
Тест 2.
Средневековый философ, поэт, ученый и теоретик музыки Северин Боэций (480— 524 гг.) обосновал деление знаний на семь свободных искусств, куда входили 1) арифметика, 2) грамматика, 3) диалектика, 4) геометрия, 5) риторика, 6) астрономия, 7) музыка, расположив их в высшей ступени (квадриум) и низшей (тривиум). Назовите, какие из свободных искусств входили в квадриум.
Тест 3.
Средневековый философ, поэт, ученый и теоретик музыки Северин Боэций (480— 524 гг.) обосновал деление знаний на семь свободных искусств, куда входили 1) арифметика, 2) грамматика, 3) диалектика, 4) геометрия, 5) риторика, 6) астрономия, 7) музыка, расположив их в высшей ступени (квадриум) и низшей (тривиум). Назовите, какие из свободных искусств входили в тривиум.
Тест 4.
Романская пластика подчинена архитектуре и используется как украшение соборов в интерьере и снаружи. Как правило, романская скульптура не пропорциональна: фигуры вытянуты в длину, головы увеличены, тела схематичны. Такое скульптурное изображение объяснялось: 1) недостаточным мастерством ваятелей; 2) небрежностью мастеров, понимающих безымянность своего творения; 3) требованиями существующих церковных канонов; 4) желанием создать скульптуры, отличные от реальных образов.
Тест 5.
Дайте правильный ответ, почему в средневековой Италии иллюстрации текста в «Свитках ликования» помещались в перевернутом виде:
1) чтобы читающий с амвона пользовался текстом, а не рассказывал по иллюстрациям; 2) чтобы молящиеся, не знающие латыни, угадывали текст по иллюстрациям спускающегося с амвона свитка; 3) чтобы читающий не отвлекался от содержания текста; 4) чтобы молящиеся не отвлекались от содержания текста.
Тест 6.
В XIII в. в скульптурном ансамбле собора в Наумберге (Германия) появляется первая портретная галерея средневековья, состоящая из фигур донаторов, которые представляли собой: 1) священнослужителей; 2) мучеников за веру; 3) покровителей строительства храма; 4) нищенствующих проповедников.
Тест 7.
XIII век во Франции — золотой век витража. Только в одном Шартском соборе витражи занимают площадь в 2600 кв. м. Французский витраж, являясь и фигуративным и орнаментальным, всегда отличался интенсивной цветовой гаммой и представлял собой:
1) живопись по стеклу прозрачными красками; 2) орнаментальную или сюжетную композицию из набора цветных стекол; 3) мозаичное панно из непрозрачного цветного стекла; 4) живопись по стеклу непрозрачными красками.
Тест 8.
К героическому эпосу средневековой Европы относятся 1) «Песнь о Ролланде», 2) «Песнь о Нибелунгах», 3) «Песнь о моем Сиде», 4) «Баовульф», 5) «Саги» и др.
Определите, какое из этих произведений было создано во Франции.
Тест 9.
Характерным явлением художественной культуры средних веков является рыцарская лирическая поэзия. Поэты-певцы, прославлявшие рыцарскую любовь в Германии назывались: 1) ваганты; 2) трубадуры; 4) миннезингеры; 4) труверы.
Тест 10.
Значительным явлением в литературном творчестве средневековой Европы была поэзия вагантов, родиной которых была: 1) Испания; 2) Германия; 3) Италия; 4) Франция.
Тест 11.
Крупнейшее произведение героического эпоса Англии: 1) «Сага об Эрике Рыжем»; 2) «Песнь о Роланде»; 3) «Поэма о Беовульфе»; 4) «Сага об Эгиле».
Тест 12
С XI века во время службы в храмах стали разыгрывать драматические религиозные сценки, основанные на библейских сюжетах. Они назывались: 1) литургия; 2) фарс; 3) мистерия; 4) маскарад.
Тест 13
Первый средневековый университет был основан в: 1) Оксфорде: 2) Париже; 3) Болонье; 4) Кембридже.
Тест 14
Высшим проявлением площадной народной культуры Средневековья был: 1) фарс; 2) мистерия; 3) карнавал; 4) маскарад.
Тест 15
Средневековая школьная наука называлась: 1) риторика; 2) схоластика; 3) теология; 4) философия.