Тема 9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Терминологическое поле
Культура – это
Цивилизация – это
Задание 1.
Назовите представителей цивилизационного направления в культурологии и их основные работы
Задание 2.
Согласно О. Шпенглеру, цикл каждой культуры укладывается в один и тот же временной интервал - 1000-летие. Он включает в себя четыре периода, фазы, длительностью, примерно, 200-300 лет:
1. зарождение ("весна");
2. расцвет ("лето");
3. старение ("осень");
4. смерть ("зима").
Развитие культуры сказывается на развитии людей. Все выдающиеся личности в своей жизни воспроизводят фазу той культуры, к которой они принадлежат. На ваш взгляд, в каком периоде находится современная цивилизация и почему?
Задание 3.
Проанализируйте понятия «культура» и «цивилизация», найдите общие черты и различия. Некорректно поставлен вопрос: одни авторы отождествляют, другие противопоставляют
культура | цивилизация |
Общее | |
Различия | |
Задание 4.
Проанализируйте следующие высказывания:
«Смерть духа культуры – цивилизация».
Н. А. Бердяев
«Цивилизация как конечный момент в развитии культуры, означающий ее упадок».
О. Шпенглер
«Цивилизация имеет не природную и не духовную, а машинную основу, в ней техника торжествует над духом, над организмом».
П.С. Гуревич
Вы согласны с такой позицией и почему?
Задание 5.
Приведите примеры интравертных и экстравертных цивилизаций.
Задание 6.
Укажите основные черты техногенной цивилизации.
ТЕСТЫ МО МОДУЛЮ 3
ТЕСТ 7
1. В чем заключается специфика культурологического подхода в изучении искусства? Уберите лишнюю позицию:
а) в выяснении социокультурных смыслов, типологии, динамики искусства;
б) в анализе формы художественного произведения, психологии художественного восприятия и творчества;
в) в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами культуры.
2. Какая форма познания доминирует в искусстве?
а) рациональная;
б) интуитивная;
в) чувственная.
3. Как можно интерпретировать искусство?
а) реализация инстинкта украшения и подражания природе, средство общения между людьми и источник познания мира;
б) своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах, текст, знаковая система;
в) игра, удовольствие, способ самовыражения и самосознания человечества;
г) все перечисленное.
4. Что означает понятие «синкретизм первобытного искусства»?:
а) слитность, нерасчлененность деятельности и мышления человека в первобытной культуре;
б) универсальность первобытного искусства;
в) примитивность первобытного искусства.
5. Кто из культурологов в работе «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры» показал наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке, религии, поэзии, музыке?
а) Х. Ортега-и-Гассет;
б) Г. Спенсер;
в) Й. Хейзинга.
6. Когда возникает термин мимезис (подражание)?
а) в эпоху античности;
б) в эпоху средневековья;
в) в эпоху просвещения.
7. Что подразумевают социокультурные смыслы искусства? Уберите лишнюю позицию:
а) исследование его удивительной способности уметь воздействовать на вещи и людей с помощью искусственных артефактов;
б) бытие в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей;
в) его рассмотрение как специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности.
8. Кто из мыслителей считал, что эстетическое переживание – это удовольствие, которое «свободно от всякого интереса»?
а) Платон;
б) И. Кант;
в) Г. Гегель.
9. Кто из мыслителей отождествлял красоту и пользу?
а) Аристотель;
б) Демокрит;
в) Сократ.
10. Как называется работа немецкого философа Г. Гадамера, в которой он анализирует современное состояние искусства?
а) «Дегуманизация искусства»;
б) «Общий смысл искусства»;
в) «Актуальность прекрасного».
11. Немецкий просветитель Г. Э. Лессинг в работе «Лаокоон. О границах живописи и поэзии» утверждал в качестве цели живописи и поэзии:
а) изображение прекрасных тел;
б) изображение жизненного подобия;
в) изображение возвышенного и трагического.
12. Какие существуют способы образного отражения мира в искусстве?
а) натуралистический и пронатуралистический;
б) прекрасный и безобразный;
в) реалистический и условный.
13. Какой вид искусства соответствует идеациональному типу культуры, согласно концепции П. Сорокина?
а) символическое искусство;
б) чувственное искусство;
в) эклектичное искусство.
14. Х. Ортега-и-Гассет в своей теории элитарного и массового искусства утверждал, что новое искусство разделяет публику на два класса:
а) тех, кто понимает его, и тех, кто не понимает его;
б) на художников и тех, которые художниками не является;
в) все перечисленное.
15. Как соотносятся понятия «кич» и «массовая культура»?
а) кич – это нижние пласты массовой культуры;
б) кич – это основа массовой культуры;
в) эти понятия не пересекаются.
16. Кто из мыслителей рассматривал в своих работах тенденцию «дегуманизации искусства»?
а) П. Сорокин;
б) Х. Ортега-и-Гассет;
в) М. Хайдеггер.
17. Какие закономерности религиозного искусства можно выделить?
а) символичность, каноничность, обезличенность;
б) поливариантность, абстрактность, фундаментальность;
в) все перечисленное.
18. Что означал греческий термин «techne»?
а) науку и ремесло;
б) искусство;
в) все перечисленное.
19. В разные культурно-исторические эпохи существовала своя доминанта в искусстве: античная скульптура, средневековая …, живопись Возрождения. Вставьте пропущенное слово:
а) литература;
б) музыка;
в) архитектура.
20. Какая динамическая модель соответствует изменениям в искусстве?
а) эволюционная;
б) волновая;
в) прогрессивная.
ТЕСТ 8
1. Кто из ученых в работе «Феномен человека» ввел понятие «рефлексия» как импульса генезиса культуры?
а) Э.Б. Тайлор;
б) П. Тейяр де Шарден;
в) Л. Морган.
2. Как называется способ обобщенного отражения действительности, выраженный в чувственных представлениях или в фантастическом виде?
а) миф;
б) праздник;
в) обряд.
3. Кто из ученых рассматривал архетипы как структурные элементы коллективного бессознательного, как основу возможности всех психических процессов и переживаний, как импульс к художественному, научному, религиозному творчеству?
а) З. Фрейд;
б) К.Г. Юнг;
в) Э. Фромм.
4. Какое понятие ввел в научный оборот Э.Б. Тайлор, считая его «минимумом» религии?
а) магия;
б) мифологема;
в) анимизм.
5. Что такое креационизм?
а) религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего;
б) научное направление, в котором рассматривается доминирование сознания;
в) совокупность мифов о человеке.
6. Существует четыре направления первобытных верований: 1. анимизм; 2. фетишизм; 3. тотемизм; 4. … Вставьте пропущенную позицию:
а) обряд;
б) ритуал;
в) магия.
7. Какой способ познания является доминирующим в религии?
а) чувственный;
б) интуитивный;
в) рациональный.
8. Какой характер имеет конфликт науки и религии?
а) мировоззренческий;
б) институциональный;
в) глобальный.
9. Как называлось официальное учение католической церкви в период средневековья?
а) фовизм;
б) антипозитивизм;
в) томизм.
10. Кто из ученых явился создателем механистической модели мира?
а) Птолемей;
б) Дж. Бруно;
в) И. Ньютон.
11. Какую классификацию наук предложил Г. Гегель?
а) племенные, национальные, мировые;
б) религии природы, религии духовной индивидуальности, христианство как абсолютная религия.
в) религии природы религии нравственности, религии спасения.
12. Какое фундаментальное противоречие существует между наукой и религией в познавательном аспекте?
а) между знанием и верой;
б) между теизмом и атеизмом;
в) между материей и сознанием.
13. Какова причина антисциентистских настроений в современной культуре?
а) разочарование в традиционной науке, ее неспособности решить некоторые жизненно важные проблемы – технические, медицинские и другие.
б) дисциплинарная разрозненность и утилитарная направленность современной науки.
в) все перечисленные.
14. Когда используется понятие дискурс?
а) понятие дискурса используют тогда, когда предполагается исследование языка, речевого способа передачи смысла;
б) понятие дискурса используют тогда, когда речь идет не о статическом состоянии того или иного текста, а динамическом, состоянии диалога, коммуникации;
в) все перечисленное.
15. Согласно, какой научной картине мира, физический мир является вторичным, производным Мира высшей реальности?
а) системной;
б) теистической;
в) такая картина мира не существует.
16. В какой модели мира баланс противоположных сил трактуется как результат игры разнородных случайностей?
а) статистическая;
б) символическая;
в) механистическая.
17. Какая религия была первой монотеистической религией?
а) буддизм;
б) иудаизм;
в) христианство.
18. Кто из ученых является автором работы «Священное и мирское»?
а) П. Сорокин;
б) А. Мень;
в) М. Элиаде.
19. Отличительные признаки науки как феномена культуры: 1. ищет ответ на вопрос: как устроен мир? 2. пытается открыть общую идеальную структура мира в космическом мироздании; 3. … 4. доминируют рассудочные средства; 5. основная ценность – информационное содержание; 6. прогрессирует за счет постоянного самообновления. Вставьте пропущенную позицию:
а) рассматривает проблемы осмысления бытия;
б) изучает причинно-следственные связи;
в) все перечисленное.
20. Существуют ли в религиозной сфере фрагменты рационально логического характера?
а) в теологии;
б) в культе;
в) не существуют.
ТЕСТ 9
1. С чем связано осознание опасности технического развития?
а) возросла непредсказуемость развития техники для природы и человека, результатом которой являются высокие требования к ее надежности;
б) масштабы развития техники привели к возникновению особого техномира;
в) все перечисленное.
2. Что означает термин «техника» в широком смысле слова?
а) продукт цивилизации, имеющий внетехнологический смысл – социальный, ценностный, историко-цивилизационный;
б) инструментальное средство, техническое знание, часть общественного прогресса, социальной динамики;
в) все перечисленное.
3. Какой аспект техники изучают технические науки?
а) естественное измерение, которое акцентирует внимание на взаимоотношении «техника – природа»;
б) инструментально-технологическое измерение, когда во внимание берется онтологическая природа технического объекта, его внутренняя технологическая «логика»;
в) индивидуальное человеческое измерение, которое сосредоточивается на предметной области «техника – человек».
4. Какой аспект техники изучает культурология?
а) «техника – социокультурный мир»;
б) «техника – социальное бытие»;
в) «техника – человек».
5. Кто из исследователей своей работой «Основы философии техники» положил начало исследованию техники как особой области философского знания?
а) К. Ясперс;
б) К. Маркс;
в) Э. Капп.
6. Какие исследователи развивали экзистенционалистскую интерпретацию техники и ее роли в динамике социокультурного пространства?
а) М. Хайдеггер, К. Ясперс, Х. Ортега-и-Гассет;
б) Э. Капп, А. Гелен, Г. Плесснер;
в) Ж. Эллюль, Л. Мэмфорд.
7. Какой ученый, работавший в МГТУ им. Н.Э. Баумана одним из первых поставил вопрос о теоретическом осмыслении техники в начале ХХ века?
а) А.Н. Туполев;
б) П.К. Энгельмейер;
в) П.Л. Чебышев.
8. В чем заключаются социокультурные черты техники?
а) она есть средство преобразования среды, природы и человека, выступает посредником между человеком и природой;
б) она есть средство, изменяющее самого человека;
в) все перечисленное.
9. Социокультурный смысл техники как ценности может рассматриваться как:
а) объект, знание, процесс изобретения;
б) искусность и мастерство;
в) расширение человеческих возможностей.
10. Какой социокультурный смысл техники заключается в том, что она служит расширению человеческих возможностей и служит средством реализации природных задатков?
а) техника как социокультурная ценность;
б) техника как степень совершенства способа деятельности;
в) техника как степень развития человека.
11. Какой подход к происхождению техники выделяет естественно-природные основания возникновения техники для защиты от природных сил?
а) натуралистический;
б) волевой;
в) рациональный.
12. Согласно рациональному подходу к проблеме происхождения техники:
а) инженерия представляет один инстинктов человека;
б) техника и техническая деятельность понимаются как сознательно проектируемое действие;
в) техника только частично определяется природой, другим фактором, обусловившим ее происхождение, является воля.
13. Какие предпосылки можно отнести к антропологическим истокам возникновения техники?
а) человек – существо разумное (Homo Sapiens), преобразующее (Homo Faber);
б) информационно-коммуникативная способность человека вырабатывать информационно-языковые средства;
в) все перечисленное.
14. Каковы социокультурные предпосылки возникновения техники?
а) техника возникает на фоне общего социокультурного развития;
б) техника возникает как результат, обусловленный наличием общих представлений о мире, уровнем развития научных и религиозных взглядов, искусства, морали и других проявлений культуры;
в) все перечисленное.
15. Каким образом рассматривалось соотношение науки и техники в античную эпоху?
а) техника рассматривалась как часть теоретического знания самого высокого рода;
б) техника стояла выше науки;
в) наука и техника не пересекались.
16. Как Леонардо да Винчи рассматривал технику?
а) как противостояние природе;
б) как продолжение природы;
в) как нечто, существующее независимо от природы.
17. В чем проявляется взаимоотношение техники с нравственностью?
а) в возникновении позитивных личностных качеств –предприимчивости, организованности, дисциплинированности, ответственности, собранности;
б) в возникновении негативных личностных качеств – холодной расчетливости, меркантильности, стандартизации поведения и мышления;
в) все перечисленное.
18. Кто из культурологов рассматривал влияние техники на формирование личности джентльмена, главной чертой которого является обостренное чувство жизненной свободы, основанной на переизбытке власти над обстоятельствами?
а) Ю. Лотман;
б) Х. Ортега-и-Гассет;
в) А. Гелен.
19. Сторонники технологического детерминизма считают, что:
а) эволюция техники не зависит от социальных политических систем и других социокультурных оснований;
б) техника и ее развитие вписываются в общий социальный и культурный контекст, в систему социокультурных ценностей;
в) все перечисленное.
20. Какие взаимоотношения охватывают следующие проблемы: граница между человеком и машиной, проблема искусственного и естественного интеллекта?
а) человек – природа;
б) человек – техника;
в) человек – культура.
ТЕСТ 10
1. Какие существуют подходы к соотношению культуры и цивилизации?
а) термины «культура» и «цивилизация» тождественны;
б) цивилизация – уровень социокультурного развития;
в) цивилизация – период деградации, упадка культуры, набор технико-механических средств;
г) все перечисленное.
2. Кто из ученых считал, что основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки?
а) Л. Мечников;
б) Н. Данилевский;
в) А. Чижевский.
3. Каким образом характеризует цивилизацию Ю.А. Яковец?
а) «она охватывает собою совокупность всех открытий, сделанных человеком, и всех изобретений»;
б) «качественный этап в истории общества, характеризующийся определенным уровнем развития самого человека, технологической и экономической базы общества, социально-политических отношений и духовного мира»;
в) как «сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами».
4. Кто из ученых является автором книги «Цивилизация средневекового Запада»?
а) Л. Февр;
б) М. Блок;
в) Ж.Л. Гофф.
5. Назовите эпоху, когда было зафиксировано соотношение культуры и цивилизации: культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, цивилизация – с историческим процессом гражданского общества?
а) античность;
б) средневековье;
в) Возрождение.
6. Каким образом интерпретировалось понятие «цивилизация» в эпоху Просвещения?
а) культура и процесс цивилизационного развития наложились друг на друга, культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни;
б) термин «цивилизация» был введен французскими просветителями для обозначения гражданского общества, некоторой качественной его характеристики, уровня развития с господством свободы, справедливости, правового устройства;
в) все перечисленное.
7. Какие два ученых рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившую вслед за дикостью и варварством?
а) Л. Морган и Ф. Энгельс;
б) О. Шпенглер и Э. Бенвенист;
в) А. Тойнби и Л. Гумилев.
8. Кто и в какой работе впервые использовал термин «цивилизация»?
а) Ж.Л. Гофф «Цивилизация средневекового Запада»;
б) В.Р. Мирабо «Друг людей»;
в) Ф. Бродель «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV – XVIII вв.».
9. В какой работе О. Шпенглера цивилизация трактуется как фаза заката культурно-исторического типа, его разложение?
а) «Закат Европы»;
б) «Постижение истории»;
в) «Кризис нашего времени».
10. Н.А. Бердяев считал, что:
а) культура символична по своей природе, но не реалистична;
б) цивилизация – смерть духа культуры;
в) цивилизация подменяет цель жизни средствами жизни, орудиями жизни;
г) все перечисленное.
11. П. Сорокин трактовал культуру как духовную наполненность цивилизации. Уберите лишнюю позицию, не соответствующую этой трактовке:
а) утрата, обнищание, смерть культуры ведут к существованию бездуховной цивилизации;
б) цивилизация включает в себя только позитивные культурные достижения;
в) цивилизация понимается как историческая стадия общественного развития или как тип общественного устройства.
12. По какому основанию осуществляется типологизация цивилизаций на земледельческие и индустриальные или приморские и континентальные?
а) по господствующему типу хозяйственной деятельности;
б) по принципу естественно-географической среды;
в) по степени взаимодействия с другими цивилизациями.
13. Какие цивилизационные циклы выделяет Э. Тоффлер?
а) присваивающий, земледельческий, машинный;
б) дикость, варварство, цивилизация;
в) сельскохозяйственный, индустриальный, постиндустриальный.
14. Кто из ученых является автором концепции многолинейной эволюции, идеи культурной экологии?
а) Дж. Стюард;
б) М. Мид;
в) Т. Парсонс.
15. Концепция В.С. Степина о двух типах цивилизационного развития в истории человечества предполагает деление цивилизаций на:
а) традиционные и техногенные;
б) сельскохозяйственные и промышленные;
в) религиозные и художественные.
16. Ценностное ядро культуры как ее социогенетический код:
а) обеспечивает устойчивость социального организма и его адаптацию к окружающей культурно-цивилизационной среде;
б) защищает социальный организм от воздействий импульсов других культур;
в) все перечисленное.
17. Переходный период при смене цивилизаций характеризуется:
а) разрушением целостности ценностного ядра культуры;
б) формированием основ культурного ядра будущей цивилизации;
в) все перечисленное.
18. Основу западноевропейской культуры и техногенный характер современной цивилизации определяют следующие черты: 1. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней – работник; 2. человек рассматривается как активное существо, призванное преобразовать мир; 3. …; 4. установка на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологии вне их человеческого социокультурного измерения. Вставьте пропущенную позицию:
а) деятельность человека направлена на самого себя;
б) деятельность человека направлена вовне, на преобразование предметов;
в) деятельность человека нейтральна по отношению к природе.
19. Преодоление кризиса техногенной цивилизации возможно через:
а) осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры;
б) смену принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включение в систему этих оценок социокультурного, собственно человеческого измерения;
в) революционные изменения инженерного мышления и действия;
г) все перечисленное.
20. Что предполагает социокультурное осмысление техники? Уберите лишнюю позицию:
а) техника рассматривается в контексте условий ее бытия, повышается ответственность за выбор решений;
б) формируются новые принципы контроля над техникой на базе многомерности и новые принципы технического проектирования в глобальной системе техническое устройство – человек – окружающая среда;
в) техническая эффективность становится главным ориентиром инженерного мышления, что превращает саму технику в цель и главное содержание всей деятельности человека.