Место и роль региональных и локальных культур беларуси в глобализационных процессах современности
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу региональных и локальных культур Беларуси и представляет собой попытку диахронного и синхронного их изучения. Исследование выполнено на стыке культурологии, этнографии и регионалистики. Основной материал статьи логично разделить на две составные части. Первая из них касается исследования вопроса о месте и роли региональных и локальных культур в популярной в настоящее время территориальной типологии культуры. Регион рассматривается как концепт и историческая реальность. Предлагается авторское определение региональной и локальной культур. Вторая часть статьи посвящена культурным регионам Беларуси. Данные научных исследований свидетельствуют о существования региональных особенностей на протяжении подавляющего периода белорусской истории и, в то же время, об общих истоках, закономерностях и перспективах развития материальной и духовной культуры Беларуси. В заключении автор делает вывод о том, что изучение различных аспектов региональных и локальных культур Беларуси позволяет лучше понять процесс формирования и развития белорусской национальной культуры как полиэтнического, поликонфессионального и поликультурного образования.
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, культура представляет собой многомерный сложноорганизованный и нелинейный феномен. Отсюда логично вытекает предположение, что в основу структурирования этого феномена в принципе могут быть положены разнообразные критерии. В настоящее время в качестве сложившихся вариантов морфологии культуры выступают историческая и социальная типологии. В то же время, на наш взгляд, религиозная или территориальная типологии требуют в современных условиях уточнения, дополнения или пересмотра.
Территориальная типология является в данный момент достаточно популярной. В качестве основного критерия территориальной типологии традиционно рассматривался формальный признак, а именно территория, площадь, занимаемый определенной культурой ареал.С учётом постоянно усложняющейся в условиях постсовременности культурной парадигмы, хотелось бы дополнить сложившееся представление о территориальной типологии культуры. На наш взгляд, всё большее значение в настоящий момент приобретает степень сплочённости (или, как вариант, разобщённости) людей, проживающих на определённой территории. Более того, порой такая, казалось бы, “виртуальная” общность оказывается более действенной синтезирующей категорией, чем реально существующая территория.
Многие современные исследователи связывают этапы становления и развития территориальных типов культуры с динамикой развития этноса и нации. Поэтому, с их точки зрения, правильнее было бы говорить об этно-территориальных типах культуры, к которым относят этнические, национальные и региональные культуры [2,с. 296-314]. В частности, в качестве основной причины выделения последних называют извечное противостояние Востока и Запада, а также Севера и Юга, в результате чего сформировались культуры восточного и западного, северного и южного типов. В настоящей статье столь обширные по площади распространения и достаточно эфемерные по степени социальной сплочённости культуры фигурируют как мультирегиональные. А под собственно региональными понимаются региональные культуры, сложившиеся на территории одного государства либо, в крайнем случае, нескольких государств, обладающие также и рядом других существенных характеристик, о чём будет сказано далее.
В настоящее время региональной проблематикой в нашей республике занимаются различные научные институты и учебные заведения. Над этими вопросами работали видные отечественные этнологи, историки, филологи и искусствоведы, среди которых В.Пичета, В.К.Бондарчик, А.И. Локотко, З.Я.Можейко, М.Ф.Романюк, В.С.Титов [1, 3, 6, 7] и др.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Самый обширный ареал у общечеловеческой(синоним: мировой, глобальной) культуры. Существование общечеловеческой культуры, по мнению некоторых учёных, не более чем иллюзия. Однако мы придерживаемся мнения, что такая культура, базирующаяся на общечеловеческих, так называемых вечных ценностях существует. Причём как в диахронном плане (т.е. сложилась исторически - как преемственность последовательно сменяющих друг друга исторических типов культуры), так и в синхронном – как явление по преимуществу культуры ХХ-ХХІвв., что связано с развитием современных СМИ, возникновением и функционированием единого информационного, научного и культурного пространства.
Степень солидарности людей внутри общечеловеческой общности невелика. Как правило, мы ощущаем себя жителями своего города или деревни, гражданами государства, но редко думаем о себе как о представителях космопланетарной общности.
Многие актуальные проблемы культуры являются порождением глобализации. Процесс глобализации справедливо вызывает у учёных неоднозначную реакцию и критику. Помимо очевидных благ, которые принес с собой этот процесс (например, расширение культурных горизонтов и распространение образования), глобализация привела к ощутимым негативным последствиям – прежде всего, к тотальной стандартизации и утрате культурной самобытности многими культурами. Как известно, зачастую глобализация развивалась по сценарию вестернизациикультуры.
Кроме уровня общечеловеческой культуры мы выделяем уровень мультирегиональных культур. В нашем понимании мультирегиональная культура - это культура весьма обширного культурного региона, отличающегося большим ареалом распространения, богатым и разнообразным культурным наследием и традициями. В мультирегиональную культуру культуры могут объединяться формально (например, по принципу географической близости) либо на основании общей исторической памяти, как культуры близкие по духу, национальному и конфессиональному составу, языку, обычаям и традициям. Примером такого мультирегиона являются Европа или Латинская Америка. Как правило, социальная сплоченность внутри мультирегиональной культуры бόльшая, чем внутри общечеловеческой культуры. Так, население Европы с гордостью называет себя европейцами, различным образом подчеркивая свою общность и имеет ряд общеевропейских организаций, политических, правовых и художественных традиций, унаследованных от греческой и римской античности – "колыбели европейской культуры". Вариантами мультирегинальной культуры являются, к примеру, также романская или славянская культуры.
На определённом этапе развития общества возникли национальные культуры. В становлении национальных культур большую роль играли такие факторы как возникновение национально-освободительных движений, становление национальных суверенных государств, развитие национальной идеологии и т.д. Национальная культура менее типична и более связана с конкретными фактами национальной истории и культуры в сравнении с мультирегиональной культурой, однако более стандартизирована, нежели культура этническая. Национальная культура предлагает нации некий общенациональный культурный стандарт, идеальный образец. В национальной культуре явно выражено синтезирующее начало. Она как бы "миксирует" различные культурные образцы и нормы, бытующие в среде сограждан, и в итоге предлагает всем некий готовый и приемлемый культурный продукт, как правило, содействующий общенациональной консолидации. Ареал распространения национальной культуры ỳже, чем мультирегиональной культуры, зато она достаточно прочно консолидирует людей. Так, граждане государства имеют национальные символы (герб, флаг), соблюдают Конституцию (Основной закон) страны, соблюдают национальные традиции и т.д. Основополагающие ценности национальной культуры, как правило, разделяются представителями основных этносов, проживающих на территории данного государства.
Фундаментальным основанием любой национальной культуры является этническая (народная) культура. Это наиболее древний и поэтому малоподвижный пласт культуры. Некогда этнические культуры возникли на основе кровного родства. Позднее представителей одного этноса объединили общая и, как правило, постоянная территория проживания, определённые язык, обычаи, нравы, верования и т.д. Современные демократические государства, в том числе и Республика Беларусь, поддерживают развитие не только культуры титульного этноса, но и развитие культур других народов, проживающих на её территории.
Следующий уровень в территориальной типологии представлен региональной и локальной культурами. Остановимся на этом вопросе подробнее.
Региональная культура имеет меньший ареал распространения по сравнению с мировой, мультирегиональной, национальной и этнической культурой, однако больший ареал, нежели локальная культура. Люди, проживающие на территории региона, достаточно хорошо осознают свою общность, называют себя определенным образом, тем самым закрепляя в сознании и языке свою самобытность, отличимость от других.
В результате проведённой длительной работы над региональной проблематикой нами было предложено следующее определение региональной культуры: региональная (от лат. regionalis - "областной") культура - это культура региона, имеющего либо не имеющего атрибутов культурной автономии, расположенного на территории одного государства или нескольких соседних государств и отличающегося определённой и значительной территорией, своеобразными природно-климатическими условиями и наличием комплекса специфических историко-культурных характеристик.
Регион как концепт. Во-первых, в основу регионализации положено разнообразие природных условий. На территории Беларуси располагается ряд физико-географических провинций. Так, север страны занимает Белорусско-Валдайская провинцияс относительно прохладным влажным климатом, сложным чередованием возвышенно-моренного и низинного рельефа с многочисленными озерами, суглинистыми, супесчаными либо глинистыми почвами. Для Восточно-Прибалтийской провинции, которая располагается в междуречье Западной Двины и Дисны характерен равномерно прохладный и влажный климат, возвышенно-моренны озерный рельеф, суглинистые завалуненные почвы. На Оршанско-Могилевской равнине находится Восточно-Белорусская провинция, которую отличает континентальный, менее влажный климат, платообразный равнинный рельеф, лёсовидные почвы. Предполесская провинция раскинулась на Центрально Березинской равнине – здесь преобладает умеренно континентальный и влажный климат, преимущественно равнинный рельеф, песчано-супесчаные почвы. Достаточно теплый и наиболее влажный климат, низинный и однородный рельеф, заболоченные песчаные и торфянистые почвы встречаются на территории обширной Полесской провинции. В северо-западной части Беларуси, которая включает в себя территорию Гродненской области, а также северную часть Брестчины находится Западно-Белорусская провинция. Она характеризуется влажным, наиболее теплым и мягким климатом, возвышенно-моренными денудированным и низинным рельефом с преимущественно супесчаными завалуненными почвами. Следует отметить, что в границах крупных физико-географических единиц (провинций) встречаются, как мы это будем видеть далее, и своеобразные природные территориальные комплексы: так, подобные отличительные ландшафты существуют в речных долинах Днепра, Припяти, Сожа, Друти, Немана и других белорусских рек. [5, с.169-170]
Отечественные этнологи полагают, что весьма существенной основой для регионализации служат, особенности традиционной народной культуры, поскольку народная культура – это основа культуры как таковой [7, c.153]. Региональная специфика народной культуры сформировалась под влиянием особенных природно-географических условий и исторических событий, в результате взаимодействия всех указанных условий на территории региона возникла специфическая материальная и духовная культура, которая проявилась в характере расселения людей, роде занятий и типе хозяйствования, особенностях мышления, этно-конфессиональном и лингвистическом своеобразии, историко-культурном наследии и традициях народного искусства (народная архитектура, костюм, устно-поэтическое и песенное творчество и т.д.) [7, c.153].
Историки полагают, что специфика большинства культурных регионов Беларуси впервые проявилась в эпоху средневековья и связывают зарождение и формирование региональных культур с особенностями областного этногенеза. Выделение исторически сложившихся региональных культур возможно, считают они, на основе пяти фундаментальных "этнических ядер". Это, во-первых, южное ядро (бассейн Припяти) на дреговичской основе с включением древлянских, волынских и ятвяжских элементов. Во-вторых, подвинское ядро (бассейн Западной Двины) на базе полоцких кривичей, северных дреговичей, фино-угорских и балтских элементов. В-третьих, верхнеднепровское ядро (бассейн верхнего Днепра) в зоне расселения кривичей и радимичей. В-четвёртых, т.н. чернорусское ядро (бассейн верхнего Немана), где встретились полоцкие кривичи, припятские дреговичи и балтские племена. И наконец, в-пятых, это берестейское ядро – зона волынско-дреговичской колонизации [6, c.25-26].
В период ВКЛ, утверждают историки, на территории Беларуси можно было выделить уже три крупные культурные области: такие как Литва (или Черная Русь), Белая Русь и Полесье [6, c.25-26].
Общепринятая точка зрения гласит, что с конца XVIIIв. на территории Беларуси выделяют шесть самобытных культурных регионов: Подвинье (Поозерье), Поднепровье, Восточное и Западное Полесье, Понеманье и Центральную Беларусь [6, с.55]. При этом на границах сложившихся культурных регионов сформировались особенные культурные зоны - т.н. субрегиональные культуры (пограничные, переходные, "стыковые"), главной отличительной чертой которых является синтез различных культурных элементов и традиций.
Традиционные ареалы, занимаемые региональными культурами, окончательно определились к концу XIX-началу ХХвв. Их границы незначительно менялись с течением времени под влиянием военных действий, перераспределения территорий, нового административно-территориального деления и др. Особенно очевидными эти изменения стали в ХХв., который стал важной вехой в формировании белорусского государства, нации и национальной культуры. В связи с кардинальными изменениями, произошедшими в политической, социально-экономической и культурной областях, стала наблюдаться значительная коррекция границ традиционных культурных регионов Беларуси в связи с тем, что со второй половины века гораздо большее значение приобрели не внутрирегиональные, а внутриобластные связи.
Поэтому в настоящее время целесообразно говорить о наличии следующих самобытных культурных регионов на территории Республики Беларусь: Витебское Подвинье, Могилёвское Поднепровье, Гомельское Полесье, Брестское Полесье, Гродненское Понеманье и Центральная Беларусь (Минщина). При этом принятое сегодня административно-территориальное деление Республики Беларусь не создаёт препятствий для развития традиций в рамках региональных и локальных культур.
В белорусских фольклорных источниках мы видим отражение идеи единства национальной культуры, но в то же время, - её полифоничности (многоголосицы). Так, для белорусов, как отмечают многочисленные отечественные и зарубежные исследователи, характерна повышенная любовь к своему краю, малой родине [4], что подчёркивается и во многих пословицах и поговорках белорусского народа (например, "у родным краі, як у раі" и др.). Белорусский фольклор явно отражает своеобразие образа жизни и мышления людей в различных регионах Беларуси. В свете набирающей силу антиглобалистической тенденции заслуживающим внимание фактом является то, что для белорусского фольклора при любых условиях фундирующим остаётся утверждение о принципиальной несхожести культур мира (например, "што ні край, то звычай; што ні страна, то навіна" и др.).
Характеристика культурных регионов дополняется рядом необходимых в современных условиях социально-экономических характеристик, показателями развития социокультурной сферы, описанием сохранившегося на территории регионов историко-культурного наследия, демографической ситуации, уровня жизни населения и т.д. Хотелось бы отметить, что в прошлом и настоящем культурных регионов Беларуси гармонично сочетаются общебелорусские черты и местная специфика.
Заключительный уровень в территориальной типологии культуры представлен локальной культурой. Мы считаем, что локальная (от лат. localis - "местный") культура - это культура отдельной местности в рамках определённого культурного региона, отличающегося незначительным ареалом распространения и рядом специфических историко-культурных характеристик.
На территории Беларуси исторически сложилось множество локальных культур и в составе каждой из региональных культур Беларуси мы увидим драгоценную россыпь локальных культур. Образно выражаясь, можно сказать, что локальные культуры вплетают самобытные, яркие нити в ткань региональной культуры и общую ткань белорусской национальной культуры, придавая тем самым ей неповторимое своеобразие. Локальная культура может быть распространена на территории нескольких районов, района, города, деревни. Примером локальных культур на территории Беларуси являются, Восточновитебская, Сожско-Беседская, Иваново-Мотольская и другие культуры.
На наш взгляд, одной из наиболее интересных с историко-культурной точки зрения локальных культур является культура, сложившаяся в районе г.Ветка и в Ветковском районе Гомельской области. Формирование данной локальной культуры связано с тем, что с XVIIв. в Ветке компактно проживают потомки русских староверов, в связи с чем здесь сложилась самобытная религиозная, художественная, нравственная и повседневная культура.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Исследуя процессы развития региональных и локальных культур в эпоху современной глобализации мы пришли к выводу о том, что глобализация культуры в настоящее время представляет собойнеодназначный процесс. В последние годы, наряду с отрицательной тенденцией "стирания" локальных особенностей под воздействием глобализации наблюдается и обратная тенденция, когда некая личность, этнос или нация стремятся максимизировать степень включённости достижений культуры неглобального характера либо ценности в общечеловеческое культурное наследие. Многие учёные справедливо говорят о зарождении сложного разнонаправленного процесса глокализации культуры и его исторической перспективности.
2. Разнообразные исторические процессы, происходившие на территории различных регионов Беларуси, наложили неизгладимый отпечаток на региональную материальную и духовную культуру. Данные научных исследований свидетельствуют о существования региональных особенностей на протяжении подавляющего периода белорусской истории и, в то же время, об общих истоках, закономерностях и перспективах развития национальной культуры как полиэтнического, поликонфессионального и поликультурного образования.
3. Подтверждение этой мысли имплицитным и эксплицитным образом мы находим во множестве фольклорных источников, где, с одной стороны, закрепилась идея единства белорусской национальной культуры, а с другой, - её полифоничности (многоголосицы). При этом, как отмечают многочисленные исследователи, для белорусов характерна повышенная любовь к своему краю, малой родине; неприемлемой кажется идея территориальной и сущностной стандартизации культуры.
4. Сравнительный анализ данных культурологии, этнологии, истории, археологии, филологии, фольклористики и искусствоведения позволяет утверждать, что к данному моменту на территории Беларуси существуют и развиваются самобытные региональные культуры (Витебское Подвинье, Могилёвское Поднепровье, Гомельское Полесье, Брестское Полесье, Гродненское Понеманье и Центральная Беларусь (Минщина), а также множество локальных культур. Однако, на современном этапе всё большее значение приобретают не внутрирегиональные, а внутриобластные культурные связи.
5. Тем не менее, к настоящему времени региональные и локальные культуры Беларуси обладают рядом выраженных специфических характеристик. На границах культурных регионов мы наблюдаем субрегиональные образования, культурный ландшафт которых имеет переходные черты.
Библиографический список
1. Белорусы / РАН, Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая; НАН Беларуси, Ин-т искусствоведения, этнографии и фольклора им. К.Крапивы; отв. ред. В.К.Бондарчик и др. – М: Наука, 1998.-502, [1]с.
2. Культурология / Под ред.Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана.-М., 2005.-566с.
3. Локотко, А.И. Историко-культурные регионы Беларуси / А.И.Локотко. - Минск: Беларуская навука, 2002. - 223с.
4. Менталитет восточных славян: история, современность, перспективы : материалы международной научной конференции, Гомель 27-28 окт. 1999г. / редкол.: В.В.Кириенко и др. – Гомель: ГГТУ, 1999.-219с.
5. Саракавік, І.А. Беларусазнаўства / І.А.Саракавік.-Мінск: Веды, 1998.-281с.
6. Цітоў, В.С. Этнаграфічная спадчына: Беларусь: краіна і людзі / В.С.Цітоў. - 2-е выд. – Мінск: Беларусь, 2001. - 208с.
7. Этнаграфія Беларусі: энцыклапедыя / рэдкал.: І.П.Шамякін (гал.рэд.) [і інш.].-Мінск: БелСЭ, 1989. - 575с., іл.
16.11.2007.
________________
Болотова Ю.Г.,
кандидат культурологии,
доцент кафедры культурологии БГУКИ