Понятие «культура» и его эволюция
Этническая культура
Многообразие научных подходов к понятию «культура» породило различные трактовки роли, места и сущности культуры в контексте мировой человеческой цивилизации. В определение культуры зачастую вкладываются противоречивые, взаимоисключающие толкования – от бытового понимания культуры как уровня воспитанности человека до понимания ее как совокупности созданных людьми культурных ценностей или всеобщем способе существования человеческого общества.
Понятие «культура» является ключевым для большинства этнологических теорий. И это не случайно, поскольку этнология комплексно изучает этническое многообразие Земного шара. Наиболее ярко и полно этнические особенности того или иного народа представлены в его культуре.
Рассмотрим некоторые моменты, связанные с эволюцией понятия «культура». Согласно общепринятой точке зрения, термин «культура» имеет латинское происхождение, появился в Древнем Риме и первоначально означал «возделывание почвы, ее культивирование». Под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех, которые были вызваны естественными причинами, без вмешательства людей. По сложившейся традиции культура противопоставляется всей живой и неживой природе. В начале XVI в. этот первоначальный смысл был окончательно перенесен из сферы сельского хозяйства в сферу человеческого развития.
Таким образом, понятие «культура» получило довольно обобщенное толкование и его стали употреблять для обозначения всех продуктов материального и духовного характера, созданных человеком.
В конце XVIII - начале XIX в. слово «культура» часто использовалось в качестве синонима слова «цивилизация», которое, в свою очередь, происходит от латинского слова civilis (гражданин). Такое понимание термина «культура» во французском и английском языках обозначало поступательный процесс человеческого развития, эволюционное движение, направленное от варварства и дикости к порядку и государству.
Изучением значительной части общего объема культуры, имеющей этнический аспект, занимается этнология. Этнология занята прежде всего изучением культурных традиций и традиционной культуры. Этнологический взгляд на культуру начал складываться в XVIII в., благодаря работам таких ученых как Вико, Гердер, Монтескье. Он был связан с ростом интереса людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов, образа жизни с теми, что свойственны другим народам. Это дало толчок к формированию «дескриптивного», т.е. описательного подхода к изучению культуры. Культура при таком подходе представлялась как сумма компонентов, каждый из которых может быть изучен отдельно вне связи с другими.
В XIX в. благодаря росту популярности естественнонаучных подходов в гуманитарных науках, в том числе и этнологии, возобладал эволюционистский подход к определению культуры, которая рассматривалась как форма адаптации человеческого общества к окружающему миру.
В ХХ в. формируется принципиально новый - символический подход в котором культура рассматривается как организация явлений, видов и норм активности, предметов, идей и чувств, выраженных в символической форме и присущих только человеку. Л. Уайт, подчеркивая символизм культуры, давал ей следующее определение: «Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме».[1]
С расширением диапазона научных школ и направлений в этнологии и других родственных гуманитарных отраслях знания количество определений и подходов к объяснению сути культуры как особого социального явления еще более возросло.
Поскольку в ходе исторического развития общества возникает множество различных культур, перед учеными ставилась задача поиска культурных универсалий – неких элементов, обязательно присутствующих в каждой культуре. С позиций фрейдизма удалось обнаружить, что в каждой культуре есть два непременных элемента:
- правила брачных отношений, отражающих сложившуюся социальную структуру воспроизводства;
- правила спортивных состязаний, в которых закреплялась культурная, санкционированная обществом форма выплеска агрессии.[2]
Изучая данную проблему Дж. Мердок выделил свыше 70 культурных универсалий, свойственных всем человеческим обществам, а именно: язык, закон, религия, символы, изготовление орудий труда, приготовление пищи, сексуальные табу, игры и др. Эти универсалии существуют постольку, поскольку они призваны удовлетворять наиболее важные биологические, психологические, социальные, духовные и другие потребности людей. М. Мид и К. Клакхон к таким универсальным компонентам относят следующие:
- язык как символику и смыслы действий;
- ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий;
- символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;
- типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т.п.);
- образцы и эталоны поведения.
Одной из попыток подвести некоторые итоги изучения культуры была работа американских культурных антропологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона «Культура: критический обзор понятий определений», вышедшая в1952 году. Проведя историографический анализ они насчитали порядка 300 определений понятия «культура» существующих в науке.
Наиболее распространенным в современных гуманитарных науках является подход, рассматривающий культуру как особую среду созданную человеком, в которой он сам и существует. При этом культура противопоставляется природе, которая выступает как естественная биологическая среда. Эту оппозицию подчеркивают и определения культуры, сформировавшиеся в этнологии. Так знаменитый российский – советский этнограф, профессор Петербургского университета Л.Я. Штернберг, определял культуру как решительно все изобретения, сделанные человеком для удовлетворения своих потребностей.
Одно из современных определений, представленных А.П. Садохиным в учебнике «Этнология» рассматривает культуру как внебиологически выработанный (не закрепленный генетически) и передаваемый следующим поколениям способ человеческой деятельности. Таким образом, подчеркивается, что в отличие от биологических свойств человека культурные «правила игры» не наследуются генетически, а усваиваются только посредством обучения[3]. Известный американский антрополог и кросс- культурный психолог Гарри Триандис определяет культуру как материальные и нематериальные элементы жизнедеятельности группы, которые в прошлом способствовали ее выживанию в существующей экологической нише и стали использоваться членами группы для взаимодействия и поддержания своей территориальной и социокультурной деятельности[4].
Рассматривая культуру как важную форму существования этнических общностей, в этнологии используют такие понятия как культура этноса и этническая культура. Под термином «культура этноса» понимают совокупность всех культурных достижений данной этнической общности независимо от того, имеют ли эти достижения исключительно этническую окраску или являются универсальными, свойственными культуре в целом. А под термином «этническая культура» понимается важнейший компонент культуры этноса, который отражает совокупность тех культурных элементов и явлений, которые обладают ярко выраженными отличительными этническими, уникальными чертами, отличающими данную общность от всех остальных.
Часто культуру образно сравнивают с дрейфующим айсбергом, меньшая часть которого находится на поверхности воды, в то время как большая скрыта под водой. Видимая (ее называют эксплицитная) часть,находящаяся над водой, выражается в многообразной деятельности людей и произведенных ими продуктах. На этом уровне культуры происходит обучение необходимым моделям поведения.
Невидимая (ее называют имплицитной) частькультуры представляет собой ее неформальный уровень, на котором все действия и поведенческие акты совершаются автоматически и почти бессознательно. Она включает в себя ценности, нормы, мировоззрение представителей данной культуры.
Следует помнить, что культура является в определенном смысле абстрактным понятием, ибо в действительности она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох — в виде культур отдельных стран и народов.
Своеобразие культуры какого-либо народа получает свое завершение в культурной картине мира. Культурная картина мира является результатом различного мировосприятия, поскольку в различных культурах люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают свой неповторимый образ мира, совокупное представление о нем, получившее в науке название «картина мира».
Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие признаки, присущие феномену культуры:
- Культура присуща любому человеческому сообществу; не существует ни одной человеческой общности или социальной группы без присущей им культуры;
- Культура является результатом совместной деятельности людей;
- Культура находит свое выражение в ценностях, правилах, обычаях, традициях;
- Культура не наследуется генетически, а передается другим поколениям с помощью научения;
- Не существует единой универсальной культуры, в разные эпохи и в разных регионах мира создавались различные этнические, региональные, социальные культуры;
- Культура динамична, она способна к развитию и обновлению, в ее границах возникают новые формы и способы удовлетворения интересов и потребностей людей, адаптирующих культуру к меняющимся условиям своего бытия;
- Носителями культуры выступают отдельные личности;
- Культура функционирует в качестве основания для самоидентификации общества и его членов, различения «своих» и «чужих» во взаимодействии с другими культурами и народами.