В творчестве баснописцев последующих времен история про волка и ягненка неоднократно повторялась.
ТРЕНИНГ_ГРЕЦИЯ
Задание 1. Перед вами семь чудес Древнего Мира.
1. Подпишите картинки (название, время создания, место создания/нахождения, создатели, время разрушения, назначение сооружения)
2. Отметьте чудеса Древнего Мира, имеющие отношение к культуре Древней Греции.
3. Предложите свой вариант реконструкции одного чуда Древнего Мира.
Вариант реконструкции:
Задание 2. Напишите, каким чудесам Древнего мира посвящены эти стихи.
О, сизые и розовые плиты!
Каррарский мрамор, кованый гранит!
Вы безупречны, вечны, знамениты!..
Маргарита Алигер
Вернуться туда невозможно
И рассказать нельзя,
Как был переполнен блаженством
Этот райский сад.
Арсений Тарковский
_________________________________
_________________________________
Какое из семи чудес древности, перечисленных древнегреческим поэтом Антипатром Сидонским (II в. до н.э.), не соответствует известным нам чудесам света и какое чудо света не указано?
Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды- дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч.
Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде равной ему красоты.
________________________________
________________________________
Задание 3. В одном философском споре Аристотель (384-322 гг. до н.э.) произнёс фразу, ставшую знаменитым крылатым выражением: «Платон мне друг, но истина дороже».О чем и с кем спорил Аристотель?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Задание 4. Рассмотрите фотографию, сделанную в 80-х гг. 19 века. Назовите имя человека, изображённого наверху справа. Чем он знаменит? Какой вклад он внёс в изучение культуры и истории Древней Греции?
Ответ: |
Задание 4. Подпишите названия изображений. С каким памятником культуры Древней Греции связаны эти изображения? Перечислите мифы Древней Греции, связанные с представленной эпохой развития Греческой цивилизации.
Ответ: |
Какие исторические события изобразил на картине «Древний ужас» русский художник серебряного века Леон Бакст?
Ответ: |
Задание 5. Найдите определения терминов и впишите в графы.
Академия | |
Акрополь | |
Античный | |
Гармония | |
Керамика | |
Лабрис | |
Пифос | |
Портик | |
Терракота | |
Толос | |
Фреска |
Задание 6. Внимательно прочитайте стихотворение Осипа Мандельштама.
Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся.
Как журавлиный клин в чужие рубежи,-
На головах царей божественная пена,-
Куда плывете вы? Когда бы не Елена,
Что Троя вам одна, ахейские мужи?
И море, и Гомер — всё движется любовью.
Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит,
И море черное, витийствуя, шумит
И с тяжким грохотом подходит к изголовью.
1915 г.
Какие из представленных изображений могут быть использованы в качестве иллюстраций к стихотворению? Почему?
Задание 7. Перед вами историческая реконструкция храма Зевса в Олимпии (храм Зевса был заложен в 52 олимпиаду элейцем Либоном, но закончен только в период 85-86 олимпиад Фидием, то есть между 472 и 456 до н. э. В 406 н. э. император Феодосий II повелел разрушить все храмы и сооружения в Олимпии как свидетельство языческой традиции. Уничтожение уцелевших остатков храма довершили мощные землетрясения 522 и 551 годов. Большинство сохранившихся до наших дней фрагментов храма хранятся в Археологическом музее Олимпии, несколько фрагментов фронтонов — в Лувре, Париж).
На метопах храма (метопы – четырёхугольные плиты во фризе греческого храма) изображены подвиги Геракла. Вот некоторые из них:
Подпишите краткие названия подвигов Геракла (нумерация рядами слева направо).
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. |
Задание 8. Какое литературное произведение Древней Греции воплотилось в этих произведениях искусства? Кто его автор? В каком жанре создано это литературное произведение?
ГРУППА 1 | |
Кассандра и Аякс. Фреска из Помпеи | Кассандра и Гектор. Древнегреческая роспись. 5 в. до н.э. |
ГРУППА 2 | |
«Суд Париса». Ок. 510 до н. э. Чернофигурная аттическая гидрия. Государственное античное собрание. Мюнхен | «Суд Париса», Лукас Кранах Старший, ок. 1528, музей Метрополитен, Нью-Йорк |
«Суд Париса». Петер Пауль Рубенс, ок. 1638-1639 | «Суд Париса». Антуан Ватто, ок. 1720 |
«Суд Париса». Поль Сезанн, ок. 1862-1864 | «Суд Париса». Михаил Врубель, 1893 |
ГРУППА 3 | |
Агесандр, Полидор. «Лаокоон и его сыновья». Музей Пия-Климента. Ватикан | Эль Греко. Лаокоон 1604-1614. Национальная галерея, Вашингтон. |
ГРУППА 4 | |
Александр Иванов. «Приам, испаршивающий у Ахилла тело Гектора» | Приам и Ахилл. Греческий саркофаг |
ГРУППА 5 | |
Антон Павлович Лосенко. «Прощание Гектора с Андромахой». 1773. ГТГ | |
ГРУППА 6 | |
Изображение Троянского коня на древнегреческой вазе. | Культурно-туристический комплекс «Россия». Абрау-Дюрсо |
Ответ:
Задание 9. Древняя Греция – родина басни, которая именно здесь сложилась в самостоятельный литературный жанр. Перед вами два портрета известного сочинителя басен Эзопа.
Эзо́п 150 до н. э. (Villa Albani коллекция),Рим | Эзоп. Картина Диего Веласкеса (1639—1640) |
Прочитайте басню Эзопа «Волк и ягненок»
К ручью однажды волк с ягненком враз пришли.
Гнала их жажда. По теченью выше - волк,
Ягненок - ниже много. Глотки озорство
Злодея мучит, - повод к ссоре тут как тут.
"Зачем ты воду, - говорит, - здесь мне мутишь -
Хочу я пить здесь". А ягненок, страха полн,
Ему ответил: "Как могу вредить тебе?
Вода течет ведь - от тебя к моим губам..."
А тот, сраженный силой правды слов его:
"Прошло полгода, как ты здесь перечил мне".
Ягненок молвит: "Не родился я тогда!"
- "Ну что ж! отец твой, - волк в ответ, - перечил мне".
И тут, схвативши, растерзал ягненка он.
Вот эту басню написал я про того,
Кто гнет безвинных, повод выдумавши сам.
В творчестве баснописцев последующих времен история про волка и ягненка неоднократно повторялась.
Прочитайте два варианта басни и укажите авторов. В «пустое окно» вставьте портреты баснописцев.
Довод сильнейшего всегда наилучший: Мы это покажем немедленно: Ягненок утолял жажду В потоке чистой волны; Идет Волк натощак, ищущий приключений, Голод его в эти места влек. "Откуда ты такой храбрый, чтобы мутить воду? — Говорит этот зверь, полный ярости —"Ты будешь наказан за свою храбрость. — Сир, отвечает Ягненок, пусть Ваше Величество не гневается; Но пусть посмотрит, Что я утоляю жажду В потоке, На двадцать шагов ниже, чем Ваше Величество; И поэтому никоим образом Я не могу замутить вашу воду. — Ты ее мутишь, сказал жестокий зверь, — И я знаю, что ты злословил обо мне в прошлом году. — Как я мог, ведь я еще не родился тогда? — Сказал Ягненок, — я еще пью молоко матери. — Если не ты, то твой брат. — У меня нет брата. — Значит, кто-то из твоих. Вы меня вообще не щадите, Вы, ваши пастухи и ваши собаки. Мне так сказали: мне надо отомстить." После этого, в глубь лесов Волк его уносит, а потом съедает, Без всяких церемоний. | Фамилия, годы жизни и Портрет автора. |
У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. ___ Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; И надобно ж беде случиться, Что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненка видит он, на добычу стремится; Но, делу дать хотя законный вид и толк, Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву".- "Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу".- "Поэтому я лгу! Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете! Да помнится, что ты еще в запрошлом лете Мне здесь же как-то нагрубил: Я этого, приятель, не забыл!"- "Помилуй, мне еще и отроду нет году",- Ягненок говорит. "Так это был твой брат".- "Нет братьев у меня".- "Tak это кум иль сват И, словом, кто-нибудь из вашего же роду. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи".- "Ах, я чем виноват?"- "Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".- Сказал и в темный лес Ягненка поволок. | Фамилия, годы жизни и Портрет автора. |
Задание 10. Рассмотрите изображение греческой ордерной системы («ордо» от лат. – порядок).
Главными частями греческого ордера являются:
1 – стереобат – ступенчатое основание; 2 – колонны – вертикальные опоры, возвышающиеся на стилобате; 3 – антаблемент – верхняя часть, которая делится на три части: а) архитрав – главная балка, опирающаяся на колонны; б) фриз – изображает само перекрытие, покоящееся на архитраве; в) карниз – венчающая часть антаблемента.
Афоризм Протагора «Человек – мера всех вещей» можно отнести ко всей греческой архитектуре, и в первую очередь к ордеру.
Ордер классического греческого храма является также главным носителем человеческого начала: он осуществляет на языке архитектуры образ монументализированного человека-героя… Сама форма дорической колонны вызывает ассоциации, связанные с человеческим телом. Прежде всего вертикализм колонны. Вертикаль – главная ось человеческого тела, основная характерная особенность внешнего облика человека, главное его отличие от облика животного» (Н. Брунов).
Пропорции дорической колонны и человеческого тела связаны определенной математической зависимостью.
Рассмотрите изображение и дополните пропорцию последним недостающим элементом.
= = = = |
Задание 11. Напиши определения предложенных терминов.
Антаблемент | |
Архитрав | |
Каннелюры | |
Капитель | |
Карниз | |
Стереобат | |
Фриз | |
Фронтон |
Задание 12.Эстетическое совершенство античного зодчества было столь велико, что оно оказало влияние на развитие архитектуры в течение полутора тысячелетий. Сегодня на улицах городов можно увидеть здания разных эпох, в которых архитекторы использовали ордер. Какой ордер использован в здании Биржи в Санкт-Петербурге?
Ответ:
Задание 13. Прочитайте текст.
Первые «жилища богов», которые практически не сохранились, были скромными и строились из дерева и сырцовых кирпичей на каменном основании. С VII в. до н.э. для сооружения храмов стали использовать камень.
Каковы же особенности греческих храмов? Ставили храмы в самых красивых, видных местах, обязательно связывая их с окружающей природой. Ведь боги – это люди с прекрасным обликом и совершенной фигурой, и их жилище должно быть соответственно прекрасным и обязательно соразмерным человеческой фигуре.
Прежде всего греческая архитектура есть «наружная» архитектура. Внешность здания безраздельно господствует в ней над внутренностью, фасад над интерьером, масса над пространством.
Греческие храмы не были одноцветными, а расписывались по вполне определённой схеме. Видимо, колонны и архитрав оставались светлыми, триглифы покрывались синей краской, метопы и поле фронтонов – красной, на которой хорошо выделялись скульптурные украшения. Чёрным, жёлтым, тёмно-коричневым и позолотой подчеркивались более мелкие архитектурные украшения. Краски были растительного и минерального происхождения. Замешивались они на горячем воске (техника энкаустики) и в таком виде наносились на камень.
Рассмотрите несколько изображений древнегреческих храмов.
Современный облик | Реконструкция |
Храм Аполлона в Дельфах | |
Храм Зевса в Олимпии | |
Парфенон. Афинский акрополь |
Какую ошибку допустили архитекторы эпохи Возрождения, взяв за эталон архитектуру Древней Греции?
Ответ:
Задание 14. Прочитайте стихотворение. Подчеркните в тексте поэтические сравнения, которые автор использовал для архитектурных памятников Акрополя в Афинах. Найдите эти памятники на плане Акрополя. Напишите рядом с цифрами названия памятников афинского Акрополя и имена греческих архитекторов.
Акрополь Серый шифер. Белый тополь. Пламенеющий залив. В серебристой мгле олив Усеченный холм — Акрополь. Ряд рассеченных ступеней, Портик тяжких Пропилей, И за грудами камений, В сетке легких синих теней, Искры мраморных аллей. Небо знойно и бездонно — Веет синим огоньком. Как струна, звенит колонна С ионийским завитком. За извивами Кефиза Заплелись уступы гор В рыже-огненный узор… Луч заката брызнул снизу… Над долиной сноп огней… Рдеет пламенем над ней он — В горне бронзовых лучей Загорелый Эрехтейон… Ночь взглянула мне в лицо. Черны ветви кипариса. А у ног, свернув кольцо, Спит театр Диониса. Максимилиан Волошин | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. |
Русский поэт и литературный критик Д.С. Мережковский написал после посещения Греции: «Я взглянул, увидел всё сразу и сразу понял – скалы Акрополя, Парфенон, Пропилеи – и почувствовал то, что не забуду до самой смерти.
В душу хлынула радость того великого освобождения от жизни, которое даёт красота… Мне показалось, что всё моё прошлое, всё прошлое человечества, все двадцать болезненных, мятущихся и скорбных веков остались там, позади, и ничего уже не возмутит царящей здесь гармонии и вечного покоя… Только здесь, в Акрополе, понимаешь, что значит дух свободного, великого народа».
Отметьте на рисунке пунктиром «Священную дорогу» - торжественное шествие на Акрополь в последний день Великих Панафиней.
Задание 15. Перикл издал закон о денежной помощи неимущим гражданам для посещения театра. С именем веселого бога виноделия Диониса связано появление театра.
Дионис. Юсуповский дворец. Санкт-Петербург | Дионис с канфаром. Амфора работы Берлинского вазописца, Лувр | Вакх. Караваджо. Галерея Уффици во Флоренции. |
Два раза в году (осенью, после сбора урожая, и весной, когда расцветала природа и открывали бочки молодого вина) древние греки устраивали в честь бога виноделия «страсти Диониса» - празднества, которые освобождали человека от мирских забот и уравнивали все сословия. В 534 г. до н.э. тиран Писистрат сделал культ Диониса государственным, чем снискал любовь и уважение демоса (народа). В первый день Великих Дионисий проходили шествия и жертвоприношения, а в течение остальных четырёх дней показывались спектакли.
Во время Дионисий земледельцы одевали козлиные шкуры и маски, подражая сатирам. Они пели в честь Диониса хвалебные песни-гимны – дифирамбы. Эта группа певцов называлась хором. Позднее руководитель хора – корифей – и изображавший бога Диониса актёр стали вести с хором и друг с другом разговор – диалог.
Так возникли главные жанры греческого театрального искусства: трагедия и комедия (слово «трагедия» в дословном переводе означает «песнь козлов»). Позднее появился третий тип греческой драмы – «драма сатиров» («трагедия, которая шутит»).
Рассмотрите план театра.
Поликлет Младший. 350 – 330 гг. до н.э. План театра в Эпидавре на 14 тыс. зрителей | Театрон – (амфитеатр) - места для зрителей. Орхестра – круглая площадка, на которой выступали актёры и хор. Скена – («палатка») – небольшое здание, где устанавливались декорации. Парод – боковые проходы для выхода хора на орхестру. Алтарь – в центре орхестры, использовался для жертвоприношений богу Дионису. Проскений – место перед скеной. Эпиксенион – крыша первого этажа скены. Основные части театра: театрон, орхестра, скена. На скене размещали декорации в зависимости от типа пьесы. |
Участниками представлений в Древней Греции были только мужчины, которые играли в специальной обуви – котурнах – увеличивающий рост актёра. Актёры выступали в масках, имевших крупные, выразительные черты, соответствовавших образу персонажа.
Всемирную славу искусству греческого театра принесли:
Эсхил | Софокл | Еврипид | Аристофан |
Распредели имена великих греческих драматургов в соответствии с театральными жанрами.
Трагедия - __________
Комедия - __________
Кто был автором следующих известных произведений:
«Птицы» ________________________________________________
«Прикованный Прометей» _________________________________
«Антигона» _____________________________________________
«Медея» ________________________________________________
Актриса Алла Демидова в роли Медеи. Греция. 1996 год | |
Впишите определения предложенных терминов.
Дифирамбы | |
Корифей | |
Котурны | |
Проскений | |
Сатиры | |
Скена | |
Орхектра | |
Театрон | |
Эпискенион |
Задание 16. Мирон, Поликлет, Фидий, Скопас, Пракситель, Лисипп, Агесандр, Пифокрит, Харес (Харет), Леохар, Аполлоний. Перед вами имена древнегреческих скульпторов, чьё творчество занимало особое место в культуре Древней Греции. По мнению древних, в Афинах было больше статуй, чем жителей. Греческая скульптура почти не сохранилась и до нас дошли лишь обломки и фрагменты, либо римские копии (причём бронзовые оригиналы переводились римлянами в мрамор и не были раскрашены).