Натюрморт в искусстве Фландрии и Голландии
Натюрморты во фламандской живописи XVII века.
Экспозиция знакомит зрителя с различными жанрами фламандской живописи XVII века. Важное самостоятельное значение в искусстве Фландрии этого времени приобрел натюрморт. Существовали различные его виды. Даниель Сегерс (1590 - 1661) писал главным образом цветочные натюрморты. Воспроизводя цветы очень тщательно и умело, Сегерс подчинял композицию декоративной задаче. Пестрые гирлянды цветов он располагал в виде картуша, обычно окружавшего изображения каменных рельефов или маленьких картин. В “Натюрморте” из нашего собрания в центре помещена фигура мадонны с младенцем, исполненная другим живописцем. Крупнейшими мастерами фламандского натюрморта были Франс Снейдерс (1579 - 1657) и Ян Фейт (1611 - 1661). В зале выставлены три превосходные работы Снейдерса - “Рыбная лавка”, “Мясная лавка” и “Натюрморт с лебедем”. Мир природы, приносящей свои дары человеку, - ведущая тема его композиций. В так называемых “Лавках” Снейдерс ограничивает себя тематическим подбором предметов, но при этом он стремится показать как бы все, что этому миру принадлежит. Так, в “Рыбной лавке”, кажется, собраны рыбы всех рек и морей, всех возможных форм и окрасок. Для художника в природе нет ничего уродливого. В “Мясной лавке” ободранные головы быков, разрубленные туши баранов, куски мяса, языки, внутренности переданы с такой живописной силой, с таким ощущением их декоративных качеств, как бы нивелирующих, заглушающих откровенный “физиологический” натурализм изображения, что зритель не улавливает в них ничего отталкивающего. В прекрасном “Натюрморте с лебедем” Снейдерс демонстрирует ошеломляющую щедрость, разнообразие даров земли. Он пишет натуру с каким-то чувственным восторгом перед богатством ее красок, форм, фактур. Шелковисто-мягкое жемчужное оперение лебедя, короткая жесткая шерсть лани, могучий кабан с разинутой пастью, мертвые птички с пестрыми перьями, переливающимися радужными красками, роскошные южные фрукты, едва умещающиеся в корзине, огромный красный омар на расписном блюде, влажно блестящие устрицы - все, что художник изображает, как бы наделено высшим совершенством. В натюрмортах Снейдерса нет ощущения “мертвой природы”, и характерно, что в них естественно смотрятся фигуры людей и животных. Его композиции - это подлинный апофеоз плодородной стихии природы, исполненный почти языческой мощи. В натюрмортах Снейдерса, обычно имеющих очень внушительные размеры, предметы занимают все живописное пространство. Они связаны друг с другом динамическим ритмом, а также цветом, придающим композиции декоративное единство. Написанные цельными, насыщенными, яркими красками, эти натюрморты являются великолепными декоративными произведениями (во Фландрии они украшали залы дворцов и замков) и монументальными композициями, родственными по своему размаху и празднично-приподнятому звучанию живописи Рубенса. Натюрморты Яна Фейта, более камерные по своему настроению, покоряют тонкой красотой живописи. В собрании музея есть его великолепное полотно “Битая дичь”. Как и Снейдерс, он превосходно знает, остро чувствует своеобразие каждой формы. Однако в предметах, которые Фейт изображает, в их форме, поверхности, цвете - шкурках зайцев, лани, перьях цапли и птиц - его привлекают не столько их самоценная декоративная выразительность, сколько особенность и красота самого “материала”. Сопоставляя разнородную фактуру этих предметов и их окраску, художник добивается изысканного декоративного эффекта, но в нем нет блеска и пафоса - он звучит у Фейта как бы под сурдинку, в поэтическом ключе. Все элементы натюрморта живописец объединяет в тесную компактную группу и подчиняет единому колористическому замыслу. Картина строится на сдержанных коричневых и желтоватых оттенках, гармонично согласованных друг с другом. Переходы света и тени моделируют формы и создают иллюзию воздушного пространства.