Эрика Ризе
Эрика Ризе родилась 20 июня 1893 года в Вюрцбурге и выросла в Берлине. Она происходила из семьи учёных; отец её был известным хирургом, а дедом по материнской линии был знаменитый зоолог Август В ейсман.
Уже в четыре года она обрабатывала свой маленький садик, место для которого ей было выделено в родительском саду. Будучи наделённым фантазией ребёнком, она любила с сестрами и братьями разыгрывать кукольные представления.
Она посещала школу Элеоноры Лемп, которая пыталась развивать прогрессивную педагогику. Благодаря своей дружбе с семьёй Фульда, она присоединилась к образовавшемуся тогда юношескому туристическому движению.
Эрика Ризе была очень музыкальной, но предпочла посещать институт садоводства Дайлема в Берлине и сама была учительницей садоводства в Заксенхайме и Гайепхофе на Бодензее. В Берлине она познакомилась с Фридрихом Риттельмайером.
Она занялась антропософией и стала членом Общества. Осенью 1928 года, в восемнадцатилетнем возрасте. Эрика Ризе приехала в Дорнах, чтобы участвовать в работе первого курса для медсестер.
Она тотчас стала сотрудницей исследовательской лаборатории при Гетеануме, которая тогда помещалась в подвале оранжереи, которой руководил Эренфрид Пфайффер.
В течение сорока трёх лет, до своей смерти в 1959 году, Эрика Ризе посвятила себя решению задач, стоявших перед лабораторией.
К числу таких задач принадлежала также подготовка ботанического курса, который читал Эренфрид Пфайффер.
Из его воспоминаний: «Вдохновляемые сельскохозяйственным курсом д-ра Штайнера, мы занимались исследованием целебных свойств растений, формированием вкусовых и ароматических качеств и их биохимическими основами, а также влиянием одних растений на другие.
При этом стремились к такой постановке опытов, которая могла привести к пониманию биодинамических растительных препаратов, демонстрации их динамического действия и, наконец, к способам изготовления самих препаратов.
Эрика Ризе была исключительно добросовестна и точна в проведении всякого рода экспериментов.
Сегодня можно сказать, что изготовленные ею биодинамические препараты вообще являются наилучшими из всех существующих».
Важное место в её деятельности занимало семеноводство. В частности, её работы, направленные против угрозы вырождения пшеницы.
«Рудольф Штайнер советовал вернуться к ещё не испорченным, родственным пшенице сортам, таким как однозернянка, Ошке, а также искать новые пути к выделению и преобразованию диких родственников пшеницы...
В нашей лаборатории имелся исходный посевной материал из ботанического сада в Неаполе, со склонов Везувия, из Сицилии; пшеница однозернянка также из различных ботанических садов. Задача состояла в том, чтобы акклиматизировать и одомашнить эти растения.
Из однозернянки без прочного стержня в колосе, с твёрдой оболочкой семени, постепенно, в период между 1928 и 1932 годами удалось вывести сорт с открытыми, пригодными для обмолота зернами и солидным стержнем в колосе; и наконец появилась новая пшеница с высоким весом зёрен, пригодная к обмолоту, с высоким содержанием белка и клейковины и необычайно высокой всхожестью...
Кроме опытов с пшеницей, проводились также опыты с диким овсом, диким ячменём, диким картофелем из Центральной и Южной Америки; из случайного скрещивания бергштаудской ржи с дикой рожью был получен новый облагороженный вид ржи.
При всех этих опытах существенную роль играли окружающие растения с их своеобразным влиянием, обработка посевов пшеницы биодинамическими препаратами и определённое время посева.
Только тот, кто на протяжении многих лет сам проделывал такую работу, может оценить, сколько терпения и преданности делу требуется, чтобы выполнить её, несмотря на все препятствия.
Только неустанному вдохновению Эрики Ризе мы обязаны тем, что эта работа никогда не прерывалась».
Эрика Ризе руководила в Дорнахе консультационным бюро по вопросам биодинамического сельского хозяйства и ездила с консультациями в различные европейские страны и в Америку, а также давала письменные консультации сельскохозяйственным предприятиям в Африке и других частях света.
Но вплоть до её кончины работа в опытном саду в Дорнахе была для неё глубокой потребностью и основой для всякой другой деятельности. Она умерла 2 июня 1959 года в Базеле.