Закономерности и средства световой композиции

Наука о композиции изучает общие внутренние закономерности строения форм художественного произведения, а также конкретные

средства достижения целостности и единства его содержания. Так, на­пример, в дизайне цель композиции — это утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетичес­кую ценность. Структура художественного произведения, формируемая по законам композиции, получает такие функциональные и конструк­тивные особенности, которые наилучшим образом отвечают его назна­чению.

Построение художественно-­световой композиции обусловлено со­держанием и характером произведения, которое она призвана оформ­лять. Творческий поиск художника по свету направлен на то, чтобы све­товая композиция несла в себе ясную и точно выраженную мысль.

В ней должна отображаться субъективная оценка событий и действий, развёртывающихся перед зрителем. Световая композиция — важней­ший организующий элемент театрального действия, придающий оформлению единство и целостность. Владение мастерством компози­ции необходимо, чтобы наилучшим образом согласовывать компонен­ты световой картины друг с другом, подчиняя их целому.

Принятие композиционного решения — это главная задача худож­ника по свету в театре. Он должен иметь общий замысел, чтобы, оттал­киваясь от него, искать конкретные приёмы освещения. Попытка со­здавать композицию, двигаясь в обратном направлении, от частного к общему, заведомо окажется неудачной.

Световая композиция состоит из световых картин, создаваемых ху­дожником. Понятно, что в одной световой картине нельзя выразить весь замысел спектакля; он раскрывается постепенно, в ходе сменяю­щихся друг друга картин. Главный объект световой картины — человек со всеми его страстями и помыслами. Основная цель световой компо­зиции — раскрытие его индивидуальности. В особенности это справед­ливо для драматического театра.

К средствам приведения отдельных составляющих световой карти­ны к композиционному единству относятся: пропорциональность, кон­траст, нюанс, тождество, соподчинение, масштабность, ритм. Выбор тех или иных средств композиции определяется функциональными и конструктивными требованиями.

Пропорциональный — имеющий правильное соотношение частей с целым, соразмерный, соответственный. Очевидно, что умение найти верное соотношение различных характеристик цвета и света очень важ­но для художника.

Контраст и нюанс — тонкие проявления художественной выраз­ительности в искусстве. Они обнаруживаются в сходстве или различии материально­-пространственных характеристик разных частей спектак­ля. Для создания целостной внешней формы часто требуется усилить или, наоборот, сгладить неизбежные различия элементов формы.

Именно здесь и оказываются полезными контрастные или нюансные световые соотношения. Нюанс — это оттенок, едва заметный переход в цвете, в яркости света. Художник должен уметь нюансировать — пере­давать светом тонкие изменения в состоянии героев спектакля, отте­нять декорации, делать едва уловимые переходы, например, изображая закат или восход. Световой нюанс используется в борьбе с монотонно­стью, жёсткостью ритма зрительного разделения больших плоскостей, для устранения цветовой монотонности. Он применяется в тех случаях, когда сходство сравниваемых форм (элементов) выражено сильнее, чем различие. Можно сказать, что нюанс — это способ передачи отношений приблизительно равных величин.

Контраст — это резко выраженная противоположность. Драматургия построена на контрастах, которым при постановке должно быть найде­но адекватное световое решение. Если пробуждение любви передаётся световыми нюансами, то муки ревности требуют световых контрастов.

Контраст достигается резким изменением цвета, яркости, освещённос­ти. Световой контраст используется при сопоставлении тела и про­странства, большого и малого, прозрачного и непрозрачного — во всех тех случаях, когда необходимо подчеркнуть имеющееся различие, внешнюю или внутреннюю (конструктивную) противоположность сце­нических форм, приёмов и т.п. Световой контраст необходимо рассма­тривать как средство создания композиционных связей в пространстве, средство построения пространственного единства несхожих элементов.

Подчёркивая и усиливая различие форм и свойств, световой контраст делает их единство более напряжённым, впечатляющим, обостряет вос­приятие.

Тождество есть абсолютное равенство, то есть равенство величины (формы) самой себе. При передаче отношений тождества перед худож­ником стоит задача буквального повторения однажды найденного све­тового решения. Например, персонаж имеет свой "световой лейтмо­тив", который должен предварять или обозначать его присутствие на сцене. Или по ходу действия нужно точно повторить какой-­то эпизод в воспоминаниях героя. В таких случаях даже самые тонкие нюансы ис­ключаются. Они неизбежно исказят идейный замысел, так как обозна­чают и выражают близкое сходство, в то время как речь идёт о принци­пиальном тождестве.

Соподчинение. Принципы неравных соотношений, то есть световые нюансы и контрасты, дают возможность членить формы на элементы по степени значимости в системе целого. Композиционно организо­ванное пространство спектакля понимается как система соподчинён­ных элементов, в которых главные и подчинённые элементы, взаимо­действуя, усиливают друг друга, образуя в целом единство. Единство возникает, когда все элементы световой композиции равнозначны и ко­гда появляются соотношения неравных состояний свойств и качеств.

Именно такие соотношения делают элементы световой композиции со­ подчинёнными друг другу.

Масштаб в одном из своих значений понимается как мерило, отно­сительная величина чего-­нибудь. Масштабность означает соотнесение того или иного явления, формы с другими явлениями и формами окру­жающего мира. Чувство масштаба — результат реального восприятия мира как совокупности отдельных явлений. Как средство световой ком­позиции масштаб следует использовать свободно, руководствуясь сооб­ражениями художественной выразительности. Качество и количество (яркость, интенсивность) света должно соответствовать представлени­ям режиссера и художника о масштабности сценических явлений и со­бытий. Например, фигура героя в маленьком круге света на погружён­ной во тьму сцене может выражать одиночество, затерянность человека в огромном мире. Свет может служить средством сравнения самых раз­ных величин. Он позволяет зрительно разделять пространство сцены. Чем крупнее членения формы, тем крупнее масштаб. Масштабность может меняться в ходе спектакля, например, если нужно показать изме­нение представлений героя о жизни, показать землю с высоты и так да­лее… Во всех подобных случаях свет помогает изменить облик предме­тов и зрительное восприятие их относительных размеров.

Восприятие размеров зависит от многих условий. Художник по све­ту должен знать, что существуют зрительные иллюзии. Белые и светлые предметы выглядят крупнее, чем равные им по размерам тёмные. Пред­мет, расположенный на ограниченном фоне или в окружении малых форм, кажется значительно больше, чем на большом поле или среди крупных предметов. Обычная иллюзия зрения — преувеличение длины вертикальных линий и приуменьшение горизонтальных. Соответствен­но и форма, членённая по вертикали, кажется выше, чем нерасчленён­ная или расчленённая по горизонтали. Верхняя часть прямоугольника, разделённого на две половины, выглядит крупнее нижней и т.д.

Ритм — это повторение по определённой схеме каких-­либо элемен­тов, в том числе и зрительных. Ритм создаёт внутреннюю организацию произведения (музыкального, поэтического), основанную на равно­мерном чередовании звуков, движений и тому подобное. Ритм как одно из средств создания световой композиции способствует смене эмоций, задаёт темп действия. Закономерное чередование световых объёмов, поверхностей, граней и т.д., а также упорядоченное изменение характе­ристик элементов формы — всё это используется в качестве специфиче­ского средства световой композиции.

Ритм, в том числе и световой ритм, может быть равномерным, убы­вающим или нарастающим (динамичным). Простейший ритм — это по­вторение одних и тех же форм с постоянной частотой (через равные ин­тервалы). В световой композиции под ритмом можно понимать равно­мерное чередование света и тьмы или света разных цветов. Динамичес­кий ритм предполагает постепенное уменьшение всех элементов и ин­тервалов между ними. В случае световой композиции это может быть, например, постепенное сокращение времени световых эффектов. Так можно имитировать перспективное сокращение, подобно тому, как это впечатление достигается в живописи: путём уменьшения последова­тельных фигур. Замедляющийся световой ритм может передавать по­степенное исчезновение, угасание, в том числе и смерть героя. Приме­няется он и для снятия напряжения.

Выразительные возможности ритмических систем имеют свои пре­делы. Создавать световую композицию на повторении только одного элемента невозможно — это породит утомительную монотонность. Чтобы композиция была завершённой, используемые в ней метри­ческие ряды должны быть закончены, иначе они выглядят случайными фрагментами целого. Для окончания светового ритмического ряда мо­гут быть использованы разные приёмы, например, выделение заверша­ющего элемента цветом, яркостью.

Световой ритм воспринимается зрительно. Для световой ритмиза­ции из всех признаков формы наиболее значимым является размер эле­мента, затем —интервал, цвет, свет. Ритмические ряды могут выстраи­ваться в направлении от больших элементов к меньшим, от тёмных — к светлым, от малых интервалов — к большим.

С понятием ритма связаны понятия модуля и симметрии.

Модуль (от латинского modulus ­ мера) — это величина, условно при­нимаемая за единицу, повторяющаяся во всех измерениях какой-­либо художественной формы целое число раз. Модули широко применяют­ся, например, в дизайне, при конструировании различного оборудова­ния из унифицированных элементов.

Греческое слово симметрия буквально переводится как соразмер­ность. Симметрия означает полное соответствие в расположении час­тей целого относительно центра (средней линии), одинаковость в раз­мещении чего-­либо. Световая симметрия — это одинаковость (с точки зрения цвета, ширины светового луча и т.п.) освещения участков сцени­ческого пространства.

Симметрия — одно из возможных средств достижения единства и художественной выразительности световой композиции. Но отсут­ствие или нарушение симметрии — асимметрия — более естественны.

Асимметричная световая композиция применяется обычно для подчёр­кивания динамичности образа спектакля, для создания впечатления не­ устойчивости — физической, душевной и т.д. Однако асимметрия не ис­ключает равновесия в принципе. Зрительное впечатление равновесия достигается сбалансированным размещением элементов световой кар­тины относительно некоторой точки (зрительного центра), которая в общем случае смещена относительно геометрического центра компо­зиции.

В асимметричных световых композициях равновесие достигается путём приближения светлых (более лёгких) форм к краю картины и со­средоточения тёмных (тяжёлых) форм в центре.

В равновесной вертикальной композиции главная форма располага­ется на центральной оси так, чтобы зрительный центр находился выше геометрического. Композиция, построенная по диагонали, создаёт впе­чатление динамики и в целом устойчива.

Картинной плоскостью в театре служит зеркало сцены. Световой композиционный рисунок берёт начало от сюжетного центра световой картины. Необходимо определить этот центр и его местонахождение на картинной плоскости.

При освещении спектакля эти задачи — удалённость и освещён­ность — решаются одновременно. Например, один человек находится на первом плане, а другой — на четвёртом. Оба человека одинаково хо­рошо освещены (имеют одинаковую активность по освещению). Таким образом, два объекта световой картины приобретают равное значение.

Нормальное восприятие световой картины достигается на значи­тельном удалении от картинной плоскости (сцены). При заполнении картинной плоскости важно:

- обеспечить центральное положение главного объекта;

- соблюсти принципы равновесия (соотношение размеров по верти­кали, по горизонтали, симметрия, асимметрия) при заполнении кар­тинной плоскости;

- соотнести фон и центральный объект.

Различают два основных вида световой композиции: фронтальную и объёмно-пространственную.

Простейшим видом фронтальной световой композиции является пло­скость, обращённая лицевой частью к зрителю и относительно равно­мерно освещённая по вертикали и горизонтали. Освещение форм в глу­бину (от зрителя) имеет подчинённое значение. Обычно элементы фронтальной композиции в своём взаиморасположении не получают развития по глубине и воспринимаются как мелкий рельеф, членящий поверхность. Вид фронтальной композиции должен быть по возможно­сти одинаковым при взгляде из любой точки зрительного зала (при пе­ремещении зрителя в направлении картины или вдоль неё).

При освещении фронтальной композиции нужно сохранять соотно­шение вертикальных и горизонтальных размеров: если один из них ста­новится слишком малым, плоскость превращается в линию. Однако фронтальность может быть нарушена членениями, если в результате движения взгляда в глубину возникает третье измерение — глубина.

Объёмно-пространственная композиция представляет собой форму, развитую по всем трём пространственным координатам, имеющую, как правило, замкнутую внешнюю поверхность, вокруг которой организу­ется движение. Поэтому объёмная композиция строится главным обра­зом в расчёте на восприятие со всех сторон.

Выразительность и ясность восприятия объёмных композиций зави­сит от ряда условий: от вида поверхности, образующей форму, от рас­стояния и ракурса формы относительно зрителя.

Объёмно­-пространственная композиция всегда взаимодействует с окружающим пространством. Среда может повышать или понижать выразительность одной и той же композиции, складываясь из освеще­ния материальных элементов (поверхностей, объёмов) и пространства (площадей) между ними.

Объёмная композиция характеризуется, как уже говорилось выше, распределением массы по трём координатам пространства, образуя трёхмерную форму. Объёмную композицию характеризует относитель­но замкнутая поверхность, организующая движение вокруг себя. Таким образом, объёмная композиция по свету строится главным образом в расчёте на восприятие со всех сторон.

Она рассчитана на движение (человека, взгляда) в глубину. В такой композиции характерный и доминирующий признак — не одна какая­-либо форма или группа, а пространство, образуемое при освещении форм.

Правила симметрии и асимметрии здесь в принципе те же, что и при создании фронтальной композиции. Для целостности асимметричной объёмной световой композиции требуется зрительное равновесие всех освещённых элементов. Так же как фронтальная, объёмно-­простран­ственная композиция может иметь одну или несколько осей симметрии или строится асимметрично.

При решении объёмно-­пространственной композиции возникают следующие задачи:

- освещение как отдельных форм, так и групп в организуемом про­странстве с учётом их взаимного расположения;

- освещение промежутков между формами и подчинёнными про­странствами, образуемыми членением главного пространства;

- чёткая ориентация всех элементов на основные точки зрения.

Передача глубины пространства осуществляется при помощи ли­нейной и воздушной (светоцветовой) перспективы. Крупные формы кажутся расположенными ближе, чем мелкие. Они и выглядят более от­чётливо и рельефно.

Наши рекомендации