Выявление пространства методом перспективы
Перспектива (от латинского perspicio — ясно вижу) — это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии со зрительным восприятием предметов человеком. В другом, общеупотребительном, значении перспектива означает вид в даль. В искусстве применяются линейная и обратная перспективы.
Воздушная перспектива передаёт изменения в свете и цвете, в ясности очертаний предметов на расстоянии.
Линейная перспектива, которая используется в искусстве для построения иллюзорного пространства, появилась сравнительно недавно — в эпоху итальянского Возрождения. Для высоко развитой формалистической живописи древних египтян характерным было изображение головы и ног в профиль, без тех сокращений, которые диктуются перспективой. Чрезвычайно интересны в этом отношении китайская
живопись и рисунки, так как расстояния изображаются на них условно, согласно определённым правилам, которые противоречат геометрии.
В результате этого часто создаётся впечатление перевернутой перспективы: при увеличении расстояния линии скорее расходятся, чем сходятся. То, что для открытия линейной перспективы потребовалось гораздо больше времени, чем для открытия огня или изобретения колеса, — факт поразительный: ведь всё, что мы видим, мы видим в перспективе.
Законы и принципы перспективы впервые были чётко сформулированы Леонардо да Винчи (1452—1519) в «Записных книжках», где изложена целая программа обучения художников, включая учение о перспективе, описание расположения мышц, строения глаза человека и животных, элементы ботаники. Леонардо называет перспективу «уздечкой и рулём рисования», говоря о ней так: «Перспектива — не что иное, как способность видеть пространство, находящееся за воображаемым куском стекла, гладким и совершенно прозрачным, на поверхности которого все предметы приближаются к нашему глазу в виде пирамид, и эти пирамиды пересекаются на плоскости стекла».
Леонардо рассматривал перспективные построения как раздел геометрии. Он писал о том, что перспектива может быть изображена непосредственно на стекле. Эта техника использовалась голландскими мастерами и в более позднее время — в камере обскура* (от латинского obscures —тёмный).
До изобретения фотоаппарата камера обскура применялась для точных натурных зарисовок.
В изучении перспективы Леонардо да Винчи не ограничивался геометрическими построениями. Он заметил и описал эффект увеличения туманности и синевы с увеличением расстояния. Он пользовался тенями и оттенками цвета, чтобы передать положение предмета в пространстве. Взаимно дополняя друг друга, геометрическая и воздушная перспективы позволяют передать на плоскости глубину пространства.
Глаза воспринимают перспективу несколько иначе, чем оптическая система. Как правило, объекты, расположенные на большом расстоянии, на фотографии выглядят сильно уменьшенными. Величественная цепь далеких гор на фотографии выглядит как ряд холмиков.
Если мы посмотрим снизу вверх на высокую башню, нам покажется, что она суживается от основания к вершине. Некоторые архитекторы старались смягчить этот эффект и строили башни слегка расширяющимися от основания к вершине. Самая знаменитая из таких башен великолепная колокольня во Флоренции, построенная по проекту итальянского художника Джотто. Джотто, порвав со средневековыми канонами, внёс в изображения религиозных сцен земнее начало, изображая их с небывалой жизненной силой. Он стал новатором и в архитектуре, применив обратную перспективу для коррекции искажений, возникающих при взгляде снизу на величественную колокольню. Ещё один пример. Площадь Святого Марка в Венеции имеет в плане форму трапеции: её боковые стороны расходятся по направлению к собору. Но наблюдателю, который смотрит в сторону собора с противоположного конца площади, она кажется строго прямоугольной. Подобные нарушения параллельности в материальном мире ради стройности воспринимаемого образа есть и в Парфеноне и других храмах древней Греции. В реальном мире размеры, очертания, окраска предметов не меняются в зависимости от их положения относительно наблюдателя. Восприятие мира в перспективе определяется свойствами глаз. Перспектива, видимая человеком, является искажённым воспроизведением трёхмерного пространства. Но наш мозг расшифровывает его, и мы получаем более или менее верное представление о действительных размерах и виде удалённых и близких предметов. Напротив, изображение без перспективы будет воспринято нами как неверное, нереальное, дезориентирующее.
ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Наше восприятие объекта зависит от его удалённости, то есть от толщины слоя воздуха между предметом и наблюдателем. Воздушная среда изменяет яркость цвета (тона), смягчает, "растушёвывает" контуры, влияет на восприятие формы, объёма. Имитация искажений, создаваемых атмосферой, создаёт иллюзию глубины пространства. Воздушная перспектива передаётся изменением яркости цвета, смягчением контуров и уплощением фигур.
В воздухе всегда в том или ином соотношении присутствуют твёрдые частицы (пыль) и капли влаги. В зависимости от состава и насыщенности той или иной примесью атмосфера поглощает и задерживает разные лучи спектра. Поэтому в пасмурный туманный день или сквозь дым цветные поверхности кажутся серыми, в солнечный день при запылённости воздуха голубоватыми, а в некоторых случаях, в зависимости от состава взвешенных частиц, — красноватыми.
Воздух, скрадывая яркость, выравнивает освещённость поверхностей разных предметов, смягчая контрасты между светом и тенью. Тени могут быть плотными и полупрозрачными, а сама атмосфера может быть тусклой, туманной или, напротив, производить эффект свечения, сияния (например, если солнце играет в мельчайших каплях летнего дождя).
Чем плотнее атмосфера, тем хуже видны очертания объекта и тем труднее определить объём. Поэтому предметы и фигуры, помещённые в насыщенную среду, воспринимаются более плоскими. Расстояние до объекта в затуманенной среде определить трудно, его можно косвенно оценить по масштабным соотношениям и насыщенности тона предмета, но здесь возможны ошибки. Поверхности, окрашенные в чистые тона, зрительно заметно приближаются. Насыщенный чёрный цвет выделяет предмет из окружающей среды, а серый, наоборот, делает его менее заметным, зрительно удаляет.
По способу создания перспективы её разделяют на тональную и световую.
Тональная перспектива создаётся распределением тонов: от художника по свету требуется расположить на сцене свет на фигуры, предметы и световые пятна разных цветов в таком порядке, чтобы они на фоне друг друга и на заднем фоне вырисовывались с заданной степенью яркости.
Под тоном понимаются цвет, а также оттенок того или иного цвета, отличающийся степенью яркости, насыщенности. Различают насыщенные и пастельные, тёплые и холодные тона (цвета). Чувствительность глаза к свету разного цвета (разной длины волны) весьма различна. Наиболее чувствителен глаз к зелёному цвету, а для более коротких и более длинных волн чувствительность быстро уменьшается: для голубого и оранжевого цвета она меньше в десять раз, для красного — в сто раз. Размещением разноокрашенных предметов на разных планах сцены можно создать оптическую иллюзию глубины пространства.
Белая фигура на переднем плане привлечёт к себе внимание. Взгляд сосредоточится на фигуре, и ощущение глубины ослабеет или исчезнет.
От зрителя требуется волевое усилие, чтобы перевести взгляд на задний план и различить там детали. Лишь острая сюжетная ситуация может заставить зрителя вглядываться в глубину, оторвав взор от белого пятна на первом плане.
Крупная белая фигура на заднем плане обязательно привлечёт внимание и выступит вперед на общем фоне. На заднем плане белое может выглядеть удалённым только при условии, что размеры объекта невелики и он не выделяется среди остальных размеров предметов заднего плана ни яркостью, ни фактурой. Необходимо верным подбором цвета как бы повести взгляд в глубину к помещённому там белому тону. Человек бессознательно ищет светлое за тёмным.
Можно говорить о градации тонов, имея в виду последовательность расположения цветовых пятен (окрашенных предметов) на сцене с постепенным усилением зрительных признаков удалённости по мере перехода от одного тона к другому.
Расположение тонов по глубине может быть непрерывным или расчленённым. В последнем случае свет и тени имеют некоторую форму и более или менее разграничены.
Световая перспектива — конструктивное расчленение пространства светом. Свет на сцене обычно нужен для создания целостной картины восприятия атмосферы спектакля, изменения пространственных форм, усиления яркости цветового восприятия. Но бывают случаи, когда световое пятно имеет определённое конструктивное назначение: создаёт определённую форму или вырисовывает форму предмета световым контуром. Представим себе декорацию помещения с рядом окон и пространством пола при двух условиях освещения:
- равномерное освещение интерьера рассеянным светом;
- свет падает через окна и рисует световые пятна на полу.
В первом случае сцена будет выглядеть плоской, во втором случае пятна света, расчленяя поверхность, создадут глубинную перспективу.
Фигуры, которые при общем освещении сливаются в сплошное плоское пятно, будут выглядеть более рельефно, дадут глубину, если их чётко обрисовать контурным светом. Однако следует помнить, что рельефность сценических объектов сама по себе не создаст впечатления глубины пространства. Расположенные на первом плане предметы или фигуры (вне зависимости от фона) могут быть показаны объёмно (рельефно) за счёт распределения светотени, но сцена при этом будет выглядеть плоской.
Воздушная, тональная и световая перспективы служат художнику по свету средством создания световой картины. Сценическая перспектива мыслится в движении. Воздух, невидимый глазу, своим постоянным движением обогащает перспективу. Переливающийся свет делается почти осязаемым. Фигура, двигаясь в пространстве сцены и изменяясь тонально, всегда выявляет глубину этого пространства.
Занимаясь театральным освещением на сцене, следует помнить некоторые правила и закономерности:
- тёмное помещают обычно впереди, потому что глаз за тёмным ищет светлое и сосредотачивается на нём. Светлое пятно всегда «уводит» глаз в глубину сцены;
- если на сцене находится яркобелый объект, зрителю трудно перевести взгляд с него на более тёмные объекты сцены.