Барокко в европейской культуре

“Барокко” итальянского происхожд., буквально означ. “странный”, “причудливый”. Искусство барокко сложилось и расцвело в Италии, где работали крупнейший архитектор и скульптор Л. Бернини, живописец, глава демократического реализма Караваджо, последователи академизма братья Карраччи и др. Барокко было связано с дворянско-церковной культурой эпохи расцвета абсолютизма. Основополагающей чертой барокко можно считать его стремление к синтезу искусств, объединению в один ансамбль архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства Баро́кко— характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках. Для барокко характерна идея спящего Бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарады. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке). В живописи барокко характеризуется динамизмом, «плотскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркий пример — Рубенс, Караваджо. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир,как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения(строки стихов образуют рисунок). Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности.

34. Понятие Средневековье. Периодизация Средневековье: раннее, высокое или классическое, позднее.

Средние века (средневековье) -- эпоха господства в Западной и Центральной Европе феодального экономического и политического строя и христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения античности. Средневековье условно делится на Раннее Средневековье (IV--1 половина X века), Высокое Средневековье (2 половина X--XIII века) и Позднее Средневековье (XIV--XV века). Началом средневековья чаще всего считают падение Западной Римской Империи в 476 году. Относительно конца средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской революции (1789). Христианское сознание - основа средневекового менталитета

В исторической науке понятие “средневековье” укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. Историю средневековья для Западной Европы принято делить на три основных периода, отличавшихся разным уровнем социально-экономического, политического и культурного развития. I. Конец V — середина XI в. — период раннего средневековья, когда феодализм только складывался как общественная система. Это предопределило крайнюю сложность социальной ситуации, в которой смешивались и трансформировались общественные группы античного рабовладельческого и варварского родоплеменного строя. В экономике господствовал аграрный сектор, превалировали натурально-хозяйственные отношения, города сумели сохранить себя как экономические центры преимущественно в районе Средиземноморья, которое являлось главным узлом торговых связей Востока и Запада. Это было время варварских и раннефеодальных государственных образований (королевств), несущих на себе печать переходного времени.В духовной жизни временный упадок культуры, связанный с гибелью Западной Римской империи и натиском языческого бесписьменного мира, постепенно сменялся ее подъемом. Решающую роль в нем сыграли начавшийся синтез с римской культурой и утверждение христианства. Христианская церковь в этот период оказывала решающее воздействие на сознание и культуру общества, в частности, регулируя процесс усвоения античного наследия.II. Высокое средневековье (классическое). Середина XI — конец XV в. — период расцвета феодальных отношений, массового роста городов, развития товарно-денежных отношений и складывания бюргерства. В политической жизни в большинстве регионов Западной Европы после периода феодальной раздробленности формируются централизованные государства. Возникает новая форма государства — феодальная монархия с сословным представительством, отразившая тенденцию к усилению центральной власти и активизации сословий, в первую очередь городского.Культурная жизнь идет под знаком развития городской культуры, которая содействует секуляризации сознания, становлению рационализма и опытного знания. Эти процессы были усилены с оформлением уже на данном этапе культуры Возрождения идеологии раннего гуманизма.III. Позднее средневековье.XVI—XVII вв. — период позднего феодализма или начала раннего нового времени. Экономическая и социальная жизнь характеризуется процессами разложения феодализма и генезиса раннекапиталистических отношений. Острота социальных противоречий вызывает крупные антифеодальные общественные движения с активным участием широких народных масс, которые будут содействовать победе первых буржуазных революций. Оформляется третий тип феодального государства — абсолютная монархия.Духовную жизнь общества определяли раннебуржуазные революции, поздний гуманизм, Реформация и контрреформация. Каждый из этапов открывался и сопровождался крупными передвижениями народов по территории Европы и вне ее: в IV в., VI— VII вв. — движение гуннов, германских и славянских племен; экспансия скандинавских народов, арабов и венгров на рубеже первого и второго этапов, крестовые походы западноевропейцев на Восток и в Восточную Европу в XI-XIII вв.; и, наконец, колониальные захваты западноевропейцев на Востоке, в Африке и в Америке в XV и XVI вв. Каждый период открывал перед народами Европы новые горизонты.

35. Культура Эпoxи Просветительства. Периодизация Просветительство: становление, кризис и триумф.

Просвещение явл-ся мощным культурно-идеологическим и философским движением общественной мысли,связанным с эпохой утверждения цвилизации Нового вемени.Оно было свойственно европейским странам во второй половине 17-начале 19в. Для идеологии Просвещения характерны:рационализм,демократизм и исторический оптимизм.Можно выделить 3 осн периода:*1650-1715-становление Просвещения.Это время абсолютных монархий: Франции,Пруссии,Швеции,России.Становление Просвщения связано с именем Т.Гоббса,Джона Локка,.Самым известным сочинением этого периода становится «Левиафан» Гоббса.В нем Гоббс доказывал земное происхождение гос-ва как рез-та «общественного соглашения»,кот действует в интересах всего народа,а не одного монарха.В искусстве-классицизм.*1715-1789-расцвет Просвещения.Мыслители Франции-Жан-жак Руссо,Вольтер,Монтескьё.Работы французских просветителей отличались популярной формой и изяществом слога и заменили собой традиционную лит-ру.Появились работы Вольтера поэма «Орлеанская девственница».Сатирические комедии Огюста Бомарше «Женитьба Фигаро».В анг лит-ре появился целый ряд произведений,кот пытались осмыслить последствия и опасности Просвещения для простого чел-ка.Наибольшую известность получили: «Робинзон Крузо», «Путешествие Гуливера». *1789-1830-кризис и триуф Просвещения. Формируется идеология консерватизма-возврат к традиционным ценностям:религии,монархии,патриархальной семье.

Наши рекомендации