Упражнение 1. Исправьте ошибки в оформлении библиографического списка.

1. Ш. Балли «Французская стилистика». М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. - 394 с.

2. Вейнрих У. О семантической структуре языка / Новое в лингвистике. - М. Прогресс, 1970. - С. 168-249. - Вып. V.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.: Русский язык, 1989 - 1991.

4. Иванов В.В., Топоров В.Н. «Славянские языковые моделирующие семиотические системы» М., 1965. 246 с.

5. Н.П. Колесников. Практическая стилистика и литературное редактирование. – М., 2003.

6. Лингвистический энциклопедический словарь // Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М., Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.

7. Меркурьева Н.М. Антонимия сложных слов в современном русском языке (Автореф. дис. ... канд. филол. наук). - М., 1996. – 23 с.

8. Сметанина С.И. Литературное редактирование, С.-Пб., 2003.

9. Соболевский А.И. История русского литературного языка. – Л., 1980.

10. Черданцева Т.З. О многозначности слова (На материале итальянского языка). В сборнике «Слово в грамматике и словаре» М.: Наука, 1984. - С. 129-133.

Упражнение 2. Расскажите о способах оформления цитат и ссылок. Какую функцию они выполняют? В данные фрагменты включите цитаты, используя разные способы их оформления.

1.Проблему, что есть культура и что есть цивилизация, нужно решать лишь с точки зрения взаимодействия духа и материи, ибо культура есть явление духа, действующее соглас­но закономерностям его энергетики.

"Множество людей полагает вполне возможной замену слова "культура" цивилизацией. При этом совершенно упус­кается, что сам латинский корень "культ" имеет очень глу­бокое духовное значение, тогда как "цивилизация" в корне своем имеет гражданственное, общественное строение жиз­ни" (Н.К. Рерих).

2. Рерих обращает наше внимание на то, что во взаимо­действии культуры и цивилизации приоритет должен принад­лежать Культуре, что избавит цивилизацию от многих иска­жений, ей свойственных.

"... Самое важное для нас будет дух итворчество, затем идет здоровье и лишь на третьем месте богатство" (Н.К. Ре­рих).

3. Один из крупнейших и глубочайших русских философов Н.А. Бердяев определял культуру следующим образом...

"Культура связана с культом предков, с преданиями и традициями. Она полна священной символики, в ней даны знания и подобия иной духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа, всякая культура имеет духовную основу - она есть про­дукт творческой работы духа над природными стихиями" (Н.А. Бердяев).

4.Машинная, техногенная цивилизация подменяет куль­туру развлекательной индустрией, на базе которой возникает "массовая культура", призванная обслуживать материю обще­ства, а отнюдь не питать его дух. Бердяев с горечью пишет...

"...старая Европа изменила своему прошлому, отреклась от него. Безрелигиозная мещанская цивилизация победила в ней старую священную культуру" (Н.А. Бердяев).

5. Буржуазные революции, носившие прагматический и материалистический характер, укрепили и развили разрыв, образовавшийся в целостном теле явления "культура - циви­лизация". Началась эпоха отчуждения культуры от цивили­зации. Материя, как никогда раньше, завладела господствую­щими позициями, агрессивно и бесцеремонно потеснила дух и лишила общество людей необходимой ему коллективной энер­гии...

"... в цивилизации иссякает духовная энергия, угашается дух - источник культуры. Тогда начинается господство над человеческими душами не природных сил, а магического цар­ства машинности и механичности, подменяющей подлинное бытие" (Н.А. Бердяев).

6.Казалось бы, в научную биографию должны включаться только социально значимые факты, но никак не бытовые "мелочи". Однако не возникнет ли в результате такого подхода мертвая схема образа? Да и само понятие "мелкого" факта неопределенно. Плутарх говорил...

"Часто какой-нибудь ничтожный поступок... лучше обна­руживает характер человека, чем битвы, в которые гибнут десятки тысяч, руководство огромными армиями и осады городов" (Плутарх).

7.Известны и пессимистические ("финалистские") концеп­ции дальнейших судеб нашей цивилизации. Например, россий­ский ученый Л. Лесков пишет...

"Испытав стремительный подъем, космические цивили­зации неизбежно гибнут: либо утрачивая вкус к жизни в кущах "потребительского рая", либо задохнувшись в техноло­гических отходах, либо, наконец, сгорев в огне ракетно-ядер­ных катастроф" (Л.В. Лесков).

Задание 3. Прочитайте фрагменты, в которых цитаты оформлены не­правильно. Найдите и исправьте ошибки.

1. Тайна личности была бы нарушена, а вместе с ней нару­шена и свобода самоопределения личности. Между тем "Все духовное и великое возникает в жизни - таинственным образом из себя самого и через самого себя... Так воспламеняется любовь; так человек молится; так творится искусство; так строится наука; так преодолеваются духовные кризисы; так крепнет духовный характер человека; так совершаются героические поступки". (В источнике: "Все духовное...".)

2. Акцент на любви рассматривается в этой связи как фактор установления тоталитаризма и авторитаризма. Именно так рассуждает автор, который, в частности, пишет: "любить человека ~ значит желать сделать его счастливым. Однако из всех политических идеалов те, которыми вдохновляются стремления сделать человека счастливым, пожалуй, наиболее опасны". (В источнике: "Любить человека...".)

3. Вл. Соловьев, определяя достоинство личности, пишет, что: "Никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как только средство... - он не может быть только средством или орудием ни для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага". (В источнике: "Никакой чело­век...".)

Наши рекомендации