Тема 4. ДРЕВНИЙ ВОСТОК КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ
Вопросы:
1.Цивилизация и ее характеристики
2. Характерные черты Древневосточных цивилизаций
3. Особенности Древнеегипетской цивилизации
4. Концепция «Осевого времени» К. Ясперса
Вопрос 1. Цивилизация и ее характеристики.
При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу: Февр, Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей / Л. Февр // Бои за историю. – М. – 1991.; Бенвенист, Э. Цивилизация. История слова. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. – М. – 1974.; Элиас, Н. О процессе цивилизации / Н. Элиас. – Т.1. – М.-СПб. – 2001. Лукин, В. М. Очерки теории цивилизации / В. М. Лукин. – СПб. – 2006.; Естрина, О. В. «Цивилизация» как культурологическое понятие / О. В. Естрина // Человек, культура, общество: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград. – 2008. – Вып. 6. – С. 164-171.
С появлением цивилизаций Древнего Востока начинается новый этап в развитии культуры. Долгий, сотнями тысячелетий длившийся размеренный ход первобытности был нарушен новой формой культурной реализации, человечество вступило в стадию цивилизации. Изменения, столь резко ускорившие ход культурного развития, берут свое начало с неолитической революции, произошедшей примерно 15-13 тысячелетий назад. Термин «неолитическая революция» был введен Гордоном Чайлдом, который таким образом обозначил переход от присваивающих форм ведения хозяйства (охоты и собирательства) к производящим формам – земледелию и скотоводству. Переход этот не носил молниеносного характера – изменения происходили медленно и не одновременно, раньше всего этот переход совершили племена, жившие в Междуречье Тигра и Ефрата, именно здесь и возникла первая цивилизация. Однако, изменения, которые произошли благодаря свершившемуся переходу можно совершенно обоснованно считать революционными. С переходом к производящему хозяйству происходит освоение новых ландшафтов, человек получает право выбирать благоприятные места для расселения, а не кочевать вслед за стадами оленей или бизонов, то есть линейно-маршрутные схемы расселения сменяются шахматно-точечным расселением по площади. С переходом к производящему хозяйству, бесспорно, увеличилось количество пищи, получаемой с единицы площади, что, в свою очередь, привело к резкому взлету численности населения. Способность к демографической экспансии у производящих групп увеличивается в пять-шесть раз в сравнении с группами кочующих охотников. Результатом роста численности населения является укрупнение социальных групп: мелкие коллективы интегрируются в более крупные, происходит гомогенизация культуры и языка. Все эти результаты неолитической революции выводят человечество на новую стадию, на стадию цивилизации.
По-сути, термин «цивилизация» имеет неоднозначную трактовку [15, C.164-165]. В рамках данной темы мы будем понимать цивилизацию как определенную стадию в развитии человечества, следующую за дикостью и варварством. Впервые такая трактовка была предложена в Новое время Гоббсом и Локком, а затем развита культурной антропологией XIX века, представители которой, Э. Б. Тейлор, Дж. Д. Фрэзер и Л. Г. Морган были убеждены, что все человечество в своем развитии проходит одни и те же стадии культурной эволюции (от низшей стадии дикости до цивилизации), но с разной скоростью: одни народы проходят эти стадии быстрее, а другие – медленнее. Далее эта концепция культурной эволюции была развита в трудах Г.Спенсера, Э. Дюркгейма, Р. Мертона, Т. Парсонса и Б. Малиновского и неоэволюционистов XX века (Л. Уайта, Дж. Стюарда, М. Салинса и др.).
Цивилизация, как особая стадия в развитии человеческой культуры имеет ряд специфических характеристик. Прежде всего, это общество, в котором присутствует разделение труда, приводящее к социальной стратификации, т. е к социальному, имущественному и профессиональному расслоению, к образованию классовой структуры. Новая общественная структура требует новой формы организации, происходит возникновение государства как аппарата управления. Его обязательными атрибутами становится появление бюрократического аппарата и записанных законов. Другим важным признаком цивилизации является развитие научных знаний и появление письменности. Расширяются представления о времени и пространстве, появляются точные и прогностические науки (арифметика, геометрия, астрономия), фиксированная система мер времени, пространства и веса. Появление же письменности является функционально значимым критерием цивилизации, наряду с оседлым образом жизни, земледелием и государством. Благодаря этому феномену усложняются принципы государственного и административного управления, появляется записанное право, фиксируются сакральные и научные знания, развивается эпическая и историческая литература. Не менее значимой характеристикой цивилизационной стадии является усложнение религиозных представлений: формирование сложного политеистического пантеона, выделение жречества выделяется в самостоятельный социальный слой, появление сакральное строительство. Кроме того, цивилизация – это культура, которая порождает города, и города становятся сосредоточением высокой, элитарной культуры и новых принципов организации хозяйства и общества.
Вопрос 2. Характерные черты Древневосточных цивилизаций.
При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу: Аверинцев, С. С. Древние цивилизации / С. С. Аверинцев. – М.: 1989. – 548 с.; Элиас, Н. О процессе цивилизации / Н. Элиас. – Т.1. – М.-СПб. – 2001.; Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М.: 1987. – 358 с.
Древним Востоком обычно называется совокупность древнейших цивилизационных образований. К их числу относят: культуры Междуречья – Шумер, Вавилон, Ассирия; Древний Египет, Древнюю Индию, Древний Китай, Крито-Микенскую цивилизацию, Мезоамериканские цивилизации: культуры ольмеков, майя, инков и ацтеков. Если внимательно посмотреть на географическое расположение этих цивилизационных образований, то становится ясно, что не все они являются «востоком» в картографическом смысле: египетская цивилизация расположена не на востоке, на юге, в Северной Африке, крито-микенская цивилизация – в Европе, а Мезоамериканские цивилизации – вообще на западе. Тем не менее, за всеми этими культурными образованиями закрепилась единая типологизация «древневосточных», так как в их социокультурной динамике проявляется ряд общих черт, превращающих названные культуры в единую культурную целостность. Рассмотрим типологические характеристики этой культурной целостности.
Во-первых, это, безусловно, древнейшие цивилизации на земле. Именно представители этих культур первыми перешли к оседлости и земледелию, создали первые государства и придумали частную собственность. Ранее всего этот процесс начался в Междуречье, а Древний Шумер стал первой цивилизацией, возникшей в конце 7 тысячелетия до н. э. В 6 тысячелетии до н. э. появляются первые оседлые поселения в бассейне реки Нил, а в 5 тысячелетии до н. э. уже существуют два государственных образования – Верхний и Нижний Египет. В середине 3 тысячелетия до н. э. (2600 г. до н. э.) возникает Хараптская цивилизация Древней Индии, а в конце этого же тысячелетия (2300-2100гг. до н. э.) – крито-микенская цивилизация. В начале второго тысячелетия (1700 г. до н. э.) – появляется империя Шан в Китае, в конце этого же тысячелетия (1200 г. до н. э.) – зарождается культура Ольмеков в Мексике.
Во-вторых, все древневосточные цивилизации развились на базе разложившегося первобытного строя. Фактически, это были те же племена, которые веками охотились в этой местности как палеолитические охотники, а затем, постепенно, перешли к оседлости и земледелию. Важно подчеркнуть, что это были автохтонные (местные), а не пришлые племена. Они не заняли чужую территорию, вытесняя ее прежних обитателей, а сменили способ ведения хозяйства и совершили цивилизационный прорыв.
В-третьих, это были культуры бронзового века. Материальная культура древневосточных цивилизаций была достаточно примитивной, особенно на начальной стадии их существования: из металла – бронзы, делалось, в основном оружие, а орудия труда, в массе своей, продолжали оставаться каменными. Навыки обработки железной руды и получения железа эти культуры узнали спустя много веков, от других народов. Тем не менее, при столь примитивных технологиях эти культуры смогли создать уникальные империи, объединить огромные территории, подчинить своей власти народы, оставив в наследство высочайшие достижения в искусстве и науке.
Немалую роль в развитии этих культур сыграл географический фактор: большинство древневосточных цивилизаций расположено в бассейнах крупных рек: Шумер – в бассейнах рек Тигр и Ефрат, Египет – в бассейне реки Нил, Индийская цивилизация – в бассейнах рек Инд и Ганг, Китайская – в бассейнах рек Янцзы и Хуанхэ. Это четвертая характеристика. Именно реки, со своими разливами, создали идеальные условия для земледелия, позволяющие, при весьма примитивной технологии, собирать огромные урожаи. Пятая характеристика так же определяется географическими условиями: основой хозяйства является ирригационное (орошаемое) земледелие. Ведение хозяйства в бассейнах бурных и полноводных рек только в том случае было обречено на успех, если сопровождалось возведением сложнейшей системы ирригационных сооружений, всевозможных каналов, запруд, плотин, позволяющих регулировать поступающую на поля воду. Причем, этой системой каналов и водохранилищ должна была быть покрыта вся территория страны, только в этом случае была надежда обуздать и подчинить водную стихию. Отсюда вытекает шестая характеристика: государство возникает во всех этих цивилизациях очень рано и объединяет весьма значительные территории. В-седьмых, основная земельная собственность принадлежит государству в лице своего правителя. В-восьмых, это, безусловно, рабовладельческие общества, однако рабство носит специфический характер, так называемый «восточный тип рабства». Рабы, как и земля, принадлежат государству и используются, в основном, на общественных работах (сооружение ирригационных систем и сакральное строительство). Девятойособенностью является характер власти – деспотический, предполагавшим жесткую централизацию власти и ее сакрализацию. Глава государства не имел никаких ограничений, мало того, его власть обожествлялась, а сам он, зачастую, воспринимался подданными как бог или сын бога. Кроме теократичности, власть была строго централизована и иерархиезирована. Десятая характеристика определяет особенности социально-политического устройства. Во всех древневосточных цивилизациях очень рано происходит процесс классобразования, сословная структура общества была связана с развитым разделением труда. Древневосточные общества можно охарактеризовать как закрытые, то есть лишенные той степени социальной мобильности, характерной для античной культуры. В любом обществе есть социальное неравенство, люди распределяются на слои (страты). Если человек способен изменить то социальное положение, которое дано ему от рождения, повысив свой социальный статус благодаря личным усилиям, талантам и заслугам, можно говорить об открытости общества. Существуют социальные институты (общественные учреждения), с помощью которых человек может подниматься по социальной лестнице. Так, например, в современном обществе такими «лифтами социальной мобильности» являются: карьера, образование, брак, бизнес. В древневосточных культурах изменение социального статуса было затруднено, человек был накрепко привязан к своей социальной группе, своему классу или страте (как, например, в Индии, с ее кастовой системой). От рождения судьба человека, возможности личностного развития почти всецело определяются принадлежностью к социальной группе (каста, род, клан, община и т. п.), за которой закрепляются определенный вид трудовой деятельности и профессия.
Особую роль среди прочих социальных групп играет жречество. Это объясняется не столько его многочисленностью, сколько значимой ролью в духовной культуре: жрецы были хранителями эзотерических знаний о природных процессах, столь важных для этих земледельческих цивилизаций.
Значительной особенностью социально-политического устройства древневосточных цивилизаций является наличие большого, сложно организованного и иерархиезированного бюрократического аппарата.
Одиннадцатая характеристика касается специфики духовной культуры древневосточных цивилизаций. Безусловно, это традиционные цивилизации – общества, подчиняющиеся традиции, воспроизводящие уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени. Основой духовной культуры восточных цивилизаций является миф, доминирующую роль у этих цивилизаций играли календарные (об умирающем и воскресающем боге), космогонические мифы и мифы о культурных героях. Сознание в культурах Востока было религиозно-мифологическим по своей сути. Мифологическая картина мира не выделяет человека из окружающего мира, а, напротив, одушевляет последний, очеловечивает его. Мифологическая культура интересуется не законом, а индивидуальными событиями, не причинно-следственными связями, а материальными изменениями. Двенадцатаяхарактеристика касается развития научных знаний и письменности. И первое, и второе возникает в древневосточных цивилизациях очень рано. Письменность не заимствуется, а создается самостоятельно, но в большинстве культур она застывает в своем развитии, останавливаясь на стадии иероглифов, лишь в крито-микенской культуре развивается до уровня слогового письма (так называемое «линейное письмо А»). Среди всех научных знаний доминируют естественные науки: математика, астрономия, медицина. Следует подчеркнуть, что все научные знания были очень тесно связаны с практикой и немедленно реализовывались в виде всевозможных технических открытий. Огромная роль в древневосточной культуре принадлежала астрономическим знаниям, которые тесно переплетались и были практически неотделимы от астрологии. Система храмов и жречество были включены в систему астрономических представлений, выполняя консолидирующую и регулятивную функции. Тринадцатойхарактеристикой является специфика искусства, которое отличается каноничностью, монументализмом и символичностью, а в литературе преобладали сакральные тексты и исторические хроники. Зачастую литературные произведения были анонимны, в них отсутствовало изображение личных переживаний, индивидуализма.
Вопрос 3. Особенности Древнеегипетской культуры
При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу:
Кинг, Х. А. Древнеегипетский храм / Х. А. Кинг. – М. – 1979. – 433 с.; Коростовцев, М. А. Религия Древнего Египта / М. А. Коростовцев. – СПб. – 2000. – 376 с.
Государство и общество
История Египта служит подтверждением тезиса об особой жизнеустойчивости традиционных цивилизаций. С 5 тысячелетия до н. э. (самого начала додинастического периода) и до окончания 1 в. до н. э., то есть около пяти тысячелетий, существовала цивилизация Египта. Периодизация истории Египта представляет собой смену эпох Древнего Раннего царства (около 3100-2549 гг. до н.э.), Древнего царства (ок. 2649-2150 гг. до н. э.), Среднего царства (около 2040-1640 гг. до н. э.) и Нового царства (ок. 1552-1069 гг. до н. э.). Завершается история Египта правлением династии Птолемеев (ок. 332-30 гг. до н.э.).
Схема социального устройства Египта напоминала пирамиду. Влиятельнейшей группой были жрецы, имевшие в отдельные периоды большую власть, чем сам фараон, а также богатая знать. Номархи (правители провинций), военачальники, министры, писцы следили за выполнением законов и собирали налоги. К низшим социальным слоям населения относились бедные сельские и городские жители, а также рабы. Египетское общество можно охарактеризовать как общество закрытого типа, социальная мобильность в нем практически отсутствовала. Светская власть не отделялась от религиозной: египетское государство можно определить как теократическое. Власть фараона воспринималась как сакральная, священная: цари считались потомками бога Солнца Ра, который был первым владыкой Египта. Фараон, соединявший в себе царя и бога, объединял высшую политическую и религиозную власть. Его власть была неограниченной и абсолютной. Он занимался внешней политикой, законотворчеством (источником права являлся сам фараон), торговлей, нес ответственность за урожай и работу ирригационной системы. Фараон был главнокомандующим, возглавлял в сражении египетское войско.
Хотя все основные стороны политики государства определялись фараоном, реальное управление осуществлялось многочисленными чиновниками и писцами, в стране существовал обширный бюрократический аппарат, контролирующий все стороны жизни египетского государства. Важно подчеркнуть, что чиновниками могли стать только грамотные люди, что и вызвало к жизни авторитетное сословие писцов
В первом тысячелетии до н. э. Египет был одной из богатейших стран мира. Историк Л. Н. Гумилев, например, считал, что одной из причин экономического кризиса римской империи стал импорт дешевого египетского зерна, сделавший экономически невыгодным сельскохозяйственное производство на Апенинском полуострове. Французский историк Ф. Бродель также отмечал чрезвычайно высокую эффективность сельскохозяйственного производства в Египте.
Все благосостояние и процветание Египта было связано с великой рекой Нилом. Египтянами была разработана очень сложная ирригационная система, использовавшая разливы Нила. Работа ирригационной системы поддерживалась и обеспечивалась государством: лично фараон нес ответственность, как за ее работу, так и за урожай. Предполагалось, что фараон способен влиять на погоду и на плодородие. Нил играл в жизни египтян такую огромную роль, что вошел в их мифы. Например, в мифе, объясняющем смену дня и ночи, рассказывается, как бог Солнца Ра в своей золотой ладье днем проплывает по небесному Нилу, а ночью опускается в подземный Нил.
Духовная культура Египта
Иногда Египет называют самой религиозной культурой в истории человечества, и это утверждение имеет достаточные основания. В любом традиционном обществе религиозно-мифологические системы являются смыслообразующими, во многом определяя специфику цивилизации и оригинальность культуры, но в Египте религиозная система отличалась особой цельностью и неизменностью, а также той важной социальной ролью, которую играло жречество.
Религиозную систему Египта можно охарактеризовать как политеизм, поскольку она включала в себя культы множества богов (около 2000). Боги были местные и общие. Большинство богов имело свой родной город, где находился главный храм. По мере усиления тех или иных египетских центров, перенесения столиц места богов в иерархии менялись.
Верховным богом был бог Ра – бог Солнца. С ним связаны все космогонические мифы, он выступал как демиург – создатель и повелитель мира. Солнце у египтян имело много имен и обликов, но главным из них был бог Ра. Одновременно существовали представления о богине Неба – Нут, которая утром рождает солнце, а вечером проглатывает его – и наступает ночь. Некоторые боги и богини олицетворяли собой природные стихии или явления, многие имели облик животных или птиц. Большинство богов и богинь были связаны узами родства, их сложные отношения были отражены в египетской мифологии.
Бог Осирис относится к типу культурных героев: он, согласно мифам, был первым фараоном Египта, научил людей земледелию и скотоводству, даровал им вино и хлебные злаки. В эпоху Среднего царства культ Осириса стал центром заупокойных верований, он почитался в первую очередь как бог мертвых. Наибольшей известностью пользовался миф об Осирисе и Исиде, подробно пересказанный римским историком Плутархом. Согласно мифу Осирис был образцовым правителем, но его брат Сет, бог войны и засухи, завидуя ему, хитростью заманил Осириса в великолепный саркофаг и погубил его. Супруга Осириса, Исида отправилась на поиски тела Осириса, и с помощью Анубиса – покровителя мертвых, вернула его к жизни. Сын Осириса и Исиды – Гор становится правителем Египта, а Осирис правит в Царстве мертвых, став судьей над душами умерших. В эпоху Древнего царства считали, что только фараон благодаря магическому погребальному обряду может ожить после смерти подобно тому, как ожил Осирис. В эпоху Среднего царства с Осирисом отождествляют каждого умершего египтянина. Предполагалось, что при строгом соблюдении погребального ритуала каждый египтянин, подобно Осирису, сможет возродиться для вечной загробной жизни.
Богиня Исида, сестра и супруга Осириса, была богиней плодородия и мореплавания, символом женственности, семейной верности и материнства. Культ Исиды повлиял на христианскую догматику и искусство. Образ богоматери с младенцем на руках восходит к образу Исиды и ее сына Гора. Миф об Осирисе относится к мифам об умирающем и воскресающем боге или к календарному мифу (поскольку предполагалось, что он связан с сезонными изменениями в природе). К типу культурных героев относится и египетский бог Тот – бог мудрости и знания, времяисчисления, бог-покровитель жречества и законотворчества
Специфической чертой египетских религиозных верований был зооморфизм – большинство египетских богов изображались с чертами животных. Кроме того, характерной чертой египетской мифологии было обожествление животных как воплощения различных божеств. Почитались такие животные. Как бык (Апис), кошка (Баст), крокодил (Себек), львица (Тефнут), шакал (Анубис). Зооморфные черты в облике божеств сохранялись в мифологии, сочетаясь с антропоморфными. Так. Например, бог Гор, сын Осириса и Исиды, изображался как человек с головой сокола, а бог Тот – с головой павиана или птицы ибис.
Огромную роль в египетской религии играл заупокойный культ. Загробная жизнь представлялась как непосредственное продолжение земной, необходимым условием было сохранение тела умершего (в связи с чем распространился обряд мумификации), строительства жилища (пирамид и гробниц), приношение в жертву даров. Смерть египтяне рассматривали не столько как переход к лучшей жизни в ином мире (позиция, к которой нас приучило христианство), сколько как продолжение жизни на земле. В древних египетских папирусах современные исследователи находят принципы этики гедонизма (этики наслаждения). Жизнь, ее ценность и неповторимость, красота и счастье настолько ценились, что предполагались и в загробном мире, где люди продолжали жить, как на земле.
Мифологические воззрения Древнего Египта нашли свое отражение и в литературе, музыке, различных видах изобразительного искусства: архитектуре, живописи, декоративном искусстве. Раннее изобретение письменности способствовало развитию основных литературных жанров. Исследователи отмечают, что многие мотивы лирики Древнего Египта вошли в качестве вечных тем в мировую литературу. Дошедшими до нас памятниками египетской архитектуры являются храмы и гробницы. Пирамиды строились в эпоху Древнего царства, затем в связи с тем, что еще в те времена пирамиды уже подвергались разграблению, фараонов начинают хоронить в гробницах, высеченных в скалах, в пустынных ущельях на западном берегу Нила. Снаружи усыпальницы царей были незаметны, места их содержались в секрете. Во многом благодаря этой таинственности сохранилась единственная дошедшая до нас в целостности гробница Тутанхамона со знаменитой золотой маской на лице. Тутанхамон правил недолго и умер совсем молодым, и его захоронение, конечно же, не принадлежало к самым роскошным. Можно представить, какие сокровища египетской культуры не смогли до нас дойти.
В художественном мышлении египтян была выработана развитая система канонов, важных эстетических принципов египетского искусства. Чем вывшее было социальное положение, статус изображаемого, тем строже был канон. Так, например, в статуях фараонов редко передавались портретное сходство, их властность, невозмутимость и монументальность становятся символам и власти. В то же время сохранившиеся фрески показывают, что египтянам удавалось с необыкновенной естественностью передавать движение и пластику в сценах их повседневной жизни. Минеральные краски, которыми пользовались египетские художники, сохранились до наших дней поразительную звучность, яркость и богатство переходов. Рельефы и фрески, украшали стены гробниц и храмов, служат для нас настоящей энциклопедией быта египтян.
Кроме усыпальниц фараонов строились величественные храмы в честь многочисленных богов. Храмовые постройки были гигантских размеров и отличались роскошью отделки. В конце храма находилось святилище, где хранилась статуя божества, доступ в которое был открыт лишь для жрецов и фараонов. Египетский храм не был предназначен для верующих, он служил домом бога на земле, предполагалось, что часть божественной субстанции пребывает в небольшой золотой статуэтке, находившейся в алтаре. Жрецы обращались к этому изображению как к существу из плоти и крови: статуэтку умывали и одевали, заботились о достаточном количестве еды для нее. Лучше всего сохранились храмы, посвященные богу Амон-Ра в Карнаке и Луксоре.
Пожалуй, самым знаменитым памятником древнеегипетской культуры являются пирамиды. Обычно их рассматривают как исполинские гробницы фараонов, но их функции были намного шире. Первая пирамида – Ступенчатая – была построена фараоном Джосером. Затем пирамиды приобретают более четкую форму. Самой большой является пирамида Хуфу (которого греки назвали Хеопсом), ее высота 146,5 м. Греческий историк Геродот упоминает, что она строилась 30 лет, а в ее постройке участвовали 100000 человек. Пирамида Хефры (по-гречески – Хефрена) была несколько ниже, но зато была целиком облицована плитами красного гранита. Поражает в пирамидах, прежде всего, то расточительство, с которым они строились. Ведь никакой практической ценности они не имели. Это усыпальницы, цель которых – вознести на небо умершего фараона, продемонстрировав его могущество. Сегодня – это уникальные памятники одной из ушедших цивилизаций, причины исчезновения которых до сих пор пытаются установить ученые.
Вопрос 4. Концепция «Осевого времени» К. Ясперса
При подготовке вопроса рекомендуется использовать дополнительную литературу:
Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М.: 1991. – 527 c.
Серьезное значение для понимания специфики древневосточных цивилизаций имеет концепция осевого времени К. Ясперса. Карл Ясперс (1883-1969) – немецкий философ-экзистенциалист и культуролог, считал, что культура как феномен имеет общечеловеческие основания и универсальный смысл, который выявляется при помощи концепции осевого времени. Общепринятое деление мировой истории и культуры на периоды до Рождества Христова и после, по его мнению, в корне неверно, так как ориентировано на событие, значимое лишь для части человечества (для христиан). Ось мировой истории, некую определяющую границу, следует искать там, где появились события общечеловеческой значимости [61, C. 32]. Исследователь убежден, что означенные события происходили между 800 и 200 годами до н. э. Именно тогда произошел самый резкий и значимый поворот в истории, который оказал трагическое влияние на судьбу Древневосточных цивилизаций.
В это время в Китае жили Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии появились Упанишады и проповедовал Будда. В Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом. В Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя, а в Греции это было время Гомера, Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга. Возникшее в эту эпоху в трех упомянутых центрах новое начало сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Начинается духовная борьба, в ходе которой вырабатываются основные категории, которыми человек мыслит и по сей день: формируются основы мировых религий, возникает философия, рождаются понятия, в рамках которых осмысляется природа человека и его предназначение.
Все эти произошедшие изменения К. Ясперс называет «одухотворением»: человек уже не замкнут в себе, он не уверен в том, что знает самого себя, и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он способен теперь слышать и понимать то, о чем до этого момента никто не спрашивал [61, C. 34]. Человек впервые осмеливается искать опору в самом себе, открывает в себе истоки, позволившие ему возвыситься над миром и самим собой, осознавая свою личность.
Однако все перечисленные изменения не затронули великие цивилизации древности, поэтому, по мнению К. Ясперса, осевое время становится временем исчезновения этих культурных образований. И причиной этого исчезновения является то, что древневосточные цивилизации так и не достигли подлинного самосознания, «так и не открыли в себе человека» [61, C. 36]. Эти древнейшие образования не знали подлинного исторического движения и не познали культурного прорыва. Они существовали параллельно прорыву, и даже после него, но остались чужды этому процессу. К осевому времени относится расцвет египетской и вавилонской культуры, именно в этот период они достигают громадных успехов в государственной и общественной жизни, материальной культуре и искусстве, но все это происходит на стадии медленного умирания. Так и не обнаружив в своей духовной культуре гуманистических и антропоцентрических оснований, ряд древневосточные цивилизации не смогли последовательно продолжать свою историю, и были «размыты» новыми народами и культурами, почти полностью забыты и вновь обнаружены только в наше время [61, C. 77].
Можно соглашаться или спорить с концепцией К. Ясперса, несомненным является факт того, что древневосточные цивилизации в процессе своего развития сформировали специфическую парадигму социокультурной динамики. Анализируя современные культуры, выявляя в них наличие или отсутствие характерных черт, свойственных древневосточным культурным образованиям, можно определять их цивилизационные тенденции и перспективы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что такое «неолитическая революция», когда она произошла и каково ее значение?
2. Назовите древнейшие цивилизации и укажите время их возникновения.
3. Укажите основные признаки и характеристики цивилизации как особого типа развития культуры.
4. Перечислите специфические черты древневосточных цивилизаций, выделив в них натуралистические (естественного происхождения) характеристики и культурогенетические особенности.
5. Докажите, что власть древнеегипетского фараона носила деспотический, теократический характер.
6. В чем заключается особенность древнеегипетских религиозных верований?
7. Какими чертами характеризуется искусство Древнего Египта?
8. Почему К. Ясперс не согласен с традиционной хронологией древних обществ?