Теория культуры Освальда Шпенглера
Идеи Н.Я. Данилевского развиваются О. Шпенглером (1880 — 1936) в работе "Закат Европы" (1914). не существует поступательного развития культуры с его закономерностями, а есть лишь круговорот локальных культур. Жизненный цикл каждой культуры с фаталистической неизбежностью заканчивается смертью. Восемь типов культур, достигших своего завершения: китайская; вавилонская; египетская; индийская; античная (греко-римская), или "аполлоновская"; арабская, или "магическая"; западно-европейская, или "фаустовская"; культура народа майя. В особый .тип, как находящийся еще на стадии возникновения, О. Шпенглер выделял "русско-сибирскую" культуру. Противопоставляя понятия культура и жизнь, Шпенглер понимает под культурой внешнее проявление внутреннего строя души народа, стремление коллективной души народа к самовыражению. Каждой культуре, каждой душе присуще первичное мироощущение, свой "первосимвол", из которого и проистекает все богатство ее форм; вдохновленная им, она живет, чувствует, творит. Историко-культурный тип замкнут в себе, существует обособленно, изолированно. Культура живет собственной, особой жизнью, культивируя свой "такт", "ритм", "вкус", "тональность". Она ничего не может воспринять от других культур. Не существует никакой исторической преемственности, никакого влияния или заимствования. Новая молодая культура, воспринимая влияние какой-либо другой, немедленно подчиняет воспринятое присущему ей "ритму", "такту", "вкусу". Культуры самодостаточны, а потому диалог невозможен. Человек, принадлежащий к определенной куль-туре, не только не может воспринять иных ценностей, но и не в силах их понять. Все нормы духовной деятельности человека имеют смысл только в рамках конкретной культуры и значимы только для нее. "Всемирная история" — это созданная рационализмом иллюзия, порожденная европейским культурным типом. Каждый тип культуры с неизбежностью судьбы проходит одни и те же жизненные этапы (от рождения до смерти. Действительно, античность передала европейской культуре идеи христианства и вдохновила эпоху Ренессанса. Да и сама книга "Закат Европы", воссоздающая образы давно погибших культур, свидетельствует, что идеи общности человеческой истории и культуры имеют далеко не беспочвенное основание.
6. Понятие первобытной культуры. Периодизация первобытной культуры. Археологические культуры Европы: Ашэль, Клэнтон, Мусцье, Арыньян, Салютрэ. Мадлен.
Первобытнообщинный строй – это эпоха, охватывающая весь период существования человека от его появления на Земле до становления первых древнейших цивилизаций. Первобытность является начальным этапом существования человечества. В настоящее время нет единого мнения о том, когда и откуда появился на земле человеческий род. Долгое время господствовали религиозные концепции, наиболее известной из которых является библейская, утверждавшая, что человек сотворен по образу и подобию Бога в 5508 г . до рождества Христова. В середине XVIII в. шведский естествоиспытатель Карл Линней попытался определить место человека в природе и выделил в составе млекопитающих отряд приматов. «Во всех классификациях данного отряда существует семейство гоминидов, куда, по мнению многих ученых, входят человек и его ближайшие предки. Современный человек образует вид sapiens рода Homo, который относится к семейству гоминидов отряда приматов»/ Время появления человека по этим гипотезам, и, соответственно, начала первобытности, относится к весьма отдаленным эпохам, начало которых колеблется в весьма широких пределах – от 1 до 2,5 млн. лет назад. Наконец, в последнее время все чаще можно встретить гипотезу «космического» происхождения человека, по которой человек является не коренным жителем земли, а всего лишь пришельцем, явившимся из космоса в незапамятные времена. Разумеется, нельзя сказать точно, когда это могло быть. Следует учитывать также, что ни одна из указанных концепций с точки зрения естественной науки не является бесспорной. Нижнюю границу первобытности принято проводить тогда, когда совершается переход к цивилизации, классовому обществу, одним из признаков которого в археологии считается наличие письменности. Этапы становления первобытной культуры принято выделять по ключевым событиям и процессам, проходившим в обществе. По развитию орудий труда и технологий выделяют следующие периоды: каменный(палеолит, мезолит, неолит), бронзовый и железный века; по развитию общественной организации – человеческое стадо, родовой строй (матриархальная и патриархальная родовая община, соседская община). Есть и другие виды периодизации истории первобытного общества. Изучение первоб культуры началось в середине 19в и было связано с первыми находками первоб искусства на террит ЮЖНОЙ ФРАНЦИИ(что дало основание для начала научной реконструкции всей первоб культуры) .честь открытия первоб искусства приндл ЭДУАРДУ ЛАРТЕ.АШЕЛЬ(600-170т.л.н)-археологич культура,связанная с периодами оледенений, для кот хар-но интенсивное заселение пещер, кремневые орудия труда,приспособленные для хоз-ой деят-ти в условиях тундры-охоты на крупных животных.КЛЭКТОН(600-200т.л.н)-связанная с периодами потеплений современная ашелю археологич культура,кот хар-ся стоянками в речных долинах и кремневой индустрией,ориентированной на лесное окружение.МУСТЬЕ(125-40т.л.н)-появляются листовидные наконечники и острия различных типов для метательных орудий.начинается становление родового общества:появл первые погребения,следы ритуалов,попытки орнаментации,использование краски-в первую очередь красной охры. Человек мустье-неандерталецПЕРИГОР(35-20т.л.н)-широкое распространение кремневые пластины,костяные шилья и наконечники для копий,костяные украшения.появляются первые барельефы,изображающие животных и человека.ОРИНЬЯК(30-19т.л.н)-дальнейший прогресс орудий труда.главным достижением явл лук и стрелы.худ культура представлена:резьбой,мелкой скульптурой,гравюрами на кости.первые опыты в области изобразит искусства:контуры рук,отпечатки ладоней.появл зачатки скульптуры-маленькие статуэтки из бивня мамонта и мягкого камня.СОЛЮТРЕ(18-15т.л.н)-археологич культура,кот сформировалась в условиях кратковременного отступления ледника и характеризовалась самым высоким уровнем техники обработки кремня. Листовидн наконечники служили для изготовления копий и дротиков,а также-ножами и кинжалами.появились кремневые скребки,резцы,иглы.МАДЛЕН(15-10т.л.н)-пришелся на крайний суровый климат в условиях последнего наступления ледника.широкое распространение получают костяные изделия.пещерная живопись.преобладают индивидуализированные изображения животных.
7. Культура как игра. Иёхан Хейзинта и его работа "Человек играющий".
Йохан Хейзинга(1872-1945) известен своей работой "Homo ludens" ("Человек играющий"), в которой он защищает тезис об игровом характере культуры. Если его концепция и не перечеркивает значение труда как культурообразующего фактора истории, то, во всяком случае, бросает ему вызов. Игра старше культуры, игра предшествует культуре, игра творит культуру - таков лейтмотив концепции Хейзинги. Свой интерес к человеку играющему Хейзинга обосновывает следующим образом: люди оказались не столь разумными как наивно внушал светлый 18 век в своем почитании Разума. И название человека Homo faber неполно. Игра в концепции Хейзинги - это культурно-историческая универсалия. Как общественный импульс, более старый чем сама культура, игра издревле заполняла жизнь и , подобно дрожжам, заставляла расти формы архаической культуры. Дух, формирующий язык, всякий раз перепрыгивал играючи с уровня материального на уровень мысли. Культ перерос в священную игру. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошь игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных соревнованиях. Право выделилось из обычаев социальной игры. На игровых формах базировались улаживание споров с помощью оружия и условности аристократической жизни. Хейзинга убежден, что культура в ее древнейших формах "играется". "Она происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела, - пишет автор, - она развивается в игре и как игра". "Культура зачинается не как игра и не из игры, а в игре". Обзор истории культуры, ее различных эпох приводит ученого к выводу об убывании игрового элемента в культуре. Вытеснение игры, начавшееся в 18 в., фактически заканчивается к 19 в. Духом общества, по мнению Хейзинги, начинает завладевать трезвое, прозаическое понятие пользы. Получает признание постыдное заблуждение, что экономические силы и экономический интерес определяют ход истории. Труд и производство становятся идеалом, а вскоре идолом. Культура гораздо меньше играется, чем в предшествующие периоды. Бесспорное достоинство и актуальность исследования голландского ученого обусловлены тем, что анализ истории культуры под знаком игры сопряжен автором с жизненными процессами и катаклизмами современного сознания, с перспективами культурного движения. Позднебуржуазная культура теряет игровую традицию; там же, где похоже, что она играет , отмечает Хейзинга, - игра эта фальшива. Автор предупреждает о порче, разрушении культуры, уходящей от своих истоков. Игра, наполненная эстетическими моментами, "проигрывающая" и творящая духовные ценности, - ранее культуросозидающий фактор, - ныне переродилась в суррогат игровой деятельности - в спорт. Он превратился в научно-технически организованный азарт. Из единства духовного и физического он сохранил низменную физическую сторону. Культурная игра - игра общественная и общедоступная. Чем больше в ней участников и меньше зрителей, тем плодотворнее она для личности. Духовное напряжение культурной игры, по мнению Хейзинги, утратило даже искусство. В искусстве обособились две стороны художественной деятельности: свободно-творческая и общественно-значимая. Масса людей потребляет искусство, но не имеет его необходимой частью своей жизни, тем более не творит его сама. Анализ современного сознания автор "Homo ludens" сопровождает понятием "пуелиризм" - понятием, которое передает наивность и ребячество одновременно. Пуелиризм противоположен игровому сознанию, он несет в себе несамостоятельность, грубость и нетерпимость юношества. В основе пуелиризма - путаница игры и серьезного. Работа, долг, жизнь не воспринимаются современным человеком серьезно, и , наоборот, игровая деятельность приобретает серьезный характер. Политические речи ведущих лидеров - злое озорничание, замечает Хейзинга. В современной жизни царит суррогат игровой деятельности: темперамент переросших детей и мудрость юношеских клубов. Сюда попадает, к примеру, легко удовлетворяемая и никогда не насыщаемая потребность в банальных развлечениях, жажда грубых сенсаций, тяга к массовым зрелищам. Ранние эпохи не исключают подобных явлений, но там нет массовости и жестокости, с которой они проявляются в публичной жизни сегодня. В пуелиризации культуры сыграло роковую роль вступление полуграмотной массы в духовное общение, приведшее к девальвации нравственных ценностей, полагает Хейзинга. Путь преобразования культуры ученый видит в распространении нового общественного духа. Необходимо возродить в широком культурном сознании первозданную игровую природу. Такова по сути альтернатива духовному кризису, предложенная в "Человеке играющем". Концепция "культуры-игры" конструирует своего рода образную модель культуры, базирующуюся на гуманистических ценностях, вступивших в противоречие с реальностью 20 в. Такие понятие, как закон, порядок, благородство, честь, порядочность, свобода, бескорыстие, душевное равновесие, коллективность, гармония и целостность личности, определяют игровую альтернативу. Тесны и многообразны узы, связующие игру и красоту. Игра пронизана ритмом и гармонией, ей присущи радость и изящество. Условность игры как таковой подчеркивает релятивность проекта Хейзинги. Этот момент особенно виден в его "Осени Средневековья". Действительность полна страстей, трудна и жестока, - пишет он, - ее возводят до прекрасной мечты о рыцарском идеале, и жизнь строится как игра". И далее. "Стремление к более прекрасной жизни наполняет общество элементами игры". Не всякая игра может быть культуросозидающим фактором. Подлинная культура требует "благородной игры". В этой идее достоинство гуманиста Хейзинги, выступающего против произвола и варварства, но в то же время и основное противоречие заявленной темы, в которой проблема серьезного и игрового запутана в коловращении понятий. Ведь сама по себе игра ни добра, ни дурна. И если человек оказывается в ситуации морального выбора, Хейзинга предписывает ему решение, достойное кантовского категорического императива. Нравственная совесть представляет мерило человеческого поступка. Особенности стиля "Человека играющего" исключают разработку строго научной концепции. Идея "культуры-игры", по преимуществу, обладает свойствами плодотворного научного мифа, позволяющего глубже понять специфику современных духовных процессов путем постижения фундаментальных основ культурной традиции.
8. Культура Беларуси Х-ХШ столетий: архитектура, живопись и декоративно -прикладное искусство.
Расширение христианской веры на беларуских землях началось из X ст. В 992 г. князь Рогнеда и Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. В Полоцком княжестве развивались знания и письменность. В XI ст. на Полоцкой земле начала осваиваться кириллическая азбука. О этом свидетельствовали, например, надписи на Борисовых камнях, найденных в русла Западной Двины, сама надпись на Рагвалодовом камне около Орши. В Бресте был найденный деревянный гребень для расчески волос из последовательно размещенными на нем буквами славянского алфавита. Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты — березовая кора из буквами, нацарапанными на ей: Такие грамоты найденный археологами в Витебске и Мстиславле. В первой половине XI ст. началось летописание — запись событий по летам (летах) в хронологической последовательности. В начале XII ст. монахам Несторам была создана «Повесть временных лет» — летопись, который помещает, например, сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславе, Всеславе Чародеи, битве на Немиге и других событиях из жизни восточных славян. Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси появляется созданное в XI ст. Туровское евангелие, украшенное заставками — большими разноцветными буквами. Материалам для рукописных книг в то время служил пергамент — специально произведенная кожа телят. Обложкой служили две доски, обтянутые кожей, а закрывалась книга посредством пряжки. Распространению письменности содействовали религиозно-просветительские деятели XII ст. Сознательный жизненный выбор сделала дочка полоцкого князя Предслава, внучка знаменитого Всеслава Чародея. тайно сбежала из дома в женский монастырь, где получило имя Ефрасиния. она основала женский и мужской монастыри, в которых переписывались церковные книги. Деятельность это была в то время очень тяжелой, на переписывание одной книги обычно требовалось вся жизнь. Ефросинья стала первой известной нам женщиной-книгописцем. Отличным религиозным просветителям XII ст. стал туровский епископ Кирилл. Он на определенное время замуровался в небольшой монастырской башни и жил отшельникам. Туровский не только читал тут книги, но и писал «слова» — обращения к верующим, молитвы-исповеди, повести-притки, которые имеют характер нравоучений.
Важное место в многогранной культуры древней Беларуси занимает архитектура. Беларуский исследователь культуры М.М.Шчакаціхін выделил две архитектурные школы культового строительства на территории современной Беларуси, что отличались по вида кладки плинфы, декора, размерам и планировке построений. Отличными памятниками полоцкой строительной школы является Софийский собор (1050-я гг.), Спасская церковь (1132-1159 гг.), храмы в Бельчицах (XII ст.), Благовещенская церковь в Витебске (1 полов – сер XII ст.), храмы в Минске, Новгороде. Городенская архитектурная школа предоставлена памятниками – Борисоглебской церковью (Коложская церковь) в Гродно (посл. четверть XII ст); незавершенной церковью в Волковыске XII ст.; гродненской Нижней церковью построения XII ст. (погибла под время пожара 1183 г.), а также храмами в Турове, Минску и др. Особенности техники гродненской школы – использование в кладке плинфы (тонкого кирпича) вместе с обтесанным камнем и декоративной майоликовой плитки, а также голосников – керамических горшков, вмурованых в стены для улучшения акустики. Для отделки использовались фрески и мозаика. Отличным примерам военного зодчества на Беларуси является Каменецкая или Белая башня, построенная в Каменце в XIII ст. Останки похожих башен найденный в Полоцка, Гродно.
Музыкальная культура имела нескольку направлений. В границах христианской православной церкви музыкальные инструменты не использовались. Вообще, церковь выступала против народной музыкальной культуры, предоставленной скоморохами, певцами с гуслями, свирелями, бубнами. Последних очень дорожил простой люд и часто принимали при дворах феодалов.
Шедевром искусства того времени явл. 6-концевой крест, сделанный мастером Лазарем Богшем по заказу Е.Полоцкой в 1161 г. В кресте находились частички дерева креста, на котором был распятый Иисус Христос, мощи святых. крест – памятник декоративно-прикладного искусства, памятник письменности, христианский памятник древней Беларуси.