Б6. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с двумя придаточными. Напишите его номер.

Б7. В каком предложении допущена речевая ошибка?

1) Главным объектом искусства всегда остается человек, его духовный мир, его идеи.

2) Офицер вернулся в избу и, позвав кучера, велел ему выезжать.

3) В лаборатории накоплен достаточный опыт по использованию новых материалов.

4) В конце XVIII века страна была разделена на три неравные половины.

Б8. В каком предложении допущена речевая ошибка?

1) Мой друг всегда полон новых идей.

2) Я не ударил лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.

3) Лектор оперировал с точными фактами.

4) Эта фирма производит телевизоры высокого качества.

БЛОК II Русский язык в аспекте культуры речи

Лексические нормы русского языка

Отметьте предложения, в которых устойчивые выражения употреблены с ошибками.

1) Они решили: пока суть да дело, надо бежать.

2) Не лезь с суконным рылом в калашный ряд.

3) Во время сессии голова идет кругом.

4) Он летел на лекцию изо всех сил.

Укажите предложения с тавтологией.

1) А если следовать вашим мыслям, то и исследователей не может быть.

2) Если говорить о готовой, построенной теории, то, конечно, она обретает четкость.

3) А если такие условия покажутся невыполнимыми, тогда примите утрату Рубенса как издержки войны.

4) И это реальная действительность.

Найдите предложения с речевой избыточностью.

1) Члены партизанского отряда предчувствовали свою гибель.

2) В нашей стране в последнее время часто пропадают известные личности.

3) Лекциям по химии я предпочту футбольный матч.

4) Я разделяю ваше мнение и полностью с ним согласна.

Определите предложения с многозначными словами.

1) Подражать крикам животных Ваня обучился у деда.

2) От разгоревшегося пожара посветлело на улице.

3) Даже мыльные пузыри не любят когда их надувают.

4) Исполнительная власть на местах активизировала свою работу.

Найдите предложения с речевыми недочетами.

1) Сейчас мы заняты строительством новых сооружения.

2) Девушка живет в органической связи с миром природы.

3) В городе недавно прошли выборы мэра.

4) Тайна смерти Зои Федоровой по-прежнему остается загадкой.

5)

Укажите предложения с речевыми ошибками.

1) Точная и определенная позиция – не лучшая стратегия научного поиска.

2) В тексте используется разговорный стиль и типом является повествование.

3) Ряд слов журналист выражает в переносном смысле.

4) Он приводит нас к важному выводу.

Найдите предложения без речевых недочетов.

1) В начале перестройки шахтеры дебатировали с работниками Министерства угольной промышленности.

2) Это высказывание немного категорично и не должно соответствовать действительности.

3) Без любви жизнь была бы скучной и однотонной.

4) В повести не открыто ничего интересного.

Отметьте предложения, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1) Автор говорит, что формируется третья технологическая революция.

2) Два партизанских отряда воссоединились только глубокой осенью.

3) Заведующий кафедрой вдруг живо почувствовал проблему.

4) Я вас очень прошу принять меня на работу.

Определите предложения без речевых ошибок.

1) По общим сведеньям, студенты сдают хорошие результаты, проявляют упорство и изобретательность.

2) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья.

3) Пусть мне не будет сильно интересно, но я обязана вас выслушать.

4) В своей речи он часто использует высокопоставленную лексику.

Укажите предложения, которые не содержат речевых ошибок.

1) Эти дисциплины включают в себя сложные технические термины.

2) Я ручаюсь с уважением относиться к своему руководству и подопечным служащим.

3) Идеи должны развиваться, претерпевая на своем пути как победы, так и поражения.

4) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем злых и плохих.

ЯЗЫКОВАЯ НОРМА И ВАРИАТИВНОСТЬ В УПОТРЕБЛЕНИИ ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Наши рекомендации