Объект и предмет культурологии. Методы исследования
Объект – это исследуемая сфера жизни, объективно наблюдаемая, а предмет – непосредственно изучаемый аспект данного объекта, его параметры и свойства, выделяемые в объекте среди прочих аспектов и свойств. До сих пор нет единого мнения об объекте и предмете культурологии, это связано и с различием во взглядах на культурологию как науку, и со сложностью самого феномена культуры. Есть две противоположные тенденции считать объектом исследования человека как творца и творения культуры или общество как продукт культурной деятельности. Чаще всего объектом культурологии считают происхождение, развитие и функционирование культуры как специфически человеческого способа жизни, данного в конкретных исторических формах, а её предметом — содержание социокультурной жизни в ценностно-смысловом, знаково-коммуникативном и нормативном аспектах.
Методы исследования культурологии предполагают такой анализ разнообразного культурного материала, который позволяет на основе системного, концептуального подхода выявить базисные структуры, ответственные за выработку, сохранение и передачу социкультурного опыта, за его изменение вслед за изменением условий жизнедеятельности.
Культурологи используют как общенаучные, так и собственно культурологические методы, привлекая при этом методы близких наук – истории, социологии, лингвистики, психологии, герменевтики и др. Из общенаучных – методы анализа и синтеза. Из культурологических - как диахронический (рассматривающий явления культуры в хронологической последовательности), так и синхронический (анализирующий две или несколько культур на протяжении определенного времени).
К основным методам культурологии относятся сравнительно-исторический (с его помощью различные явления культуры сравниваются в историческом разрезе), морфологический (от morfo – «форма», исследующий культуру со стороны тех форм, в которых она существует), типологический (позволяющий выделять сходные, типологические черты в разных культурных феноменах), структурно-функциональный (при котором объект культуры исследуется как структура, все части которой объединены внутренними связями и выполняют определенные функции), ), семиотический (изучающий культуру как знаковую систему), аксиологический (выявляющий в объекте культуры его ценностные свойства), метод моделирования (создание модели какого-либо культурного феномена или периода в развитии культуры для выявления характерных свойств) [5, с. 23].
Культурологи привлекают математические и статистические методы, методы социологического опроса и интервью, кросс-культурного анализа (сопоставления двух разных культур), включенного наблюдения, тестирования, метод интерпретации и метод семантического анализа и другие.
Обобщая культурологический материал, К.М. Хоруженко называет важнейшие задачи культурологического исследования: анализ культуры как системы культурных феноменов, выявление типов связей между элементами культуры, разрешение проблемы социокультурной динамики, исследование ментального содержания культуры, исследование типологии культур и культурных единиц, исследование культурных кодов и коммуникаций [5, с. 25].
В целом культурология как наука способствует выявлению тенденций и законов развития культуры, что позволяет понять прошлое и настоящее конкретной культуры, помогает выработке современного гуманистического мировоззрения, при котором человек воспринимает культуру как «дом своего бытия», дает возможность научно подходить к решению проблем управления культурными процессами в обществе, прогнозировать развитие культуры, оценивать результаты культурной деятельности общества.
1.3. Определение понятия «культура»
Следует признать, что до сих пор нет единого определения понятия «культура».Каждая из социально-гуманитарных наук выделяет свой аспект в понимании этого феномена. В философских словарях культура трактуется как «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».
В среде социальных антропологов распространено понимание культуры как способа адаптации к окружающей и социальной среде.
Философская антропология акцентирует свое внимание на символической стороне культуротворчества.
Способность к символизации мира свойственна только человеческой деятельности. Человек придает смысл и значение тому, что его окружает, включая осмысленное в сферу своего бытия.
Ученые-семиотики считают, что культура – это коллективный интеллект человечества.
Многие ученые разделяют взгляд на культуру как на нечто отличное от природы, искусственно созданное или рукотворное.
Мы будем придерживаться понимания культуры как совокупности искусственных порядков, включающих три сферы:
· предметную (предметы и объекты материального мира);
· образцы человеческих отношений (как нормы, так и идеалы);
· технологии (производственные, символические, социальные).
Контрольные вопросы
1. Какие науки входят в состав культурологического знания?
2. Что изучает фундаментальная культурология?
3. Что изучает прикладная культурология?
4. Каковы объект, предмет и задачи культурологии как науки?
5. Какие методы культурологического исследования Вам известны?
Библиографический список
1. Кравченко А.И. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М., 2000.
2. Левит С.Я. Культурология как интегративная область знания. // Культурология. ХХ век. Антология. – М., 1995. – С. 654-657.
3. Уайт Л.А. Понятие культуры // Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. - СПб., 1997. – С.17-49.
4. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2000.
5. Хоруженко К.М. Культурология: Структурно-логические схемы. – М., 2003.
2. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
2.1. Становление культурологической мысли в европейской философии
2.2. Социология культуры
2.3. Психология культуры
2.4.Социальная и культурная антропология.
2.5. Семиотика культуры
Поскольку предметное поле культурологии точно не определено, то в ней одновременно существуют различные исследовательские методологии (научные направления). Все они принадлежат к различным гуманитарным и социальным наукам (социологии, психологии, антропологии). Но в качестве предмета своего исследования эти научные направления выбрали одно и то же – культуру человеческого сообщества. Именно это позволяет использовать основные идеи данных наук в культурологии.