Семинар 3
Вопросы и задания
1. В чем суть лингвострановедческой теории?
2. Как соотносятся лингвострановедение и методика преподавания иностранных языков?
3. Расскажите о семантической структуре слова с точки зрения лингвострановедения.
4. Что такое фоновые знания? Приведите примеры.
5. Какие положения лингвострановедения являются спорными? Обоснуйте мнение.
6. Выпишите из фразеологического словаря иностранного языка фразеологизмы, отображающие образ человека. Сравните их с фразеологизмами родного языка. Есть ли какие-нибудь несовпадения в значении и употреблении этих фразеологизмов?
7. Прочитайте сочинение китайской студентки о китайской красавице. Напишите сочинение на тему «Русская красавица», используя устойчивые сравнения, образные метафоры; сравните русскую красавицу с (корейской, американской, немецкой и т.д.) красавицей.
«Китай занимает большую территорию, и на этой территории живут китайские девушки, китайские красавицы. Горы зеленые, вода изящная, а девушки – незаурядные. В Китае так говорят.
О красавицах мы говорим обычно так: «У нее прелестное, нежное, как яйцо, румяное, как яблоко, лицо; волосы черные, длинные, как водопад. Большие глаза, лучистые, как звезды, черные, как виноград. Длинные густые ресницы, как щеточки. Брови узкие, носик прямой. Маленькие ярко-красные губы, как вишни, а зубы, как нефриты. Она стройная, как ива. Руки нежные, белые, как китайский лук. Полная грудь, осиная талия».
Конечно, взгляд людей каждой династии на красоту девушек неодинаков. Давным-давно в Китае были четыре известные княгини-красавицы. Люди хвалили их так: Ян Юйхуань – такая красавица, даже древовидным пионам стыдно за себя перед пей, и они боялись расцветать.
В лунное ночное время, когда Дао Чань гуляла по дворцу, луна увидели ее и почувствовала себя уродливой, сразу спряталась за тучами. Она отличалась умом. Когда Си Ши на берегу очищала пряжу, рыба случайно увидела ее, забыла даже о дыхании и пошла ко дну реки. Она была слабой и нежной.
Ван Чжаоцзюнь вышла замуж за князя другой нации, в дороге она очень устала. скучала по своим родителям, она развернула занавеску и вздохнули. Мимо летели дикие гуси, они услышали ее вздох, посмотрели на эту красавицу, удивились ее красоте, забыли о полете и упали с неба.
В период династии Цина в романе «Сон в красном доме» важные роли играют две красавицы. Лин Дайюй деликатная, взбалмошная, она чисто болела, плакала о своей судьбе. У нее миниатюрная фигура, персиковые очи, длинные, как листья ивы, брови, маленькие губы, овал лица как семечко, незаурядная, изящная натура.
Другая красавица Сюе Баочуай общительная, сдержанная. У нее чуть полная фигура, абрикосовые очи, трогательный взгляд, круглое лицо. Многим она нравится, так как она добропорядочная, тактичная, она типичная добродетельная жена, отличная мать. В наше время прогрессируют наука и техника, жизнь улучшается день ото дня, и взгляд людей тоже изменяется. «Кому поп, кому попадья, кому попова дочка» – о красоте у каждого своя точка зрения. Но вообще люди считают, что девушка должна быть здоровая, веселая, искренняя и талантливая. Теперь самое важное для девушек – это не красота внешности, а красота сердца» [Харченкова, 1994, с. 94–95].
7. .В чем специфика лингвострановедения и лингвокультурологии?
8. Что такое лингвокультурема? Как она соотносится со словом? Назовите источники лингвокультурем.
9. Что является предметом лингвокультурологии в концепции В. А. Масловой? Назовите источники лингвокультурологического исследования.
10. В чем сущность мифа? Как мифы проявляются в языковых выражениях?
11. Прочитайте фрагмент главы исследования В. А. Масловой. Скажите, как осуществляется лингвокультурологическое исследование.