Художественный стиль в культуре Средневековья (романский, готика). Иx философия и эстетика
РОМАНСКИЙ СТИЛЬЭстетика Возрождения выросла из эстетики и искусства средневековья. Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августина (354-430). Он прекрасно чувствовал красоту земного, чувственного мира. Помимо Августина в эпоху средневековья эстетической тематики в той или иной мере касались Боэций Аниций Манлий Торкват Северин, Иоанн Скот Эриугена, Гуго Сен-Викторский, Бернар Клервосский ,Пьер Абеляр. Искусство Х-ХИ вв. (VI-XII вв.) называют романским. Это первый общеевропейский художественный стиль. В начале XIX в. термин «романский стиль был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» — римский. В романском стиле доминирующую роль играла архитектура. Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. К известным памятникам романского зодчества во Франции относят церковь Святого Петра и Святого Павла, церковь Сен-Лазар в Отене, церковь Сен-Мадлен в Везде; в Германии — собор в Борисе, собор в Шпейере. Скульптура была связана с архитектурой. Центральной идеей скульптуры являлась идея Бога. Бог выступал как грозный судия, вызывающий трепет. Картины Апокалипсиса также прежде всего внушают страх и трепет. Как, например, картина Страшного суда в соборе Сен-Лазар в Отене. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешенность от всего земного. В эпоху романского искусства развивались и разнообразные виды живописи: миниатюра, монументальная живопись; начинал развиваться витраж. В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра — книга не мыслилась без иллюстраций. Получила развитие и монументальная живопись. К сожалению, она почти не сохранилась. Сюжеты романской монументальной живописи были библейские. Готический стиль(от итал. — готский, от названия германского племени готов), художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15—16 вв.). Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». В готике выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы. Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь. От романского стиля готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Особое место в искусстве готики занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. Лучшие произведения готической пластики — статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре. К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре. Богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже. Появились росписи на светские сюжеты (В миниатюрах наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объема. К лучшим образцам французского готического декоративного искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.В 15— 16 вв. он был ускорен влиянием итальянского и нидерландского Возрождения. На протяжении 16 в. готика почти повсеместно сменилась ренессансной культурой.