Упражнение 6. Определите, какая подсистема языка представлена в текстах и какими языковыми средствами.
1)– А получат. Ишь, как там баско…Вдруг бог-то и даст им богачество. Эвот сколько! Эво! – говорит Пила, указывая рукой на большой дом.
- Пожалуй. Толды мы вместе станем жить?
- А не то, таки Матрену скличем.
- Апроську бы надо…
Пиле грустно сделалось. Теперь ему казалось, что у него и родных вовсе нет, кроме Сысойки, а ребята так и пропали. Жалко!
На рынке он купил по три ковриги хлеба и печенку. Сысойко нес хлеб. Пила печенку. Они опять подошли к архиерейской ограде.
- Пойдем туда, - говорил Сысойко.
- И! Гли, туда какие все идут.
- А вон бурлаки.
- Нас не пустят, ошшо в острог засадят.
Однако они вошли в ограду, взошли на крыльцо и хотели войти в церковь. Их опять прогнали…Они пошли на барки.
- Шевелись! черти!.. – кричал на них лоцман.
Барка уже плыла. Пилу, Сысойку и еще трех бурлаков посадили на шитик.
- А ребята здесь? Спросил Пила лоцмана на барке.
- Ждать мне твоих ребят!
- Врешь?
- А ты пошто их бросил?
- Да они в церкви остались, не нашли…Эка беда!
- Поли, глазеют там впервые-то!
(Решетников Ф.М. Между людьми)
2. Утро в тот день стояло солнечное, блестящее, но прохладное – относительная близость Южного полюса давала себя знать. Дул свежий ветер, и по небу носились белоснежные перистые облака, представляя собой изящные фантастические узоры. Плавно раскачиваясь, клипер наш летел полным ветром под марселями в один риф, под фоком и гротом, убегая от попутной волны.
Шутиков стоял на грот-русленях, прикрепленный пеньковым поясом, и учился бросать лот, недавно сменив другого матроса. Вблизи от него был и Прошка. Он чистил орудие и по временам останавливался, любуясь на Шутикова, как тот, набравши много кругов лот-линя (веревки, на которой прикреплен лот), ловко закидывает его назад, словно аркан, и затем, когда веревка вытянется, снова быстрыми ловкими движениями выбирает ее..
Вдруг со шканцев раздался отчаянный крик:
- Человек за бортом!
(Станюкович К.М. Человек за бортом)
3. Экая загрева, - заметила тетя Дуня, когда я пришла домой с озерной водой в двух ведрах, - «нетники» большого солнца не любят, разве, что «шутовки», при водяном хороводные девки». Я уж знала, что «нетчики» - это отсутствующие, отлучные, а вот с присутствием «нетчиков» постоянно приходится считаться: это – разного рода нежить, нечисть, благодушно-игривая или коварная, вредительная. (Ахмадулина Б. Нечаяние. Дневник)
4. Испитой юноша, на вид лет семнадцати, в лакированных сапогах, в венгерке со жгутом и в новом картузе на затылке, стуча дном водочного стакана по столу, убедительно доказывал что-то маленькому отрепанному человечку:
- Слушай, ты…
- И что слушай? что слушай? Работали вместе, и сам пополам…
- Оно пополам и есть!.. Ты затырка, я по ширмохе, тебе лопатошник, а мне бака… В лопатошнике две красных!..
- Бака-то полста ходит, небось анкер…
- Провалиться, за четверную ушла…
- Заливаешь!
- Пра-слово! Чтобы сдохнуть!
- Где же они?
- Прожил! Вот коньки лаковые, вот чепчик… Ни финаги в кармане!
- Глянь-ка, Оська, какой стрюк заполз!
Испитой юноша посмотрел на меня, и я услышал, как он прошептал:
- Не лягаш ли?
- Тебе все Лягавые чудятся… Нет! Просто стрюк шатаный.
(Гиляровский Вл. Москва и москвичи)
Д/З:Подготовьте ответы на вопросы:
1. Что понимается под кодификацией языка?
2. Какие нормы называются кодифицированными?
3. В чем опасность установления только жестких, незыблемых норм?
4. Приведите примеры исторической изменчивости норм.
5. Какова основная задача культуры речи.
ТЕМА 2. Коммуникативные качества «хорошей речи»
Упражнение № 1. Подберите примеры, нарушения коммуникативных качеств «хорошей речи». Какие качества вы можете дополнить.
Коммуникативные качества «хорошей речи»:
· правильность: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли» Д.Писарев
· точность: «Точность слов является …требованием смысла» К. Федин
· ясность: «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» Квинтилиан
· логичность: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»Греческая пословица
· простота: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» Л. Толстой
· сжатость: «Если пишет многословно,..значит , сам плохо понимает то, о чем говорит» М. Горький
· уместность: «В речи, так же как и в жизни, надо всегда иметь в виду, что уместно» Цицерон
Упражнение № 2. Какие качества «хорошей речи» нарушены в текстах:
1. - Займи мне двести рублей.
- Я не знаю, у кого.
- Тебя прошу мне занять!
- Я так и поняла, что ты меня просишь. Но скажи, у кого? (Из разговора).
2. Жена – мужу: Я ускоренными темпами обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров. (Чуковский К.Живой как жизнь)
3. Спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только наши, но и зарубежные спортсмены.
4. У Одинцовой были свои особенные чувства к Базарову. Она благословляла его. Но Базаров испытывал к ней только дружеские симпатии. Ему интересно было с ней общаться и никаких эмоций он к ней не испытывал. Когда в то время Анна Сергеевна испытывала чувства, но она его считала маленьким для нее. А Катерине был симпатичен Аркадий, но ему на нее было все равно. Ему нравилось лишь с ней общаться, но не более. (Из сочинения)
5. Комментарии замначальника милиции общественной безопасности УВД на метрополитене по поводу случая с жителем Москвы, который был оштрафован за то, что он пропускал людей по своему проездному билету:
В этой ситуации никакого штрафа не полагается, но только в том случае, если пассажир действительно не брал денег за проход. А выяснить это сейчас довольно сложно, потому что количество спекулянтов возросло очень сильно. В любом случае, если на пассажира наложили штраф, а он с этим не согласен, не надо было отдавать деньги. Тогда бы составили протокол, который исследовал бы непосредственно начальник УВД. Ведь штраф взимается только в том случае, если пассажир незаконно занимался предпринимательской деятельностью, т.е. продавал билеты. Кстати, пропускать других горожан в метро по льготному проездному нельзя даже бесплатно. Потому что этот документ выдается лично. И если мы поймаем такого пассажира, то проездной изымем.
6. У автомобиля отлетело колесо и скатилось с горы. Водитель, спустившись под гору, обнаружил, что на его колесе сидят молодые люди. – Ребята, дайте колесо. Парень протянул ему таблетку. – Да нет, мне бы поехать… - Ну ты, мужик, ва –а –ще обнаглел! – возмутился парень, доставая еще горсть таблеток.
7.– Мы, управление нашего дома, …пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома…
– Кто на ком стоял? – крикнул Филипп Филиппович. – Постарайтесь излагать ваши мысли яснее. (М. Булгаков)
Упражнение Д/З. Заполните таблицу, используя словари иностранных слов, энциклопедические словари: