Расцвет средневековой культуры

Общей чертой культурной жизни Европы во второй период Средневековья был заметный рост светских тенденций, усиление интереса к человеческой личности. Если в предшествующий период основными центрами культуры были монастыри и церкви, то начиная с XI в. эта роль переходит к новым и старым европейским городским центрам. Городская культура становится важнейшим пластом культурной жизни в XI-XV вв. Ее главными составляющими были просвещение и образование, литературное творчество, архитектура и скульптура, театр и народное творчество.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ. СХОЛАСТИКА И ВОЗНИКНОВЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ.

В городах возникают, постепенно замещая старые монастырские, новые кафедральные школы при главных соборах и епископских резиденциях. В них обучались не только духовные лица (клирики), но и миряне, так как школы готовили кадры для светской администрации. Кроме кафедральных школ появляются также городские нецерковные школы, возглавляемые учителями — магистрами. Постепенно развивается школьная специализация: например, во Франции школы города Меца славились хорошей музыкальной подготовкой, школы Камбре — учителями математики, а в школах Тура обучали медицине. Из города в город переходила молва о прекрасных учителях, к которым устремлялись жаждущие новых знаний ученики.

Средневековая школьная наука называлась схоластика. Она была тесно связана с теологией (учением о боге), а ее характерными особенностями были стремление опереться на церковные авторитеты и догмы (в противовес опытному и практическому знанию), а также интерес к формальной логике. В рамках схоластической философии в средние века шел вечный спор о соотношении веры и разума, реального и идеального, бывший ядром интеллектуального движения в ту эпоху. Одним из самых блестящих умов был французский философ Пьер Абеляр, много сделавший для развития схоластики (ХІ-ХІІ вв.).

В ХІ-ХІІ вв. в Западной Европе появляется новый тип школы — университет (от лат. universitas — совокупность, общность), оказавший огромное влияние на дальнейшее развитие системы образования. Первый университет был открыт в г. Болонья (Италия) на базе Болонской юридической школы (XI век). В ХІІ - ХІІІ вв. возникают университеты в Оксфорде и Кембридже (Англия), Париже, Палермо (Сицилия), Неаполе, Саламанке (Испания), а в XIV-XV вв. — в Праге, Кракове, Кельне и Эрфурте (Германия) и в других городах. Университеты открывались либо на базе наиболее влиятельных кафедральных (соборных) школ, либо самостоятельно. Большинство европейских университетов в средние века находились под опекой католической церкви, хотя изучалась в них не только теология.

Возникновение университетов способствовало процессу превращения обучения в ремесло: каждый магистр должен был в обязательном порядке получить лицензию на преподавание своего предмета. Университеты изменили также роль книги: из объекта почитания и дорогостоящей вещи она превратилась в инструмент познания и сделалась предметом массового производства и торговли.

Европейские университеты были похожи друг на друга: они использовали единый академический язык — латынь — и имели одинаковые факультеты (от лат. facultas — способность). Поскольку все университеты в Европе имели общий язык обучения и одинаковый набор дисциплин, обучаться в них могли студенты любой национальности. Поэтому в средние века существовала традиция перехода студентов из одного университетского центра в другой для продолжения обучения.

Почти все европейские университеты обладали юридической, административной и финансовой автономией, которую им даровали короли, епископы или римские папы. У обитателей университетов были свои организации: преподаватели объединялись в факультеты, а студенты — в нации или провинции. Во главе находились деканы и ректор, а формами обучения были лекции и диспуты.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

Начиная с XII века в Западной Европе возникает богатейшая ЛИТЕРАТУРА на латинском и на национальных языках. Для средневековой литературы характерно многообразие жанров: это и героический эпос, и рыцарская литература (романы и поэзия), и солнечная поэзия трубадуров и миннезингеров, и басни (фаблио), и поэзия вагантов, и др.

Важнейшей составной частью формирующейся письменной культуры стал героический эпос, записанный в ХІІ-ХІІІ вв.

В героическом эпосе Западной Европы существуют две разновидности: исторический эпос (т.е. сказания, имеющие реальную историческую основу) и фантастический эпос, более близкий к фольклору, сказке.

Эпические произведения XII в. получили название «поэмы о деяниях» (chanson de gestes). Вначале они представляли собой устные поэмы, исполнявшиеся, как правило, бродячими певцами-жонглерами.

Самыми знаменитыми chanson de gestes были «Песнь о Роланде» (Франция), «Песнь о моем Сиде» (Испания) и «Песнь о Набелунгах» (Германия), в которых главными являются патриотические мотивы и чисто «рыцарский дух».

Важной частью средневековой культуры была рыцарская литература.

Понятие «рыцарь» в Западной Европе стало синонимом знатности и благородства и противопоставлялось прежде всего низшим сословиям — крестьянам и горожанам. Рост сословного самосознания рыцарства усиливал их резко отрицательное отношение к простолюдинам. Росли также их политические амбиции, их претензии на то, чтобы поставить себя на недосягаемую социальную и моральную высоту.

Постепенно в Европе складываются образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести, согласно которому «рыцарь без страха и упрека» должен происходить из благородного рода, быть отважным воином, постоянно заботиться о приумножении своей славы, совершать подвиги, о которых должен был знать весь «христианский мир». Кроме этого идеальный рыцарь должен был хранить безусловную верность своим обязательствам перед сеньором или равным себе, быть щедрым по отношению к вассалам, защищать слабых и угнетенных. От рыцаря требовались обходительность, умение играть на музыкальных инструментах и сочинять стихи, участие в турнирах и, наконец, соблюдение всех правил «куртуазии» — безупречного воспитания и поведения при дворе, т.е. светскости. И последнее — рыцарь должен был быть преданным возлюбленным избранной им «дамы сердца». Таким образом, в кодексе рыцарской чести этика военных дружин переплеталась с нравственными ценностями христианства и эстетическими нормами феодальной среды. Разумеется, образ идеального рыцаря нередко расходился с действительностью, но все же он играл большую роль в западноевропейской средневековой культуре.

В рамках рыцарской культуры в XII в. появились такие литературные жанры, как рыцарский роман и рыцарская поэзия. Термин «роман» обозначал первоначально только стихотворный текст на живописном романском языке в отличие от текста на латыни, а затем он стал использоваться для названия определенного жанра.

Первые рыцарские романы появились в англо-нормандской культурной среде (после завоевания Англии нормандскими феодалами в І066 г.). Зачинателем легенд о подвигах короля древних бриттов — Артура (V-VI вв.), о его славных рыцарях Круглого стола, об их борьбе с англосаксами традиционно считается Гальфрид Монмутский. В основе цикла романов о короле Артуре лежит кельтский героический эпос. Герои его — Ланцелот и Парсифаль, Пальмерин и Амадис — воплощали высшие рыцарские добродетели. В бретонский цикл романов входит и прекрасная «Повесть о Тристане и Изольде» — поэма о вечной, неумирающей страсти, которая возгорается в главных героях после того, как они по ошибке выпивают любовный напиток.

Крупнейшим представителем жанра рыцарского романа в XI в. был французский поэт Кретьен де Труа. Он также пересказывал легенды Артуровского цикла и воплощал их в своих «романах в стихах».

Еще одним знаменитым автором рыцарских куртуазных романов был Вольфрам фон Эшенбах, чья поэма «Парсифаль» (один из рыцарей круглого стола) впоследствии вдохновляла великого немецкого композитора Р. Вагнера.

Рыцарский роман отразил рост светских тенденций в литературе, а также обострение интереса к человеческим чувствам и переживаниям. Он передал последующим эпохам представление о том, что стало называться рыцарством.

Солнечный французский Прованс стал родиной поэзии трубадуров (проваис. trobar — сочинять, изобретать), возникшей при дворах феодальных сеньоров. В этом виде куртуазной поэзии центральное место занимал культ дамы. Среди трубадуров преобладали рыцари среднего достатка, но встречались и представители феодальной знати, и выходцы из плебейской среды. Любовная лирика трубадуров отличалась серьезностью и глубиной и в то же время изысканностью и утонченностью. Основными чертами этой поэзии были также элитарность и камерность, причем любовь к прекрасной даме выступала в виде своеобразной религии или культового действа.

Известнейшими трубадурами XII в. были Бернарт де Вентадорн, Гираут де Борнейль и Бертран де Борн. Из Прованса поэзия трубадуров распространилась в другие страны Европы. На севере Франции процветала поэзия труверов, в Германии — миннезингеров (певцы, любви), в Италии — поэтов «нового сладостного стиля». Любовная лирика трубадуров способствовала повсеместному распространению куртуазной культуры в Западной Европе.

Городская литература XII—XIII вв. была антифеодальной и антицерковной по своей направленности. Городские поэты воспевали трудолюбие, практическую смекалку, хитроумие и лукавство ремесленников и торговцев, крестьян и представителей городского плебса.

Наиболее популярным жанром городской литературы была стихотворная новелла, басня или шутка (во Франции их называли фаблио, а в Германии — шванк). В XII в. появились также произведения городского сатирического эпоса. Всем названным жанрам были присущи реалистические черты, сатирическая заостренность и немного грубоватый юмор. Они высмеивали корыстолюбие католического духовенства, грубость и невежество феодалов, их алчность и вероломство. Таков, например, «Роман о Лисе», составлявшийся рядом авторов на протяжении ХІІ-ХІІІ вв. Впервые он появился во Франции, а впоследствии был переведен на немецкий, английский, итальянский и другие языки. В основе «Романа о Лисе» лежат народные сказки о животных, бытовавшие среди европейских народов.

Другим направлением городской культуры Средневековья было карнавально-смеховое театральное искусство.

Смеховая культура господствовала в карнавале, площадных представлениях, в творчестве народных бродячих актеров — жонглеров, акробатов, танцоров, певцов, музыкантов, фокусников. Высшим проявлением площадной народной культуры был карнавал, объединявший людей всех званий, состояний и возрастов. Персонажи фаблио и шванков, герои театральных постановок-фарсов выступали как типы-маски. Например, монах всегда изображался плутом, врач — шарлатаном, адвокат — крючкотворцем, горожанин — хитрецом.

Явление народно-смеховой культуры позволяет по-новому осмыслить культурный мир Средневековья и обнаружить, что «мрачному» Средневековью было свойственно и празднично-поэтическое восприятие мира.

Разумеется, смеховое начало в народной культуре не могло найти отклика в церковно-феодальной культуре, которая противопоставила ему «святую скорбь». Церковь учила, что смех и веселье растлевают душу и присущи лишь нечистой силе и слугам Сатаны. К ним и причислялись бродячие актеры и скоморохи, а зрелища с их участием клеймились как «безбожная мерзость» и лицедейство. В глазах церковников скоморохи служили бесовской славе, опутывая «сетями дьявольскими» свои жертвы.

Близка к городской культуре латинская поэзия вагантов — бродячих школяров (от лат. vagare — бродить).

Поэзия вагантов, кочующих по всей Европе в поисках лучших учителей и лучшей жизни, была очень дерзкой, бичующей, осуждающей церковь и духовенство и воспевающей радости земной вольной жизни. Остроумные стихи и песни вагантов распевала в ХП-ХШ вв. вся Европа. В поэзии вагантов переплетались две основные темы: любовная и сатирическая. Стихи вагантов в массе своей анонимны (в отличие, например, от провансальской поэзии трубадуров); они плебейские по своей сути (среди вагантов преобладали выходцы из низших сословий) и этим отличаются от аристократического творчества трубадуров.

Ваганты преследовались и осуждались католической церковью.

Одним из самых известных героев средневековой и мировой литературы стал Робин Гуд — действующее лицо многочисленных баллад, памятников английской литературы XIII в.

В XV в. широкое распространение получают новые жанры театрально-поэтического искусства, например, фарсы — юмористические сценки, реалистически изображавшие быт горожан. В том же столетии в Германии возникает новый поэтический жанр — мейстерзанг, постепенно вытеснивший рыцарский миннезанг. Мейстерзанг — это песенная поэзия с преобладанием дидактических (поучительных) мотивов.

ИСКУССТВО РОМАНСКОГО СТИЛЯ.

В западноевропейской средневековой культуре необычайно велика была роль ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРЫ. Причина этого заключалась в том, что они являлись наиболее важным средством общения в эпоху, когда образование было монополией церкви, а грамотность — уделом немногих, когда языком науки, учености и богослужения была латынь, малопонятная большинству населения. В таких условиях изобразительное искусство и архитектура выполняли роль «проповеди в камне».

Хотя искусство средних веков было ансамблевым искусством, т.е. существовало в неразрывном единстве архитектуры, скульптуры и живописи, все же роль главного, стилеобразующего элемента принадлежала архитектуре. Другие виды искусства подчинялись ей, комментировали и уточняли суть передаваемого ею образа.

В Х веке, на рубеже тысячелетий, в искусстве впервые возник единый общеевропейский стиль— романский. Он оставался господствующим в средневековой Западной Европе на протяжении XI и XII веков. Термин «романский стиль» появился в XIX в. (по аналогии с понятием «романские языки») и означал «римский». Таким образом, он отражает связь европейского искусства с древнеримским, а также — с византийским. Хотя термин «романский» и подразумевает использование некоторых черт архитектуры и отдельных строительных приемов римлян, все же он не отражает главных черт романского искусства и достаточно условен.

Романский стиль в искусстве многое унаследовал от византийского зодчества. Византийское влияние (через памятники Равенны) особенно сказалось в архитектуре базилики, наиболее распространенной форме храмовых построек.

Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху в Западной Европе были замки, монастырские ансамбли и храмы. Их отличительные особенности — массивные каменные своды, толстые и мощные стены с немногочисленными и узкими окнами, ступенчато-углубленные порталы (входы) и, главное, башни — важнейший элемент архитектурной композиции.

Возникновение в Западной Европе замков было порождением феодальной эпохи, эпохи разобщенности и раздробленности, войн и набегов. Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты: основное создание романского стиля — это замок-крепость. Тяжелое и мрачное величие романской архитектуры выразило мироощущение западноевропейского общества Х-ХІІ вв. Феодальные замки имели могучие каменные стены с зубцами и круговыми ходами наверху и были укреплены трехэтажными башнями и окружены глубоким рвом; огромные ворота были соединены с подъемным, на цепях, мостом.

Ведущим типом романского зодчества был храм, который в средневековой Западной Европе был средоточием всей культурной жизни. Храмы были центрами просвещения и науки, там звучала церковная музыка, стены храмов украшались скульптурой, фресками и мозаикой, а окна — витражной живописью. Романская архитектура не была связана с городом — монастыри, замки и храмы располагались, главным образом, среди сельского ландшафта, на холме, на возвышенном берегу реки и прекрасно гармонировали с природой.

Раннее развитие городов в Северной Италии и их экономическое процветание наложили большой отпечаток на характер итальянского зодчества. Наряду со строительством обычных для всей Западной Европы замков, крепостей и монастырских ансамблей здесь развивалась и собственно городская архитектура: строились многоэтажные жилые дома, здания городского самоуправления, колокольни (звонницы), помещения для цехов и торговых гильдий и др.

Романский стиль господствовал не только в архитектуре, но также и в скульптуре и живописи. Центральное место в них занимали церковные темы Романская пластика подчиняется архитектуре и используется внутри собора и вне его, украшая западный фасад, тимпаны (пространство стены над входом в храм, ограниченное полукружием арки) и капители колонн. Преобладающим видом скульптуры был рельеф.

От романской эпохи сохранились прекрасные образцы прикладного искусства. Почетное место среди них занимает знаменитый 70-метровый ковер из Байе, который связывают с именем английской королевы Матильды. Вышитые на нем сцены повествуют о завоевании Англии норманнами в І066 г.

Живопись романского стиля была исключительно церковной по содержанию и плоскостной, отрицающей трехмерность пространства и фигур. Она, также, как и скульптура, была подчинена архитектуре. Наиболее распространенным видом живописной техники была фреска, начинает также распространяться витраж (живопись из цветных кусочков стекла).

РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ.

Готика — следующая ступень в развитии средневекового искусства, второй общеевропейский стиль. Термин «готическое искусство» не менее условен, чем «романский стиль». Его ввели в употребление итальянские гуманисты для обозначения всего, не относящегося к классическим, античным образцам, т.е., по их мнению, уродливого, связанного со сплошным варварством (готы — «варварское» германское племя). На самом деле, готическое искусство к готам эпохи Великого переселения народов никакого отношения не имеет, а является красивейшим архитектурным стилем Европы.

Готический стиль, господствовавший в Западной Европе в XIII-XIV вв., стал высшим художественным синтезом средневековья, именно ему с наибольшей полнотой удалось выразить главные идеи и устремления той эпохи.

Ведущим видом искусства в готике оставалась архитектура, а наивысшим ее достижением было строительство городских кафедральных соборов, вызывающих ощущение легкости, особой воздушности и одухотворенности. В отличие от романского готический собор — городское сооружение; контрастируя с маленькими домами жителей, он, устремленный ввысь, господствовал над всей городской застройкой.

Тесная связь готики с городом обусловила то, что в типах готических построек главное место наряду с соборами заняли здания бирж, складов, судов, таможен, рынков, больниц и пр. В готическом стиле строились также здания, где помещались городские советы — органы местного самоуправления — ратуши, бывшие символом независимости города.

Первые готические соборы появились в Северной Франции, а затем быстро распространились по странам Западной, Центральной и Северной Европы; после крестовых походов готика проникла в Сирию, на острова Кипр и Родос.

Готические соборы отражали стройность божественного миропорядка. Они были художественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим. Готика как бы объединяла абстрактную идею и живой трепет жизни, космическую бесконечность мира и конкретность отдельных деталей.

Характерной особенностью готического стиля было применение стрельчатой арки, которая своей формой подчеркивала устремленность всего здания ввысь.

Важная деталь готического собора — огромные окна, которые как бы заменили стены и заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами (живопись из кусков стекла разных цветов, оправленных в свинец). Все внутреннее пространство храма благодаря витражам, было насыщено светом, окрашенным в различные цвета. Снаружи у готического собора обычно две башни на фасаде, а между ними — круглое большое окно, так называемая «готическая роза».

В отличие от романского собора с его четким планом и обозримыми формами готический собор необозрим, часто асимметричен, каждый его портал строго индивидуален.

Грандиозная высота и обилие струящегося со всех сторон света преобразили интерьер собора. Своды, опоры, стены словно утратили тяжесть. Ощущение легкости подчеркивалось и декором. Изменился по сравнению с романской эпохой и наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой. Объемные каменные фигуры украшали порталы (особенно западный), а также интерьер храма. Родиной готической архитектуры была Франция. Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери (строился собор в XI-XIV вв.) — знаменитый Парижский Нотр-Дам. Из прочих готических соборов он выделяется строгим величием своего облика. Особой ясностью и размеренностью отличается его западный фасад, который вызывал восхищение у В. Гюго. Нотр-Дам — это грандиозная трехнефная базилика, одновременно вмещавшая около 9000 человек. Собор имеет могучие формы, которые еще не утратили былой романской тяжеловесности. Но его башни высоки и горделивы, а тонкий изящный шпиль стремительно возносится к небу. В центре фасада красуется огромная ажурная «готическая роза». Собор Парижской Богоматери значительно пострадал от времени. Исчезли многие его скульптуры и рельефы, статуи «галереи королей» на западном фасаде. Вместо исчезнувших скульптур в XIX в. были установлены копии.

К концу Средневековья искусство постепенно утрачивает вселенский пафос и обращается к отдельному человеку. Монументальные формы живописи (фреска, мозаика и пр.) стали вытесняться станковыми (от названия станка — мольберта, на котором закреплялся холст). В скульптуре и живописи выделяется жанр портрета. Развивается резная деревянная скульптура, прокладываются пути к жанрам европейской живописи Нового времени — пейзажу, интерьеру, бытовому жанру. Искусство и архитектура большинства стран Западной Европы в XIV-XV вв. испытывают сильное влияние итальянского Ренессанса, пролагавшего в искусстве путь в Новое время.

∙ ∙ ∙

Средневековая культура была неоднозначной и многоликой. В ней органично соединялись религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее народное мироощущение (карнавальная культура), мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и страстная любовь к земной жизни.

Средневековая Европа оставила великие памятники культуры. Многие европейские города украшают многочисленные архитектурные сооружения (соборы, замки, ратуши и т.д.) романского и готического стилей; замечательные произведения фресковой и станковой живописи составляют славу многих художественных музеев. В мировой культурный фонд вошли великолепные образцы средневековой иконописи, витражного искусства, скульптуры, книжной миниатюры. Величайшую ценность представляют и шедевры средневековой литературы — эпические произведения, рыцарские романы, поэзия трубадуров, лирика вагантов и непревзойденная «Божественная комедия» Данте.

Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха. Поэтому ее нельзя оценить однозначно, например, как «темные века» или безвременье. Она несла в себе «темные» и «светлые» стороны, прогрессивные и реакционные явления и была важной ступенью развития мировой цивилизации.

Наши рекомендации