Классификация театральной осветительной аппаратуры
(по назначению)
1. Светильники — предназначены для получения заливающего светового потока:
- однокамерные;
- многокамерные;
- симметричные;
- асимметричные;
- ультрафиолетовые (направленные и рассеивающие);
- с газоразрядными лампами.
2. Прожекторы — предназначены для получения направленного светового потока:
- с отражательной оптикой:
-1 безлинзовые низковольтные;
-2 прожекторы PAR с лампойфарой;
-3 прожекторы PAR с комплектом сменных стёкол (Source Four PAR);
- простые однолинзовые:
-1 с линзой РС;
-2 с линзой Френеля;
- профильные:
-1 с фиксированным углом;
-2 Zoom, с диапазоном углов;
- следящего света:
-1 с лампой накаливания;
-2 с металлогалогенной лампой;
-3 дневного света с металлогалогенной лампой.
3. Проекционные приборы — предназначены для получения изображения:
- с лампой накаливания;
- с металлогалогенной лампой.
4. Интеллектуальные приборы — предназначены для получения динамического света:
- со сканирующим зеркалом (сканеры);
- с вращающимся корпусом («головы»).
5. Приборы эффектного света — предназначены для получения различных световых эффектов:
- простые эффекты:
-1 стробоскопы;
-2 люминесцентные подсветки;
- динамические эффекты:
-1 со звуковой анимацией;
-2 эффекты с внешним управлением, когда функции программируются заранее и в нужный момент используются оператором;
-3 центральные эффекты — приборы расположены в центре площадки и имеют зону охвата 360°;
-4 встроенные непрограммируемые эффекты (веер лучей, непрерывная смена цветовой заливки, сканирующие гобо, стробирование и др.);
-5 лазерные эффекты.
6. Приборы наполнения атмосферы — предназначены для получения необходимой плотности и фактуры воздушного сценического пространства (машины для получения дыма, тумана, снега, радуги, дождя, мыльных пузырей и др.).
ТРЕБОВАНИЯ,
предъявляемые к Театральным Световым Приборам:
1 — качественное регулирование интенсивности светового потока
(электрическим или механическим способом);
2 — равномерное распределение освещённости по световому пятну (без
провалов);
3 — температура нагрева корпуса прибора не должна превышать 150°;
4 — простой доступ к обслуживанию источника;
5 — удобная регулировка параметров луча: «шире–уже», фокусировка:
«жёсткий луч – мягкий луч»;
6 — надёжная фиксация прибора;
7 — отсутствие паразитных засветов;
8 — низкий уровень шума.
ФРОНТАЛЬНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Существуют два основных варианта освещения: тональное, или бестеневое, и светотеневое. Тональное освещение, очень часто встречающееся в театральной практике, имеет место, если источник света находится на одной высоте с объектом. В этом случае формы и цвет предметов не подчёркиваются и не видоизменяются светотенью. Освещение может быть как направленным, так и рассеянным. Верхнее фронтальное освещение (источник направленного света расположен перед объектом и выше него) даёт ярко выраженный теневой рисунок, который подчёркивает объём. Такое освещение выявляет фактуру материалов. При портретной съёмке в верхнем фронтальном освещении желательно установить источник так, чтобы свет падал на лицо под углом 30–55° от вертикали.
В случае нижнего фронтального освещения возникает характерный светотеневой рисунок, сильно искажающий естественные формы объекта. Например, в свете рампы на лице актёра образуются резкие тени от носа, идущие вверх, лоб притемняется, а подбородок и шея освещаются чрезмерно ярко. Нижнее освещение источником небольшой мощности часто используют в сочетании с другими видами освещения, если нужно выразительно осветить глаза модели.
Освещение называется диагональным, если источник смещён на 15–45° относительно центральной оси объекта. При этом часть объекта освещается ярко, а часть уходит в тень. Чаще всего встречается верхне-диагональное освещение: свет падает на актёров из осветительной ложи под углом 30–40°. Это несимметричное освещение прекрасно выявляет формы лица, позволяет скорректировать его недостатки. Нижнее диагональное освещение для лица применяется очень редко.
Боковое освещение часто используется в творческой практике и создаёт особенно богатые и разнообразные по рисунку светотени на объектах. Луч света, скользящий по поверхности, превосходно выявляет ее микрорельеф, подчёркивает фактуру, профили декораций, лепит объём. При боковом освещении возникает рисунок с большими площадями затенения, и это даёт возможность в значительной степени корректировать внешний вид объекта. Боковое освещение хорошо сочетается с другими видами освещения, в частности, с фронтальным бестеневым. Боковое освещение используется и для того, чтобы высветить воздушную среду, создать впечатление пространства, акцентировать положение предметов.
Контровым называется освещение объекта сзади. В этом случае по контуру фигуры возникает светлый ореол. Чаще ставится верхнее контровое освещение. В случае нижнего контрового освещения источник света скрывают (например, за непрозрачными предметами обстановки). Контровое освещение применяется, главным образом, для того, чтобы подчеркнуть форму объекта, выделить его в пространстве, отделить от фона и других объектов. Ореол возникает, даже если освещаемый объект и фон имеют одинаковую тональность. Эффект усиливается в задымленном воздухе: свечение становится еще более заметным, зрительно изменяя и увеличивая пространство даже в небольших помещениях или декорациях. Если источник расположен не строго сзади, а под углом, то одна сторона объекта будет обрисована тонким светящимся контуром, а на другой образуется световой блик, более широкий, чем ореол при контровом освещении. Поэтому такое освещение называется бликующим. Бликующее освещение применяется в большинстве случаев в системе общего освещения.
ОСНОВНЫЕ СХЕМЫ ОСВЕЩЕНИЯ
В однородной среде свет всегда распространяется прямолинейно. Линии, вдоль которых распространяется энергия излучения источника, называются световыми лучами. Луч света, встречая на своём пути какое-либо тело, одновременно частично поглощается им и частично отражается от его поверхности. За телом образуется неосвещённое пространство. Мы называем его теневым пространством, а поверхность тела, на которую не попадают лучи света, — теневой или затемнённой поверхностью. Абсолютно чёрные (полностью поглощающие), абсолютно зеркальные (полностью отражающие) или абсолютно прозрачные (полностью пропускающие) тела — теоретическая абстракция. Пример практически полного поглощения — «чёрная дыра» в астрономии, полного пропускания — «Человекневидимка» Г. Уэллса. Почти полного отражения можно добиться, если отполировать зеркало. Обычные тела часть света отражают, часть — поглощают. Соотношение поглощённого и отражённого излучения у разных тел различно. От освещения зависит, сложится ли у нас адекватное представление о предмете — его форме, объёме, фактуре, цвете. В конечном итоге освещение определяет нашу способность верно ориентироваться в пространстве и воспринимать движение.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ОСВЕЩЕНИЯ
Предмет можно осветить:
– локальным (направленным) светом;
– рассеянным (рассеянно-отражённым ) или тональным светом;
– комбинацией направленного и рассеянного света (такое освещение называется смешанным или пространственным).
Характер освещения выбирается в зависимости от того, какой эффект мы хотим получить. Рассматривая темную (неосвещённую) фигуру на ярко освещённом фоне, мы увидим только ее контуры — линии, разделяющие чёрное и белое тональные поля. Плоскостное однотонное изображение фигур и предметов (обычно темное на более светлом) называется силуэтным. Силуэт объекта подобен его тени. Он не имеет светотеневого рисунка и не даёт представления об объёме. Силуэтное изображение может быть построено и на плоскости, и на пространственной фигуре.
Если объект и фон имеют одинаковый цвет и освещены одинаково (или не освещены совсем), то различить их невозможно. Если же хотя бы часть фона отличается от фигуры по цвету или степени освещённости, то мы увидим часть силуэта. Подбирая контрастное освещение фигуры и фона, на сцене можно «рисовать» (точнее, обрисовывать) фигуру по частям. Чтобы передать рельеф, его выпуклости нужно обрисовать контрастным цветом (тоном) или тенью.
Первое правило освещения: для того чтобы обрисовать на сцене контуры какой-либо фигуры, освещение фигуры и фона должно быть различным. Если исключить рассеяние и отражение света в помещении (для этого пол и стены покрывают чёрным бархатом), освещение можно организовать только направленным светом (лучом). Мы увидим поверхность объекта, обращённую к источнику, остальное окажется в полной темноте. Переход от мрака к свету будет резким, светотеневой рисунок не возникнет. В этом случае наблюдается эффект света в чистом виде. Ни объём, ни форму, ни фактуру, ни цвет объекта при таком освещении полностью передать не удастся.
Второе основное правило освещения: для того чтобы выявить действительную форму, цветовую тональность и фактуру объекта, его нужно осветить рассеянным светом.
Третье основное правило освещения: для того чтобы получить резкие тени и ясно выраженный эффект света, нужно освещать объект направленным светом. Рассеянный свет даёт светотеневой, объёмный рисунок объекта. Направленный свет не подчёркивает объём, и объект кажется плоским. Светотеневой рисунок — это чередование света и тени на объекте, изменение основной освещённости объекта от падающих теней или оживляющих бликов света. Светом можно вылепить объём и подчеркнуть фактуру. Светотеневое изображение воспроизводит объёмно-пространственную форму объекта. Для общего освещения используют источники света, находящиеся в разных точках пространства. С помощью источников с различными светотехническими характеристиками можно по-разному осветить объект.
Характер освещения объекта зависит:
– от фактуры объекта;
– от источника света, его интенсивности и спектрального состава;
– от направления светового потока.
Локальное (направленное) освещение. В этом случае ограничиваются одним источником (например, светом из окна). В театральной практике используют один мощный прожектор. Так как весь свет при этом падает на объект с одной стороны, рисунок светотени резко выражен. По существу это рисующее освещение. Особенности локального освещения:
– сторона объекта, обращённая к источнику, ярко освещена, а противоположная сторона погружена в тень;
– освещаемый объект отбрасывает тень на другие предметы;
– тени и полутени зависят от угла падения светового потока;
– блики на отражающей поверхности.
При локальном освещении часто требуется подсветка теневой стороны.
Рассеянное освещение. Если свет равномерно распределён в пространстве и объект одинаково освещён со всех сторон, освещение считается идеально рассеянным. В этом случае:
– поверхности, одинаково отражающие свет, будут переданы одним светотеневым рисунком;
– полностью будут отсутствовать тени и полутени;
– детали и отдельные поверхности объекта и фона видны только за счёт различия тональности (цвета и светоотражательной способности предмета).
При идеально рассеянном свете будет более или менее точно передаваться фактура, тональность и форма объекта. Но из-за отсутствия полутеней, которые выделяют рельеф и объём на поверхностях, будет создаваться впечатление плоского рисунка. Чтобы создать идеально рассеянный свет на сцене, источники располагают близко к объектам. Так освещаются декорации и задники.
По светотональному характеру этот способ противоположен локальному.
Смешанное (пространственное) освещение, воспроизводящее естественное освещение в природе, используется чаще всего. Оно создаётся одновременно несколькими источниками направленного или рассеянного света, расположенными в разных точках пространства. По существу это сочетание локального и рассеянного освещения. В общей световой картине рассеянное освещение выполняет функцию «светового грунта», на который локальное освещение накладывает четкий светотеневой рисунок.
Система сценического освещения основана на комбинировании приборов, обладающих различными светотехническими характеристиками. Так как оформление каждого спектакля различается по картинам и мизансценам, то и система освещения должна быть гибкой.
III глава.