ГЛАВА 9. Ранние цивилизации
Цивилизация и возникновение ее раних форм | Цивилизация, если рассматривать ее в стадиальном смысле, пришла на смену первобытной эпохе и в своих зрелых формах существует до настояще- |
го времени. Она принесла с собой невиданные ранее культурные достижения и в то же время породила сложные, часто неразрешимые проблемы. По словам А. Тойнби, «когда мы восхищаемся эстетическими достоинствами архитектуры и искусством каменных дел мастеров, воздвигших Великую пирамиду, или изысканными драгоценностями гробницы Тутанхамона, в наших сердцах рождаются противоречивые чувства гордости и радости за великолепные творения человека и одновременно – морального осуждения той высокой цены, которую человечество заплатило за эти творения…»[62]
Признаками, по которым можно судить о наступлении эпохи цивилизации, принято считать следующее: 1) письменность; 2) монументальные сооружения; 3) города; 4) социально-дифференцированное общество, государство; 5) структурированность и институциональность культуры.
Появление письменности обеспечило культуру всеобщей формой ее выражения и трансляции, закрепления и передачи последующим поколениям. То, что раньше существовало лишь в устной форме (мифы, легенды, сказки и др.), теперь стало записываться. Усложнившиеся религиозные представления и обряды были зафиксированы в «священных текстах». Древнейшие литературные тексты, как правило, анонимны, хотя совершенно ясно, что их создали конкретные авторы. Фольклорные произведения подвергались многократной переработке и в таком виде дошли до наших дней.
Внешними, репрезентирующими признаками цивилизации являются монументальные сооружения: храмы, дворцы, крепости, погребальные комплексы и т.п. Они свидетельствовали, с одной стороны, о качественно новом уровне строительной техники и технологии, а с другой – о рождении нового вида искусства – архитектуры. Такие сооружения всегда имели особый социокультурный смысл, несли большую идеологическую нагрузку. Порой их создание приписывали богам или другим мифическим существам.
Свидетельством перехода к цивилизации также является возникновение городов как центров не только ремесла, торговли, администрации, но и культуры. В течение всего времени существования цивилизации профессиональная культура развивалась именно как городская. В городах всегда сосредотачивались и заказчики культуры, и ее квалифицированные создатели, и самые взыскательные и активные потребители. Развитие городов всегда было необходимым условием подъема культуры. И «греческое чудо» VIII–V вв. до н.э., и Возрождение XIV–XVI вв., и другие подобные явления были связаны с расцветом городской жизни, приобретением городами самостоятельности и прав самоуправления.
В отличие от первобытности, цивилизация связана с имущественной и социальной дифференциацией, появлением публичной власти и государства. Это привело к важным изменениям в заказчике культуры. В лице богатых, знатных и наделенных властью людей культура нашла мощный источник своего материального обеспечения. Это стало достаточным условием появления группы лиц, профессионально занимающихся умственным творческим трудом. Часть из них (высшие жрецы и чиновники, военачальники) входили в состав социальной верхушки, другие – и их было большинство – занимали, как правило, невысокое социальное положение (артисты, певцы, танцоры), некоторые даже были рабами. Однако здесь мы имеем дело с началом длительного процесса становления интеллигенции как особого социального слоя.
Появление профессиональных создателей духовных ценностей, свободных от других видов деятельности, резко повысило эффективность духовного производства, произвело подлинную революцию в культуре. Выделилась ее элитарная часть, связанная с особыми потребностями господствующих слоев общества и создающая знаки их высокого социального статуса. Сама элитарная культура, кроме того, постепенно начинает разделяться на религиозную и светскую (тогда в основном придворную), правда, при доминировании первой.
Параллельно с элитарной развивалась народная культура (фольклор) и другие ее проявления, доступные широким массам населения. Таким образом, впервые возникает социальная дифференциация культуры. Последняя дополняется и отраслевой структурой – начинают формироваться особые области: позитивные знания о мире с элементами научных представлений, религия, искусство, философские и социально-политические идеи, система образования. Они постепенно становятся социальными институтами, т.е. устойчивыми формами организации совместной деятельности людей, инфраструктурой духовного производства.
Культура приобретает и этническую характеристику, что связано с формированием первых народностей (древнеегипетской, шумерской и др.), представлявших собой наиболее «продвинутые» человеческие коллективы со своим языком, общностью социально-экономической жизни и территорией, возникших в результате объединения родственных и неродственных племен.
Появляется идеология – специфическая форма культуры, связанная главным образом с политической властью и ее использованием, с борьбой за ее сохранение или завоевание, а также с представлениями об оптимальном (реальном или желаемом) социальном порядке. Идеология может включать в себя различного рода социальные мифы, утопические представления, а также научные положения, политические и правовые идеи, хотя полностью «научной» идеология быть не может.
Исторически первая форма идеологии – культ вождя, перерастающий в культ верховного правителя страны, например, фараона. На древнем Востоке существовало представление о связи небесной и земной власти, о том, что власть земных владык «от бога», а отношения между богом и царем строятся по принципу «отец – сын».[63] Что касается Древнего Египта, то здесь фараон прямо объявлялся богом, сыном Амона-Ра, в его честь возводились храмы, ему приносились жертвы. Подобное положение сохранялось во время формирования и подъема древнеегипетской цивилизации до начала ее упадка в поздний период (с конца XI в. до н.э.).
Идеологию трудно вычленить и описать отдельно от других элементов духовной жизни, т. к. она обычно рядится в «чужие одежды», тесно переплетается с иными формами общественного бытия. В древности и в эпоху средневековья она не мыслилась вне религии. Большинство политических движений в это время принимало в той или иной степени религиозный характер, проходило под религиозными лозунгами. Идеологически-религиозную санкцию имели многие войны (крестовые походы XI–XIII вв., Реформация и религиозные войны XVI–XVII вв. и др.). Любая религия, официально утвержденная властью в качестве господствующей или единственной, тем самым уже становится в той или иной степени идеологией.
Средством реализации тех или иных идеологических установок в различные эпохи могут выступать философия, наука, искусство, система образования, которые в этом случае подвергаются «идеологизации» и проводят линию господствующей в данном обществе социальной силы.
Особенности ранних цивилизаций и их общая характеристика | Ранние цивилизации – это исторический тип культуры, который стал определяющим для целой эпохи, продолжавшейся с III по начало I тыс. до н.э. Ее специфика состоит в том, что территориально в это время преобладает первобытная часть человечества, |
а сами ранние цивилизации возникают впервые и, как правило, самостоятельно в виде отдельных очагов, обычно не связанных между собой. Это можно считать первой и второй особенностями рассматриваемого типа культуры.
Его третья особенность связана с экономико-технической основой, которую составляет ирригационное (поливное) земледелие и медно-бронзовая металлургия. И первое, и второе являются обязательным условием зарождения цивилизации даже в самых простых ее формах.
Культура рассматриваемого типа, как правило, была связана с дворцом и храмом – возникшими тогда новыми социокультурными феноменами. И это можно считать четвертой особенностью ранних цивилизаций. Пятой особенностью было то, что духовные ценности, ими созданные, не получали широкого распространения, носили элитарный характер, оставаясь достоянием узкого слоя общества.
Также можно отметить «речной» характер древнейших государств, которые возникали в долинах крупных рек, игравших в их экономической и культурной жизни очень большую роль (Нил – Египет, Тигр и Евфрат – Шумер, Янцзы и Хуанхэ – Иньский Китай и др.).
Структурообразующим элементом ранних цивилизаций была религия, которая сама с этого времени стала представлять самостоятельную систему. Это был политеизм (многобожие) с существенными пережитками первобытных верований. Такая религия предполагает наличие большого количества богов (пантеон), каждый из которых олицетворял какую-либо природную стихию и ли область человеческой жизнедеятельности. Религии такого типа, как правило, не выходили за рамки общины или небольшого государства, по их поводу не было конфликтов, существовала полная веротерпимость.
Важное место в системе религиозных воззрений и действий людей этой эпохи занимали жертвоприношения. Их цель состояла в том, чтобы задобрить богов, обеспечить выполнение ими желаемых действий: вызвать дождь, излечить больного, послать детей бездетным и т.п. Во время обряда обычно сжигалась только часть жертвенного животного, остальное шло на праздничный стол участников ритуала. Это давало возможность людям хотя бы иногда есть мясо, которое не входило в обычный рацион того времени.[64]
По представлениям той эпохи, некоторые божества требовали человеческих жертв; печальную известность в связи с этим приобрел финикийский Молох. В целом религии ранних цивилизаций носили ритуально-магический характер и были довольно примитивными.
В условиях цивилизации религия становится социальным институтом, включающим жречество и храмы, строго установленные обрядовые действия и религиозные тексты. Храм становится важным центром культуры. Он считался «жилищем бога» и выполнял соответствующие религиозные функции. Но кроме этого при храмах создавались архивы и библиотеки, открывались школы. Крупные храмы Двуречья – башни-зиккураты – были также и обсерваториями, с высоты которых жрецы наблюдали за движением небесных тел. Они являлись своеобразными «научными центрами», где проводились изыскания в области математики, физики, биологии, медицины, конечно прежде всего в целях, связанных с культом.
Одно из важнейших культурных достижений ранних цивилизаций – школа. В это время формируются основные элементы системы образования: профессиональные преподаватели, контингент учащихся, учебный процесс, специальные помещения для занятий и т.д. Основная задача школы состояла в том, чтобы научить грамоте и счету, передать религиозные, мифологические и другие знания, подготовить квалифицированных чиновников и служителей культа.
Искусство в рассматриваемую эпоху сохраняет свою тесную связь с религией и культом, но в то же время постепенно приобретает относительную самостоятельность. Кроме этого оно становится мощным идеологическим средством, возвеличивая верховного правителя, а также других представителей светской и религиозной власти. Эти обстоятельства определяли жанрово-стилистические и другие особенности прежде всего архитектуры и изобразительного искусства, которые тогда играли главную роль.
Для искусства того времени была характерна строгая каноничность, т. е. следование один раз и надолго установленным правилам и нормам изображения тех или иных лиц и событий. В основе канона обычно лежит определенный образец, которому необходимо следовать в целях сохранение незыблемости и устойчивости традиции. Канон воспринимался как аналог вечности, как символ прочности религии, государства, власти правителя. Такие представления сложились в глубокой древности и на протяжении многих веков особенно были свойственны искусству Востока.
В древнем мире, а также в средние века в скульптуре и живописи был широко распространен иератизм (от греч. слова, означающего «культовый», «священный»), т. е. особые изобразительные приемы, считавшиеся каноничными и включавшие торжественную неподвижность фигур, фронтальность поз; акцентированность социального статуса человека – знатный, например, изображался более высоким, чем обычные люди; пребывании изображаемых высокопоставленных лиц в состоянии «не от мира сего» и т. д.
Первые известные цивилизации – Египет и Шумер – возникли на грани IV–III тыс. до н.э. Вслед за ними государственные образования появились и в других районах мира: Элам (на территории современного Ирана), в Малой Азии (государство Эбла), в Индии (хараппская, или индская, цивилизация), крито-микенская культура (юг Балканского полуострова и прилегающие острова) и др. К середине II тыс. до н.э. сложилась первая цивилизация в Китае (Шан-Инь). Таким образом, эти сообщества людей, вырвавшихся из первобытности, выстроились в виде цепочки от Греции и Египта до Тихого океана.
В рассматриваемую эпоху появляется первая глобальная культурная биполярность – центры цивилизаций и первобытная периферия, – существование которой растянулось на тысячелетия, вплоть до нового времени. Отношения между ними очень долго составляли важную сторону культурного развития человечества.
Между цивилизациями и первобытной периферией происходило активное взаимодействие, экономический и культурный обмен. Порой, однако, натиск воинственных племен приводил к гибели некоторых очагов высокой культуры. У самих этих племен также формировались предпосылки перехода к цивилизации. Это было результатом не только их собственного внутреннего развития, но и влияния более развитых соседей. Таким образом, в рассматриваемую эпоху темпы культурных изменений неизмеримо возросли, резко усилилась неравномерность и конфликтность развития человеческих обществ.
Как уже отмечалось, ранние цивилизации рассматриваются и как эпоха, и как тип общества и культуры. В этом последнем качестве они дожили до XVI в. (например, в Центральной и Южной Америке – ацтеки, майя, инки).
Таким образом, переход от первобытности к цивилизации явился, возможно, крупнейшим скачком в истории культуры. Равного ему по значимости последствий, думается, не было ни до, ни после.
Из многих упомянутых нами древнейших цивилизаций остановимся на двух. На примерах древнеегипетской и крито-микенской цивилизаций будет показано то специфическое преломление, которое получили общие черты рассматриваемого типа культуры в исторически реальных и конкретных его случаях.
Культура Древнего Египта | Древние египтяне, создавая свою цивилизацию, начинали с халколита – медно-каменного века, т.е. с того уровня, на котором тогда уже находилось не одно |
человеческое сообщество. Они не могли испытывать решающего влияния более развитых народов, потому что таковых просто не было. Напротив, древнеегипетская культура оказывала огромное и плодотворное воздействие на многие области Африки, Азии, Европы, хотя и сами египтяне в процессе общения с другими народами также обогащались. Есть предположение, что они уже в IV тыс. до н.э. на своих ладьях совершали торговые экспедиции по Средиземному морю.
Элементы древнеегипетской цивилизации были в своей основе общими для культур подобного типа, однако она имела существенные особенности: глубокий консерватизм; влияние на культуру экстремальных природных условий долины Нила и самой реки; относительная изолированность на протяжении длительного времени; а также своеобразие историко-культурной динамики; резкий подъем на ранней стадии (начало III тыс. до н.э.), расцвет в сочетании с консервацией основных принципов и форм (III–II тыс. до н.э.), постепенное угасание под натиском других культур и в результате внутреннего кризиса (I тыс. до н.э.).
За столь длительный период древнеегипетский народ создал великую культуру, к достижениям которой относится прежде всего иероглифическая письменность. Она является «прародителем» позднейших алфавитов, в т.ч. греческого и латинского, и возникших на их основе современных систем письма. На папирусе – писчем материале, изобретенном в Египте и использовавшемся во многих странах вплоть до раннего средневековья, были записаны научные трактаты и стихи, религиозные «Тексты пирамид» и исторические хроники.
В Египте сложилась одна из первых в мире политеистических религиозных систем. Ее характеризовало огромное количество божеств – в каждой области, городе и даже мелком населенном пункте почитали своих богов. Государственной религии и всеми признанного верховного бога Египет не знал. В течение египетской истории* разные божества выходили на авансцену, сменяя друг друга. Вначале (Древнее царство) это был Сет, покровитель охотников и пастухов, затем Исида и ее муж Осирис, умирающий и воскресающий бог земледелия и владыка мертвых, позже – бог солнца Ра; в период Среднего царства выдвинулся Амон, в эпоху Нового царства он был объединен с предыдущим богом и стал «царем богов» под именем Амон-Ра. Позже к нему добавился бог Пта. В Египте особо почитался Хапи – бог Нила и его разливов. В египетский пантеон входили и подземные божества, к богам также причисляли фараонов.
В XIV в. до н.э. фараон Эхнатон попытался ввести в Египте единобожие, культ солнечного бога Атона. Это была попытка централизовать египетскую религию и полностью подчинить ее государству. Такая религия ненадолго пережила своего создателя, но идеи монотеизма, а также дуализма, божественной троицы – соединение функционально близких богов – стали одним из важнейших достижений древнеегипетской цивилизации.[65]
В древнеегипетской религии присутствовали элементы фетишизма и тотемизма. Многие божества изображались в виде человека с головой животного. Священными существами считались жук скарабей, крокодил, корова, сокол, кошка, ибис и многие другие; их убийство могло стоить человеку жизни.
Всеобщей в Египте была вера в магию, которая считалась «божественной наукой»; полагали, что с ее помощью можно творить как добро, так и зло. Магия представлялась способом проникнуть в тайны природы и подчинить их себе. Египтяне были уверены в том, что ее сила настолько велика, что даже боги подвержены ее влиянию. Большим почетом пользовались маги, к услугам которых тогда обращались очень часто.
Важнейшее место в религии древних египтян занимали представления о загробной жизни и погребальный культ. В основе их лежал взгляд на человека как единство физического тела и нескольких невидимых субстанций («ка», «ба» и др.). Смерть нарушала это единство, и его надо было восстанавливать. Для этого тело мумифицировали,* а чтобы сохранить «ка» – невидимого двойника человека, строили гробницы, где помещались портретные статуи умерших, а также тексты заупокойных формул и изображения приношений, в т.ч. продуктов.
Загробная жизнь, как полагали древние египтяне, является непосредственным продолжением земного существования. Положение человека в загробном мире определялось не только его социальным и имущественным статусом при жизни, но и тем, насколько он соблюдал моральные нормы, т.е. речь идет о посмертном воздаянии.
Общие представления египтян о мире – как и других древних народов – носили мифологический характер. В Древнем Египте сложилась довольно развитая система космогонических и теогонических мифов, повествующих о рождении Вселенной и богов, а также о создании ими человека. С другой стороны, потребности производства, социально-политического и собственно культурного развития привели к накоплению реальности знаний – математических, астрономических, биологических, медицинских. Письменность позволяла их фиксировать и передавать следующим поколениям. До наших дней дошли тексты с математическими задачами, методиками лечения болезней, картами звездного неба и др. Египтяне научились исчислять площадь поверхности шара, определять время солнечных затмений; они разработали календарь, который позже попал в Древний Рим, а сегодня им пользуется большинство народов мира. Деление суток на 24 часа также принадлежит египтянам. Наиболее высокого уровня в Древнем Египте достигла медицина, авторитет египетских медиков в соседних странах был непререкаем.[66]
Зарождение научных знаний в Египте и других древнейших государствах не привело к появлению науки в собственном смысле слова; можно говорить только о ее элементах, которые использовались главным образом в практических, утилитарных целях. Кроме того, египетская «наука» очень тесно была связана с мифологией, религией и магией.
Египтяне, наряду с шумерами, создали древнейшую в мире литературу. Они разработали принципы архитектуры и изобразительного искусства, оригинального и грандиозного по масштабам сделанного. Древний Египет обладает приоритетом в строительстве монументальных каменных сооружений (пирамиды, храмы), там впервые появились такие архитектурные элементы, как колонны и портики.
Произведения скульптуры и фресковой живописи, в большом количестве дошедшие до наших дней, свидетельствуют о незаурядном мастерстве их создателей. По своему целевому назначению они были связаны с культом, прежде всего погребальным. Однако появляются и произведения явно светского характера, среди которых есть настоящие шедевры, подобные знаменитым бюстам Нефертити, приписываемые скульптору Тотмосу (XIV в. до н. э.). В погребениях фараонов и других знатных лиц найдены прекрасные произведения декоративно-прикладного искусства: художественное оружие, мебель, ювелирные украшения, великолепно выполненные саркофаги, маски и многие другие предметы, сделанные из золота, слоновой кости, ценных пород дерева и камня.
К числу наиболее известных памятников древнеегипетской культуры относятся пирамиды, которые представляют собой гробницы фараонов. Самые значительные сооружения подобного рода были построены в период Древнего царства для фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Пирамида Хеопса имела высоту 146,6 м, другие гораздо меньше. Они были частью архитектурных комплексов, включавших также более скромные гробницы придворных, фигуру сфинкса, огороженные стенами поминальные храмы.
На строительство пирамид уходили многие годы, тратились огромные материальные и трудовые ресурсы. Но социально-культурный смысл, «идея пирамиды» заключались не только в том, чтобы обеспечить фараонам «вечную жизнь» и в том, чтобы сохранить на века память о них. Столь грандиозные сооружения были зримым символом могущества и фараонов, и всего Египта, воплощением незыблемости его существования. Сам процесс строительства пирамид (свидетельствующий, кстати, об очень высоком уровне технических знаний и умений их создателей), с которым были связаны десятки тысяч человек, нужно рассматривать как способ социальной и политической консолидации древнеегипетского общества, созидания и укрепления его цивилизационных основ, включающих также такие моменты, как организованность, порядок, дисциплина. Строительство пирамид аккумулировало практически все возможности общества, в т.ч. интеллектуальные, творческие, способствовало их более полному раскрытию.
Также к числу крупнейших монументальных сооружений Древнего Египта, возведенных уже в эпоху Нового царства, относятся храмы трех типов: скальные (храм фараона Рамсеса II в Абу-Симбеле); полускальные (частично вырубленные в скале), например храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри; и открытые. Наиболее известные их последних храмы бога Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Их идеологическое значение также выходило за сугубо религиозные рамки – стены храмов покрыты рельефами с изображением военных побед фараонов.
Создателями египетской цивилизации были, конечно же, сами египтяне, в основном безвестные люди, имена которых история не сохранила. Однако некоторые их них дошли до нас благодаря найденным надписям и другим документам. Живший в начале III тыс. до н.э. Имхотеп был визирем, верховным жрецом, придворным врачом и архитектором фараона Джосера, для которого он построил первую (ступенчатую) пирамиду. Египтяне его обожествили и особенно почитали в Поздний период. Вообще, в Древнем Египте умственный труд и те, кто им занимался, ценились очень высоко. Государство уделяло большое внимание организации крупных художественных работ. Архитекторы, скульпторы, художники получали довольно высокое вознаграждение за свой труд и пользовались привилегиями. Некоторые из них, получив придворные должности, приобретали высокий социальный статус. Известны гробницы скульпторов, по размерам и оформлению не уступавшие усыпальницам знати.
Культурное наследие Древнего Египта поистине огромно, трудно переоценить влияние этой страны на ближних и дальних соседей, на современников и тех, кто жил тысячелетия спустя. Египетские божества вошли в пантеоны других народов. Богиня Исида стала покровительницей Лютеции (современный Париж), когда территория, где расположен этот город, входила в состав Римской империи. В греко-римском мире ее культ просуществовал до VI в. н.э. В современных языках сохранились некоторые древнеегипетские слова: базальт, ибис, оазис, папирус, химия. Древнеегипетская цивилизация сыграла выдающуюся роль в истории человечества.
Крито-микенская цивилизация – древнейшая в Европе | В Европе цивилизация возникла позже, чем в Африке, и развивалась под некоторым влиянием Египта, которое, впрочем, не было определяющим. Крито-микенская, или эгейская,* культура сложилась вполне самостоятельно и представляет собой заме- |
чательное, неповторимое явление духовной истории человечества. Ее создателями были предки позднейших греков, которые пришли на Балканы и прилегающие острова с севера и со временем смешались с местным, догреческим, населением. К рассматриваемой примыкала и троянская культура, сложившаяся на малоазийском побережье Эгейского моря. Здесь уже около 3000 г. до н.э. существовала мощная крепость, условно названная учеными Троя I. Современные исследователи полагают, что события, описанные Гомером в «Илиаде», возможно, представляют отзвук каких-то реальных фактов, связанных с военными экспедициями греков-ахейцев или других народов в Малую Азию в XIII в. до н.э.
Крито-микенская цивилизация зародилась около 2200 г. до н.э. (в это время на Крите появилась первая, иероглифическая, письменность). Еще раньше на материке были построены укрепленные городские поселения и стали использоваться орудия из меди. Монументальная архитектура представлена неукрепленными дворцами на Крите и укрепленными – в материковой Греции. Остатки критских дворцов – в Кноссе, Маллии, Фесте – были раскопаны археологами. Они служили центрами образующихся вокруг них городских поселений и средоточием культурной жизни. Это были огромные сооружения: один из дворцов занимал площадь 10 тыс. м2, имел 2 или 3 этажа и около 1000 помещений, многие из которых были украшены фресками. Дворцы на материке представляли собой мощные крепости, например в Тиринфе и Микенах. Стены Микенской крепости имели толщину до 10 м и высоту до 18 м.
Религия формировалась на основе верований местного населения и пришельцев. У первых выделялось божество Мать Земля и хтонические (подземные) боги, у вторых мы имеем начальную стадию формирования античной религиозной системы: Посейдон – верховный бог, Зевс – в то время бог ясного неба, Арес, Артемида, Афина и др. Богам приносились жертвы, включая человеческие. Имелись святилища и жрецы, но нет свидетельств о существовании больших храмов. Существовал культ мертвых, с которым были связаны шахтовые и купольные гробницы знати. В них оказалось много высокохудожественных предметов (золотые маски, драгоценное оружие и сосуды), свидетельствовавших о богатстве их владельцев.
Важную сторону жизни населения составляли праздники и соревнования – явные предшественники Олимпийских игр. Сохранились изображения девушек, играющих с быками, мальчиков-боксеров и др.
До нас дошло большое количество памятников крито-микенского искусства. Оно существенно отличается от искусства современных ему других цивилизаций. Сохранилось большое множество произведений живописи, мелкой пластики, декоративно-прикладного искусства. Замечательны крито-микенские фрески и вазопись. Сюжеты их чаще всего светские. Это сцены войны и охоты, изображения прекрасных женщин и морских животных (например, осьминогов). Крито-микенское искусство отражало вкусы и запросы обитателей дворцов, аристократов, украшало их жизнь и быт. Ему присущи живописность и естественность, правдивое, подчас натуралистическое, воспроизведение окружающего мира, декоративность, и в то же время строгая функциональность.[67] Поражает изящество и легкость творческой манеры древних художников.
Крито-микенская цивилизация сочетала в себе две стороны: ярко выраженный военный характер на континенте (крепости, оружие в погребениях знати) и «морской» – на Крите и других островах. Критяне были прекрасными мореходами и на своих маневренных кораблях с килем (они считаются его изобретателями) совершали дальние торговые и военные экспедиции. Они полностью господствовали в восточной части Средиземного моря.
Расцвет крито-микенской культуры пришелся на середину II тыс. до н.э. В это время возникли древнейший греческий язык и народность, которая им пользовалась (греки-ахейцы). Тогда же появляется ранний пласт греческой мифологии, которая известна нам по более поздним источникам.
Неоднократно крито-микенские города и дворцы разрушались в результате сильнейших землетрясений и извержений вулканов. В конце XIII – XII вв. до н.э. блестящее развитие этой культуры было прервано очередным вторжением с севера – теперь уже греков-дорийцев, и с моря. В условиях внутренних раздоров и социальных катаклизмов крито-микенцы не смогли организовать сопротивление, и их цивилизация была уничтожена.[68]
Цивилизация Шан-Инь | Древнейшей цивилизацией на Дальнем Востоке была китайская, сложившаяся к середине II тыс. до н. э. в до- |
лине реки Хуанхэ. Там возникло государство, которое получило название по правившей тогда династии Шан-Инь. Так же стал называться и период в истории Китая с XVII до XI вв. до н. э.
В это время широкое распространение получила бронза, появившаяся еще в конце III тыс. до н. э. и метод литья по глиняной модели. Таким способом изготавливались церемониальные сосуды, оружие и другие предметы. В эту эпоху в Китае началось производство шелковых тканей. Появились города, окруженные толстыми глинобитными стенами; многочисленные дворцы и храмы возводились из дерева и земляных блоков на глиняных платформах. Сложилось резкое имущественное и социальное неравенство. О богатстве иньских (или шанских) царей (ванов) и других представителей знати свидетельствовали раскопанные археологами погребения. Наиболее значительные из них представляли собой погребальные камеры площадью 400 – 600 кв. м. и глубиной 10 и более м., на дне которых помещался гроб. В могилу вместе с покойником клали бронзовые и керамические сосуды, украшения из нефрита, особенно ценившегося в Китае, яшмы, золота и кости, оружие, музыкальные инструменты, иногда также повозки, запряженные лошадьми. В одной из таких "царских" гробниц было найдено 440 изделий из бронзы (зеркала, церемониальные сосуды, колокольчики и орнаментированное оружие) 590 из нефрита, 560 из кости, в основном из слоновых бивней. В таких погребениях всегда находят останки множества рабов, слуг и наложниц, которых убивали и хоронили со своим господином.
Религия иньцев отличалась своеобразием и не имела пантеона. В качестве божеств у них почитались умершие предки, среди которых главным считался первопредок Шанди, который, как считалось, жил в окружении предков вана; а также различные духи, связанные с силами природы. Предков можно было попросить о помощи; такая прсьба могла возыметь действие, особенно если просил сам ван. Шанди обладал большой силой; он мог наслать на землю как благо, так и кары.
Своим предкам и их духам иньцы приносили жертвы – чаще всего домашних животных, а также слонов. По представлениям того времени, главными делами в государстве были жертвоприношения и войны. Последние и обеспечивали пленных, которые считались наиболее ценной жертвой. Во время религиозных церемоний, также как и при похоронах знатных лиц и закладке крупных сооружений, одновременно убивали до нескольких сотен пленных. В обрядах большую роль играла мантика (гадание), целью которой было получить ответ от предков об их готовности (или неготовности) оказать помощь и поддержку в делах. В роли гадателя выступал ван, а также особые лица, имевшие высокий уровень образования и большой общественный вес. Культ предков с этого времени и до XX в. стал основой китайской религиозности и национального самосознания.
Иньцы создали иероглифическую письменность, образцы которой дошли до нас в виде многочисленных гадательных надписей на костях домашних животных и панцирях черепах, использовавшихся в соответствующих обрядах. Известно также, что тогда писали и на бамбуковых дощечках.
Искусство того времени в целом обслуживало религиозный культ. Высшим его достижением стали литые бронзовые сосуды, использовавшиеся во время жертвоприношений; в них помещали пищу и вино. Они были весьма разнообразными, сложными и изысканными по форме: в виде котлов, ваз, чайников, живых существ или мифологических персонажей и были богато декорированы. Некоторые сосуды имели 3 или 4 ножки, чтобы можно было ставить на огонь.
В иньском Китае существовала также круглая бронзовая и каменная скульптура в виде стоящих и сидящих людей, различных животных и фантастических существ. Смысл и назначение таких статуй выясняется с большим трудом. В одном из погребений знатного лица археологи обнаружили 41 голову различных размеров, вплоть до натуральной величины. Ученые полагают, что они предназначались для замены ритуального обезглавливания.
Большой популярностью в качестве изображения и отдельного предмета пользовалась маска тао-те в виде страшного существа с огромными глазами и рогами; возможно, так, по представлениям, выглядил Шанди.
Уже в иньскую эпоху начинает складываться представление древних китайцев об окружающем мире и о месте в нем их страны. В ее центре находился Великий Город Шан – резиденция правителя, а вокруг находились земли, входящие в состав Иньского государства. За их пределами жили племена, которые считались враждебными, если не признавали власть иньского правителя. Таким образом, речь идет о зарождении традиционного китайского этноцентризма – представления о том, что Китай и его народ находятся в центре мира.
В XI в. до н. э. государство Инь было завоевано коалицией племен во главе с чжоу; причем завоеватели восприняли иньскую культуру. Это событие положило начало новому периоду в истории Китая.