Некоторые особенности отмывки архитектурных деталей
Важным элементом отмывки является показание материала, в частности, если деталь выполнена из белого мрамора или другого светлого материала, в частности, если деталь выполнена из белого мрамора или другого светлого материала, то освещенная его часть должна быть светлее тона неба, а тень – темнее. Если деталь выполнена из темного материала (кирпич, гранит и др.), то освещенная солнцем поверхность будет темнее неба, и менее контрастна, чем в первом случае.
Важным элементом детали является ее фактура; штукатурка, каменная кладка, тесаный камень, колотый камень, дерево, кирпичная кладка с открытым или белым кирпичем. При изображении фактуры необходимо помнить, что сего воспринимается в скользящем свету, после введения фактуры обычно требуется значительное усиление интенсивности всех теней (см. Приложение №1).
Тесаный камень по своей фактуре очень близок к штукатурке, но в нем видны определенные слои материала с характерным рисунком. При отмывке его, следует оставлять тонкие освещенные кромки, блики у отбитых мест, выбоины. Далее полусухой кистью передать слоистое строение камня.
Колотый камень имеет наиболее сильный рельеф и фактуру. Здесь требуется внимательное выполнение светотени, которая зависит от поворота плоскостей к свету, на характер падающих теней. Грубая фактура достигается штрихами полутонов и теней. При необходимости изображение текстуры дерева главное внимание сосредоточить на том, чтобы ее рисунок не нарушал основной формы детали, а способствовал ее выявлению. На первой стадии работы деревянный фрагмент покрывается по тону блика освещенной части дерева, которая, как правило, темнее тона неба, а затем полусухой кистью наносят волокна дерева, сучки, трещины, рассохшиеся места. После этого лессировочными тонами наносят полутона и тени.
В отмывке архитектурных фрагментов и деталей часто изображается орнаментальный или скульптурный рельеф. Рельеф на свету и в падающей тени на фризе может быть выявлен следующим образом: после того, как достигнута задуманная интенсивность теней, фон за рельефом в тени и в свету следует покрыть двумя-тремя тонами туши так, чтобы выступающие части рельефа оказались несколько светлее фона. На освещенные части фриза форма, рельефность орнамента передается собственными и попадающими тенями; для того, чтобы передать рельеф орнамента в тени, надо притемнить части рельефа отвернутые от отраженного света, а на плоскости фриза положить мягкие обратные тени, которые должны возникнуть там, где плоскость фриза от отраженного света выступающим рельефом.
При изображении тонких врезанных рельефов, например, египетских, очень важно сохранить полоски света на краях врезанного рельефа, обращенных к свету.
При отмывке сложных архитектурных форм с мелкой порезкой, например, коринфская капитель, необходимо четко изображать тени как от крупных форм, так и от мелких и не гасить свет на мелких формах обобщенной отмывки. Сложность таких работ заключается в том, чтобы изображая мелкие порезки, не потерять, не раздробить общие формы листьев и всей капители.