Современное искусство Федоскино
Федоскино- это школа, которая имеет свои традиции, свою давнюю историю и культуру, многие годы формировались особенные «федоскинские» черты, особая техника и узнаваемый стиль, знаменитый сейчас во всём мире.
Современное Федоскино – не затейливая картинка, это разнообразие произведений, открывающее нам прекрасный мир чудес, радости и праздника, повествующее и об изменчивости и сложности окружающей жизни, создавая образы-символы, образы-загадки. Это и традиционные сюжеты, обогащенные новым опытом и чувством.
Произведения современных федоскинских художников отличает свобода выбора тем и композиционных решений. Лирические пейзажи соседствуют с картинами жанровых сцен, портреты с религиозной и исторической миниатюрой, сказочные сюжеты и городские пейзажи, фантастические пейзажи, фантастическая реальность сменяется миниатюрой в не о русском духе или модерна.
Нынешние федоскинкие художники - наши современники, и их творчество, в определённой мере, является отражением современной жизни. Можно сказать, что творчество современного Федоскино концентрирует в себе весь опыт и многообразие художественных традиций мирового искусства, обогащая их и доказывая жизнеспособность своего исторического наследия.
Сегодня изделия промысла – это большие шкатулки и маленькие коробочки, всевозможные ларцы и ларчики, футляры и портсигары, украшенные пейзажами, портретами, жанровыми сценами. Неторопливое сказочное повествование или лирический пейзаж имеют положительную эмоциональную окраску и всегда находят отклик у зрителя. Федоскинская лаковая миниатюра отличается душевностью и искренностью. Современное искусство подмосковного промысла во многом определяется творчеством группы художников.
4.Творчество художников:
Г. И. Ларишев (1929-2008)
Г.И. Ларишев родился в 1929 году в Москве. Свои детские воспоминания он запечатлел в миниатюрах с изображением московского дома, где он жил и памятного ему городского пейзажа времен Отечественной войны – с лучами прожекторов над Кремлем, освещавшими в ночном небе вражеские самолеты.
Обучался с 1945 в Федоскинской школе, продолжил обучение в Москве в Полиграфическом институте.
За долгие годы работы на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи Геннадием Ларишевым созданы замечательные образцы для массовых изделий. Основные темы его произведений – народные сказки. (Хрестоматийным примером могут служить две пластины по сказке «Царевна-Лягушка». На одной изображен стоящий в задумчивости Иван-Царевич).
События современной жизни в работах Ларишева получают фольклорную трактовку. (Его герои одеты в русские народные костюмы, на их лицах – выражение доброго юмора («Запоздалый кавалер», «От всей души», «Хороша Маша, да не наша»)). Несколько работ посвящены народному искусству.
Так же писал сюжеты из сельской жизни. (-27)
Введение анекдотических сцен, шутливых пародий на современные события – характерная черта творчества. (Его образы всегда отличаются душевностью, наивной простотой и отражают искренние симпатии автора).
В последние годы Г.И. Ларишев исполнил много пейзажных миниатюр, в основе которых этюды с натуры, виды села Федоскино.
В произведениях Ларишева пейзажи спокойные, задумчивые: (церковь в тумане, тихий вечер с красноватыми, освещенными заходящим солнцем кронами деревьев, одинокий стожок сена поздней осенью).
Г.И. Ларишев обратился также к конкретному герою сказки, сумел в камерной вещице рассказать о многом: драматизме ситуации, тревожности окружающего пейзажа, свидетеле случившегося несчастья, трогательной беззащитности Аленушки.
Г.И. Ларишев – многоплановый художник, пишет в разных жанрах. Главное в его произведениях на сказочный сюжет – образ чуда. Ковер-самолет переносит героев в далекие страны, помогает спастись от беды. Темное небо, как бесконечная фантастическая бездна с горящими звездами и луной, неотразимые в своем великолепии сказочные персонажи летят над едва уловимыми глазом очертаниями чудесных дворцы и градов.
Геннадий Ларишев – секретарь правления Союза художников России. Ему приходится много ездить по стране, он прекрасно ориентируется в новых тенденциях современного изобразительного искусства. Но в личном творчестве Ларишев мудро остается традиционным, считая, что выражать свои идеи, движения души можно и нужно, не придумывая что-то сверхъестественное, поражающее глаз сиюминутным эффектом, но в согласии с огромным двухсотлетним опытом родной федоскинской традиции.
Продолжатели рода:
Геннадий Ларишев, собираясь в творческие поездки, часто брал с собой сына -Германа. Тогда еще совсем мальчик, он вместе с учениками отца писал этюды древних монастырей и крепостных башен. Так Герман познакомился с удивительной архитектурой старинных русских городов, и она стала главной темой его миниатюрной живописи.
-Миниатюры Германа Ларишева – это галерея видов российских достопримечательностей: соборы Московского Кремля, Троице-Сергиева лавра, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, дворец Шереметевых в Останкино. В путешествиях он делает зарисовки архитектурных памятников. Его привлекают не только знаменитые ансамбли, но и бесхитростная красота маленьких городов.
-Дочь Геннадия Ивановича – Марина, сегодня главный художник Жостовской фабрики декоративной росписи.
П. Н. Пучков
Архитектурные пейзажи П.Н. Пучкова последних лет окрашены лирическим восприятием истории. (Старая Красная площадь в исполнение художника пробуждает ранимое чувство Родины.
(Миниатюрное изображение храма Василия Блаженного в круглом медальоне на перламутре, в окружении золотого орнамента по синему фону подчеркивает красоту этого памятника российского зодчества. Большие подарочные ларцы, посвященные историческим архитектурным памятникам, создают глубоко прочувствованные образ Отчизны).
-Н. М. Солонинкин.
Один из ведущих мастеров промысла. Народный художник России Николай Михайлович Солонинкин – замечательный портретист. Его произведения выделяются чувством стиля в соединении с техникой живописи.
Солоникин продолжатель традиций Федоскино. Им создана большая серия портретов русских царей на овальных пластинах. Он никогда не делает точную копию, а обобщает образ, подчеркивая наиболее важные в его понимании черты характера. Миниатюры Солонинкина : Николай II (не за долго до смерти), Петр I ( изображен в рыцарских латах, с синей орденской лентой, в горностаевой царской мантии. Художник акцентирует внимание на неукротимом характере императора – волевое лицо), Портрет гениального русского ученого Михаила Ломоносова ( парадный портрет в духе полотен XVIII века. Яркие краски, обилие золота и перламутра олицетворяют расцвет русской науки и искусства XVIII века ).
Для каждого портрета Солонинкинвыбирает определенную технику живописи, считает что даже характер мазка способен передать стиль, атмосферу времени, в которой жил человек. В портретах людей XVIII-XIX веков Солонинкин добивается впечатления эмалевой поверхности живописи. Это достигается путем наложения близких по тону оттенков краски с последующим сглаживанием мазков мягкой кистью – флейцем. Плавные, незаметные цветовые переходы напоминают старинную живопись.
Портреты современников художник исполняет в другой манере. Контрастные сочетания красочных мазков и более резко обозначенные тени на лицах сообщают персонажам большую живость и естественность.
(Портрет американского президента. Наблюдая Джорджа Буша по телевизору, Солонинкин подметил его наиболее характерные черты: быстроту в движениях и смене выражений лица).
Важным этапом в творчестве художника стала работа над портретом Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и над иконой «Николай Чудотворец». (В образе Патриарха чувствуются мудрость и доброта).
-Козловы
И. С. Козлов – внес одно из новых направлений пейзажной живописи, появилось в конце 1970-х годов в творчестве художника.
Художник стремится передать трепетное состояние природы.
Пейзажи А.И. Козлова высвечивают сказочную суть изображаемого, создавая образы, родственные его произведениям на фольклорную тему. (Ранняя весна, солнечное сияние подтаявшего льда, признаки пробуждающейся природы, наполнены ожиданием чуда).
Глубоки по настроению пейзажные произведения С.И. Козлова. ( Классически прекрасны миниатюры с видами Петербурга). Осенние пейзажи С.И. Козлова решены в иной тональности: багровозолотистый колорит, изящество золотой скани.
Миниатюры А.А. Козловой – мир грез, фантастический сплав реального и сказочного.
Толстов Александр Алексееви Художник-миниатюрист. Член Союза художников СССР (1967), заслуженный художник РСФСР. Учился в Федоскинской школе миниатюрной живописи (1945 - 1948) у М.С. Чижова. В 1962г. закончил Московский технологический институт. Работает на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи с 1948 г. Участник отечественных и зарубежных выставок с 1958 г. Произведения находятся в центральных музеях страны.