Цивилизация как город, как городское общество
Еще в античную эпоху цивилизация ассоциировалась не только с качествами гражданина как полноправного члена своего государства, но и городского жителя. Рассмотрение городской оседлой жизни как цивилизованной по сравнению с более простой кочевой было свойственно арабам уже в средневековый период. Об этом свидетельствует происхождение арабского термина «мадайният» - культура, цивилизация от «мадина» - город.
Научное обоснование цивилизации как городского общества заключается в том, что город как сложная форма организации жизни людей является главным фактором и признаком цивилизации и отделяется от окружающей среды и нецивилизованных обществ. Большой вклад в развитие этой концепции внесли американские ученые Ф.Бегби и Д.Уилкинсон.
Безусловно, город является центром цивилизации и ее важнейшим атрибутом. В городах сосредоточена промышленность. Здесь создаются научные теории и технические проекты. Городская жизнь более благоустроена, сложна и динамична по сравнению с сельской. Однако ограничивать цивилизацию одним городом, игнорируя село, нельзя. В цивилизации тесно взаимосвязаны различные формы хозяйственной деятельности и разные типы поселений.
Крестьянская культура существенно отличается от городской, но при этом является составной частью цивилизации. Этого мнения, например, придерживался американский культуролог Р.Редфильд (1897-1958), который считал, что крестьянство является полуавтономным сообществом в цивилизации, где гегемония принадлежит городу. Не надо забывать и о том, что город своим возникновением во многом обязан земледелию. Данную мысль убедительно обосновал английский ученый Дж. Бернал, утверждавший, что «прежде чем мог быть создан город, необходим был такой высокий уровень развития земледелия, чтобы жители города, не производящие продукты питания, смогли бы жить за счет прибавочного продукта, создаваемого деревенскими жителями»1.
Цивилизация – это уровень, ступень развития общества, его материальной и духовной культуры (например, античная цивилизация, индустриальная цивилизация).
Данный подход наиболее правомерен при анализе западного общества, в развитии которого четко выделяются ряд стадий. Они различаются по своим ценностям и одновременно взаимосвязаны между собой. Восточные же культуры, например, индийская и китайская, представляют собой более целостные образования, не позволяющие строго разграничивать основные этапы их поступательного развития.