Тени на открытых и закрытых от рассеянного света неба поверхностей. Обратные тени
Затененные от прямого света поверхности могут находиться в двух различных условиях освещения второстепенными источниками света: во -первых, на открытых поверхностях, на которых попадает много рассеянного света неба и света, отраженного от земли, во-вторых, на заглубленных поверхностях, закрытых от света неба. При этом во втором случае, несмотря на большую удаленность плана и в нарушении воздушной перспективы, тень будет темнее, чем падающая тень на переднем плане.
Это явление объясняет рисунок Леонардо да Винчи. Часть поверхности стены, затемненной от солнечного света карнизом, получает меньше света неба. Внизу тень освещается большей частью небосвода, и поэтому светлее, вверху поверхность получает меньше света неба, а отраженный свет пола по ней скользит, поэтому она темнее. Поэтому внутренние глубокие тени, называемые закрытыми, темнее чем открытые. Подобные пространства находятся между модульонами, сухариками карнизов, в портиках между колоннами, в оконных и дверных проемах и т. д.
В том случае, если поверхность предмета, находящаяся в тени, загорожена от отраженного света непрозрачным телом, на этой поверхности возникают обратные тени. Они не имеют четкого контура и нюансы по отношению к общему тону тени.
Выводы:
1. В архитектурной графике различают прямой свет (солнце), рассеянный (небо) и отраженный (от земли и окружающих предметов).
2. Светотень предметов зависит от формы предметов.
3. Самая большая освещенность там, где падает по нормали к поверхности. По мере уменьшения угла наклона лучей света, освещенность поверхности падает.
4. Вследствие воздушной перспективы светлые предметы с удалением темнеют, а темные светлеют. На первом плане светотень контрастна, форма и фактура ясно читаются. С удалением предмета от зрителя контрастность и форма читаются слабее. На дальних планах предмет воспринимается силуэтно.
5. Падающие тени на тех поверхностях, к которым прямой свет направлен по нормали или близко к ней и светлее на тех, которые наклонены к лучу прямого света под меньшим углом.
6. Падающие тени темные, с четкими границами в своем начале, у основания (ближе к телу, бросающему тень), светлеют и делаются расплывчатее по очертанию в конце.
7. Все падающие тени всегда темнее собственных.
8. Тени в замкнутых пространствах всегда темнее тех, которые открыты для дополнительного освещения второстепенными источниками света.
9. Обратные тени нюансы по отношению к общему тону падающей или собственной тени и не имеют четкого контура.