Миф как первая форма культуры. Типы мифов. Мифологическое мышление. Мифологическая картина мира

Определение мифа

Греческое слово «миф» имеет множество смыслов: это и «сказание», и «речь», и «разговор», и «замысел», и «известие». В традиционном понимании миф — это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме. В более поздней трактовке — это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. Миф часто оценивают как универсальный способ человеческого мирочувствования.

Миф — это первая форма постижения мира. Она превращает хаос в космос. Миф — продукт коллективного бессознательного, кристаллизация универсального опыта человечества. Это также внутренний язык психики, с помощью которого устанавливается гармония между человеком, природой и культурой. Благодаря мифу человек живет в циклическом времени, периодически возвращаясь к «началу времен», к мигу творения. Со времен возникновения миф расширил свои границы.

Миф — бессознательный вымысел

Философия культуры исследует не содержание, а формы мифологического воображения.

Миф — это, безусловно, вымысел, однако не сознательный, а бессознательный. Никто не вкладывал в миф конкретное, заранее продуманное содержание. Миф оказывался кристаллизацией коллективного бессознательного. Первобытное мышление не осознавало значения своих собственных творений.

Миф поддается рационалистическому разгадываниюПо мнению Э. Кассирера, есть два метода — объективный и субъективный. В первом случае можно попытаться классифицировать объекты мифологической мысли. Во втором — классифицировать ее мотивы.

Миф — это особое восприятие мира

Миф соединяет в себе элементы теории и художественного творчества. Первое, что поражает в нем, это близкое родство с поэзией.

В мифологической фантазии всегда присутствует акт веры. Без веры в реальность своего объекта миф теряет основу. Миф вовсе не является нагромождением неорганизованных спутанных идей. Он зависит от определенного способа восприятия. Если бы это было не так, миф не позволял бы особым образом судить о мире и истолковывать его. Чтобы понять образ мифологического мышления, нужно дойти до глубочайших слоев восприятия.

Мифологический мир гораздо более текуч и расплывчат. Через миф воспринимаются не объективные, а физиогномические черты. Как это понять? Речь идет о самом общем Образе события. Мифологическое восприятие всегда пропитано эмоциональными качествами.

Мифы рождаются на определенной стадии развития человеческого общества независимо от того, какова расовая принадлежность людей, живущих в пространстве этого мифа. Миф как этап в развитии культуры олицетворяет и речь, и определенную стадию развития сознания, и религиозное восприятие мира, и универсальный инструмент познания, и способ существования человека во Вселенной.

Мифы всегда ценны для традиционных бесписьменных культур. В них сфокусирована разнообразная информация о месте, где проживает племя, о способах охоты, о рыбной ловле, о растительных и животных сообществах, о строительстве жилья, изготовлении орудий. Миф рассказывает не только о сведениях, прагматически полезных человеку, но и о происхождении человека и космоса, о богах, о праотцах, о будущем. Миф упорядочивает, организует, координирует, регламентирует весь быт архаических народов, придает смысл человеческому существованию.

Неустранимость мифа

Мифологизм — вообще одна из наиболее характерных черт литературы XX в. Нашу эпоху называют мифологической. Переработка, актуализация мифа обнаруживается в творчестве многих писателей. Некоторые исследователи полагают, что это реакция на несостоятельность рационального объяснения мира. Именно поэтому мифотворческие свойства сознания заработали вновь. Миф, рождающий целостное восприятие реальности, открыл возможность как-то структурировать стихию, хаос жизни.

Социальная мифология

Миф стал выразителем неосознанных стремлений и ожиданий больших масс людей, средством социальной ориентировки толпы.

Будучи рожденным на стадии верховенства архаического сознания, миф не покидает историю и общественное сознание. Он постоянно воспроизводится в культуре, особенно в искусстве и политике. Однако возвращение мифа к традиционной форме исключается. Мы никак не можем проникнуть в мир, который нам чужд полностью. Воскрешение мифа в культуре вызывает не только энтузиазм, но и тревоги.

Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов: космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной; антропологические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества; мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ; эсхатологические мифы - мифы о "конце света", конце времен.


Космогонические мифы, как правило делятся на две группы:

1. Мифы развития

В мифах развития происхождении мира и Вселенной объясняется эволюцией, превращением некоего бесформенного первоначального состояния, предшествующего миру и Вселенной. Это могут быть хаос (древнегреческая мифология), небытие (древнеегипетская,скандинавская и др. мифология).

В мифах творения акцент делается на утверждении о том, что мир сотворен из каких-то первоначальных элементов сверхъестественным существом - богом, колдуном, творцом (творец может иметь облик человека или животного-гагары,вороны,койота).

Антропологические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек створяется и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного. У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
Мифы о культурных героях повествую о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага.
Эсхатологические мифы повествуют о судьбе человечества, о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен".

Наши рекомендации