Этапы работы над натюрмортом

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РИСУНКУ

Учитель художественной школы

3 класса

Пресненского района г. Москвы

Киркина Кристина Алексеевна

30 ноября 2015 года

Тема урока:

Рисунок натюрморта из предметов быта средствами линейной перспективы

Вид занятия:

рисунок

Цели урока:

1. формировать знания о композиционном решении изображения;

2. развивать умение анализировать форму предметов;

3. формировать навыки конструктивного мышления;

4. осваивать законы изобразительной грамоты

Задачи урока:

1. научить компоновать группу предметов в листе;

2. выявлять объем средствами линейной перспективы

Оборудование для учителя:предметы для натюрморта (стакан, коробка, яблоко), предметный стол, две драпировки

Оборудование для учеников: лист А3, карандаш B-4B, ластик, ластик-клячка, 3-4 кнопки.

План урока.

1. Организационная часть. 1 мин.

2. Объяснение задач урока. 4 мин.

3. Практическая часть. Упражнение. 10 мин.

4. Этапы работы над натюрмортом:

o 1 этап. 15 мин

o 2 этап. 15 мин

o 3 этап. 50 мин

o 4 этап. 20 мин

5. Просмотр работ учащихся. 10 мин.

6. Уборка класса. 5 мин.

Ход урока.

Организационная часть.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку: наличие материалов и необходимых инструментов, а так же правильность посадки учеников.

Объяснение задач урока.

– Ребята, расскажите, что такое натюрморт.

– Натюрморт – это особый жанр в живописи и графике . В изобразительном искусстве натюрмортом принято называть изображение неодушевленных предметов объединенных в единую композиционную группу.

– Какие задачи стоят перед художником при изображении натюрморта?

– Задачей художника является правдиво изобразить с натуры форму и характер предметов - это значит передать с помощью конструкции, перспективы, цветовых отношений, пропорции, объём, материальность, пространственное положение предметов и их характер в натюрморте..

– Какие средства художественной выразительности являются основными в рисунке?

– Линия, штрих, пятно. При помощи штриховки, тона и светотени передается форма, объем, пропорции предметов, линейная и воздушная перспективы.

– Сегодняшним заданием будет линейный рисунок натюрморта. То есть вы должны показать объём и пространство с помощью линии. Вы уже неоднократно рисовали натюрморты из одного или группы предметов. Скажите, с какими трудностями пришлось вам столкнуться при рисовании натюрморта?

– Бывает сложно разместить (закомпоновать) предметы в листе, особенно если их несколько.

– Предметы то оказываются слишком низко, или «подпрыгивают», приходится все стирать и начинать заново!

– Иногда нарисуешь предмет, а второй не входит.

– Вот видите, сколько сложностей подстерегает вас, при рисовании натюрморта. Это происходит, потому что вы рисуете каждый предмет в отдельности! Но всех этих ошибок можно избежать, если приучить себя видеть и воспринимать натуру целиком.

Прежде чем приступить к рисунку натюрморта, я предлагаю выполнить короткое упражнение, которое поможет вам, научиться компоновать группу предметов.

Практическая часть.

Упражнение: композиционное размещение изображения на листе бумаги (квадрат, вертикальный, горизонтальный формат)

Для начала, давайте рассмотрим натюрморты и определим, формат необходимый для каждого из них.

1) квадрат; 2)вертикальный; 3)горизонтальный;

После того, как вы определились с форматом (вертикальный, горизонтальный или квадрат), попробуйте, закомпоновать каждый из натюрмортов в выбранный вами формат. Для этого на листе бумаги начертите квадрат, и два прямоугольника. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги заполнен был равномерно. Для этого надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Сверху нужно оставить больше места, чем снизу, тогда у зрителя будет впечатление, что предметы стоят на плоскости. Вместе с тем необходимо следить, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги, не оставалось много пустого места (время выполнения упражнения 10-15 мин.).

После выполнения упражнения приступаем к рисунку натюрморта, следуя этапам работы над натюрмортом.

Этапы работы над натюрмортом

При рисовании натюрморта придерживаются общих правил последовательного изображения предметов по принципу «от общего к частному» и «от частного к общему». Условно процесс работы над натюрмортом:

Й этап.

Выбор формата: расположение листа вертикально или горизонтально;

· Начинают рисунок группы предметов с обобщённого наброска всей группы без выделения отдельных предметов;

· Предметы не должны быть больше натурального размера

· Вначале короткими отрезками определяют конечные точки группы тел по горизонтали и по вертикали.

· Затем они соединяются в своеобразную геометрическую фигуру, очерчивающую основные границы всей группы.

· Первые карандашные засечки (линии) определяют и композиционное расположение рисунка всей группы, и её пространственное расположение.

Й этап.

· Прорисовка линиями общих размеров и очертаний каждого предмета.

· Передача характера формы предметов, их пропорций. Легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции. Вырисовывать и уточнять контуры сразу не следует. Стоит воспользоваться методом «обрубовки» формы изображаемого предмета.

· Сравнить отношения одного предмета по отношению к другому, уточнить пропорции предметов по высоте, ширине.

· Определить уровень горизонта (уровень глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов.

· Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены.

· Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Предметы в натюрморте должны частично перекрывать друг друга, либо находиться на расстоянии друг от друга, но только не касаться друг друга своими контурами.

Й этап.

v Построение параллелепипеда (коробка)

§ Начинаем с прямоугольника основания. Обозначаем четыре точки и соединяем их четырьмя линиями.

§ Из точек основания проводим вертикальные линии – рёбра.

§ Завершаем построение обозначив четыре точки и, соединив их четырьмя линиями, получаем верхнее основание прямоугольника.

v Построение цилиндра (стакан)

§ Изображение геометрического тела, расположенного на горизонтальной плоскости в обычном вертикальном положении, следует начинать с построения его основания.

§ Изображение цилиндра следует начинать с определения основных пропорциональных величин – диаметра оснований и высоты.

§ Ось вращения тела всегда перпендикулярна к плоскостям кругов основания. При прорисовывании окружности в квадратах их вертикальные и горизонтальные оси попадают своими концами в середины сторон квадрата, т.е. в точки касания окружности со сторонами поверхности цилиндра.

§ В каркасе цилиндра нижнее основание шире верхнего, следовательно, ближняя высота поверхности цилиндра больше, чем дальняя.

§ Ширина нижнего эллипса чуть больше ширины верхнего.

§ Прорисовка краёв формы образующей поверхности, соединяющей оба круга.

v Построение шара (яблоко)

§ Строим куб

§ Определяем центр куба, находим центры боковых рёбер куба

§ Проводим большую и малую ось

§ Намечаем горизонтальные оси для построения вспомогательных окружностей в перспективе

§ Строим вспомогательные окружности в перспективе

§ Проводим замкнутую кривую – контур шара.

· Проверять в работах учеников:

o соотношения предметов друг с другом

o видимые соотношения величин

o величины углов между основаниями двух видимых граней (перспективные ракурсы)

o нижнее основание цилиндра должно быть шире верхнего, ближняя высота поверхности цилиндра больше чем дальняя

o ширина нижнего эллипса относительно верхнего чуть больше (ненамного)

o эллипсы не должны быть похожи на фигуры из двух дуг с острыми углами по краям

Й этап.

Прорабатываем линию тоном по правилу линейной перспективы (линия ближе – шире и толще, дальше – уже и тоньше). В процессе работы сравниваем линейные отношения предметов (который из предметов ближе, который дальше) . Выявление главного, выразительного, «собирание» натюрморта в единое целое.

Просмотр работ учащихся.

Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим критериям:

1. Композиция в листе.

2. Пропорции и характер предметов.

Уборка кабинета:Учащиеся убирают свои рабочие места, вытирают табуретки, дежурный подметает класс, выносит мусор.

этапы работы над натюрмортом - student2.ru

Наши рекомендации