Многообразие определений культуры

Н. М. Николаенко

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Учебное пособие

Омск 2010

УДК 316.7

ББК 71

Н 63

Рецензент

канд. филос. наук, доцент Ю. А. Килис

Ответственный за выпуск

зав. кафедрой С. А. Кациель

Николаенко, Н. М.

Теория культуры : учебное пособие / Н. М. Николаенко. – Омск : Омский государственный институт сервиса, 2010. – 74 c.

В рабочей программе по культурологии выделяются два раздела: теоретический, содержащий основы теории культуры, и исторический,в котором рассматриваются возникновение и развитие культуры в ходе человеческой истории. Основной целью данного учебного пособия является оказание помощи обучающимся в осмыслении первого раздела.

Учебное пособие написано в соответствии с рабочей программой по культурологии, утверждённой кафедрой социально-гуманитарных дисциплин. Включает в себя темы, изучение которых позволяет понять сущность и значение культуры.

Предназначено как пособие для студентов всех специальностей. Рекомендовано для самостоятельной работы.

УДК 316.7

ББК 71

© Омский государственный институт сервиса, 2010

Оглавление

Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 1. Феномен культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Многообразие определений культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Культура как поиск смысла человеческого существования. . . . . . . . . . . .
Тема2. Генезис культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1. Орудийно-трудовая концепция происхождения культуры. . . . . . . . . . . . .
2.2. Психоаналитическая версия культурогенеза. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3. Игра как формирующий элемент культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.4. Культура как производство символов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 3.Ценностная природа культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Ценностная теория культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Понятие ценности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.3. Иерархия ценностей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 4.Универсальность культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1. Культура как совокупный духовный опыт человечества . . . . . . . . . . . . . .
4.2. Идея форумности культур. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 5.Природа и культура. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.1. Стадии культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.2. Отчуждение культуры от природы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5.3. Версии соотношения природы и культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 6.Культура и цивилизация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.1. Теория культурно-исторических типов Данилевского. . . . . . . . . . . . . . . .
6.2. Теория циклизма культур Шпенглера. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
6.3. Идея жизненных циклов Бердяева. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 7.Культура и история. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7.1. Культура как продукт истории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
7.2. Враждебность культуры и истории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 8.Исторические типы культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8.1. Первые исторические типы культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8.2. От традиционной культуры к креативной. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
8.3. Современная культурная ситуация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Тема 9.Распространение и восприятие культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9.1. Тиражирование культуры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
9.2. Социально-психологические механизмы распространения культуры. . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Словарь терминов и определений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Алфавитно-предметный указатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Именной указатель. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Предисловие

Одной из необходимых составляющих процесса обучения студента высшего учебного заведения является культурологическое образование, призванное подготовить будущего специалиста к личностной ориентации в современном мире, к осмыслению последнего как совокупности культурных достижений человеческого общества.

Культурология представляет собой науку, раскрывающую особенности, тенденции и закономерности становления и развития культуры как специфически человеческого способа деятельности и системы символических форм, идеалов, ценностей и норм, регулирующих взаимодействия личностей и социальных общностей в исторически своеобразных социально-экономических, политических, духовных условиях определённой эпохи.

Изучение дисциплины «Культурология» направлено на формирование у выпускников определённого государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования объёма знаний в области культурологии, умений продуктивного общения с представителями различных культур.

В этой связи в рабочей программе по культурологии выделяются два раздела: теоретический, содержащий основы теории культуры, и исторический,в котором рассматриваются возникновение и развитие культуры в ходе человеческой истории.

Основной целью данного учебного пособия является оказание помощи обучающимся в осмыслении первого раздела.

Изложенный в учебном пособии материал соответствует федеральному стандарту, примерной программе курса «Культурология», утверждённой Министерством образования и науки РФ, а так же рабочей программе по данной дисциплине, утверждённой кафедрой философии и социально-гуманитарных дисциплин ОГИС.

При подготовке учебного пособия использовались приведённые в библиографическом списке источники, которые могут быть рекомендованы в качестве дополнительной литературы для самостоятельной работы и при подготовке к семинарским занятиям и зачётам.

Учебное пособие по теории культуры предназначено для студентов всех специальностей и всех форм обучения.

Автор

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к культуре сегодня переживает своеобразный бум. Издаётся множество культурологической литературы и учебных пособий. Культурология становится обязательной учебной дисциплиной. Это определяется многими обстоятельствами.

Во-первых, культура является действенным фактором общественного развития. Исследователи социально-исторической динамики настойчиво проводят мысль о том, что именно духовные черты и социокультурные признаки конкретного социума определяют его историческую судьбу. В этой связи важно выявить потенциал культуры, её внутренние резервы, возможность активизации её творческих импульсов.

Во-вторых, в нашу эпоху всё острее ощущается противоречие между самочувствием реального индивида и обезличенным потоком культурного творчества. Бурное развитие массовой коммуникации вызвало к жизни определённую разновидность культуры, которая сегодня получила название массовой. Её продукция часто воспринимается конкретным человеком как нечто чуждое его собственным устремлениям, навязываемое социальными институтами с целью манипулирования его эмоционально-психологическим миром. И человек пытается понять, откуда появились традиции, не имеющие авторства, почему трудно, а то и просто невозможно, предсказать последствия культурных акций, что ждёт в будущем человечество.

В-третьих, адекватное осмысление современной экологической ситуации и поиск путей выхода из экологического кризиса предполагают обращение к проблеме соотношения культуры и природы. В качестве одной из причин, приведших к конфронтации человека со средой его обитания, рассматривается культурная практика. И здесь возникают вопросы: Не враждебна ли культура природе? Есть ли возможность гармонизировать их отношения?

Наконец, в-четвертых, разрыв социального и культурного циклов, когда на протяжении одной жизни чередуются несколько культурных эпох, ставит перед исследователями проблемы, связанные с пониманием связи культуры и общества, культуры и истории. Какое воздействие оказывает культура на общественную динамику? Что принесет культуре движение истории?

Названные проблемы рассматриваются и обсуждаются на страницах этого учебного пособия.

ТЕМА 1.ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

В современном гуманитарном знании понятие “культура” является, пожалуй, самым многозначным и часто употребляемым. Трудно назвать другое слово, которое имело бы столько смысловых оттенков, причём тенденция к их увеличению сохраняется. Одних только определений этого понятия насчитывается свыше 400. Проделана даже специальная работа по сортировке их по темам: определения нормативные, генетические, психологические и пр. Складывается впечатление, что культура – это ВСЁ, что сделано человеком, или, как гласит одно из определений: культура – это специфически человеческий способ бытия.

Чем же вызвано такое многообразие определений? Оправдано ли оно? Почему ошибочно относить к культуре любые проявления человеческой деятельности? На эти и другие, связанные с ними вопросы попытаемся ответить ниже.

Многообразие определений культуры

Одной из причин множественности определений культуры является многовариантность исследовательских подходов к феномену культуры[1]. Выделим наиболее распространённые подходы и рассмотрим их.

Философско-антропологический. В рамках этого подхода культура мыслится как выражение человеческой природы, выводится из природы самого человека и оценивается как развёрнутая феноменология человека.

Родоначальником антропологической трактовки феномена культуры считается английский этнограф и историк культуры Э. Тайлор (1832–1917). В 1871 г. он дал первое определение культуры: культура – совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества. Исследуя этнографический материал и толкуя его хронологическую упорядоченность как историю становления человеческой цивилизации, Тайлор полагал, что человеку изначально свойственны примитивные представления о душе. В процессе эволюции человеческого рода они развиваются до обобщённых понятий и рождают феномен культуры.

Однако последовательная разработка этого подхода крайне затруднительна. Дело в том, что вывести культуру непосредственно из биологической природы нельзя. Так, французский религиозный философ Ж. Маритен (1882–1973) в роли культуропорождающих факторов рассматривает разум и добродетель как качества в высшей степени соответствующие природе человека. Но культуру составляют не сами эти качества, а результаты их проявления, а они в человеческой натуре не заложены.

Еще одним недостатком философско-антропологического подхода является тенденция к осуществлению “редукции” культуры, то есть сведению её исключительно к человеческой природе и устранению всего нечеловеческого, случайного. Один из теоретиков немецкой школы культурфилософской антропологии А. Гелен (1904–1976) характеризует культуру как сферу существования человека и определяет последнего как “биологически недостаточное” существо, лишённое возможности вести чисто естественное существование. В природном мире биологический вид homo sapiens [гомо сапиенс] обречён на вымирание. Но у человеческой природы есть еще и другая, не биологическая сторона, его отличает открытость миру и способность к деятельности (созданию и преобразованию внешнего мира). Именно эти качества, реализуясь в форме культуры, и обеспечивают человеку не только выживание, но и доминирование в окружающей среде. Согласно Гелену, культура – это превращённые формы деятельности, восполняющие биологическую недостаточность человека и оптимально реализующие его полуинстинктивные установки. Культура – совокупность запланированных изменений мира.

Таким образом, выведение культуры из особенностей самого человека как особого рода сущего сталкивается с рядом трудностей, преодоление которых предполагает поиск в человеческом существе чего-то такого, что не заключено в нём как в животном. Так складывается еще один подход к культуре – философско-исторический.

Философско-исторический. Цель данного подхода – раскрыть механизмы возникновения человеческой истории, найти в человеческой природе качество, исключающее “животность” и позволившее сделать скачок из стада в историю. Таким качеством считается деятельность, поэтому подход называют еще и деятельностным.

Строго говоря, отзвуки этого подхода обнаруживаются у Гелена и Тайлора, представлявших культуру как совокупность разнообразных деяний человека. Однако основные идеи сложились гораздо раньше – в эпоху Просвещения. В XVIII в. закладываются основы целостного понимания человеческой истории. В свете этого культура мыслится как история духовного развития человечества, синоним разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. Не ставя перед собой задачу детального рассмотрения этой истории, философы стремились выработать общую идею культуры, позволившую бы объяснить смысл и направленность человеческой истории.

Немецкий философ-просветитель И. Г. Гердер (1744–1803) рассматривал историю человечества как переход из “варварского” состояния в “цивилизованное”, а смысл культуры видел в отграничении человеческого от животного. Культура истолковывалась как второе рождение человека. “Если бы человек, – писал Гердер, – всё извлекал из себя самого и развивал это без связи с внешними предметами, то, правда, была бы возможна история человека, но не людей, не всего рода человеческого. Но наш специфический характер заключается именно в том, что, рождённые почти без инстинктов, мы только путём упражнения в течение всей жизни воспитываемся до уровня человечности, и на этом основывается наша способность как к совершенствованию, так и порче и разложению...

Мы можем при желании дать этому второму рождению человека, проходящему сквозь всю его жизнь, название, связанное либо с обработкой земли – “культура”, либо с образом света – “просвещение”[2].

По сути, в рамках данного подхода просматривается явная тенденция сопоставления культуры с обществом. Это приводит к еще одному подходу – социологическому.

Социологический подход. Представители этого подхода рассматривают культуру как фактор организации и образования жизни какого-либо общества[3]. В каждом обществе есть некие культуротворческие “силы”, придающие развитию общественного организма определённое направление. Подобно экономическим законам, культурные ценности изначально создаются самим обществом, но затем начинают, в свою очередь, влиять на его эволюцию.

Приведём несколько примеров определения культуры при таком подходе. Культура – это:

– прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта (У. Бекет);

– наследуемые изобретения, вещи, технические процессы, идеи, обычаи и ценности (Б. Малиновский);

– язык, верования, эстетические вкусы, знания, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи (А. Радклифф-Браун);

– общий и принятый способ мышления (К. Юнг).

В нашей культурологической литературе можно встретить тот или иной подход.

Мир культуры – это мир самого человека (В. М. Межуев).

Культура – такая форма бытия, которая образуется человеческой деятельностью (М. С. Каган).

Духовное бытие общества и есть культура (Л. Кертман).

Итак, каждый из рассмотренных подходов имеет свои достоинства и недостатки, они связаны между собой и даже предполагают друг друга. Поэтому можно попытаться свести воедино наиболее значительные идеи, выработанные в рамках этих подходов. В таком случае культура – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей.

Невольно возникает вопрос: что же при всём различии подходов к культуре позволяет найти в них общие точки соприкосновения, что в человеческой жизни выступает всеобщей основой для её рассмотрения? Это – смысл, смысл человеческого существования, который определяет все развороты человеческого бытия, в том числе и культуру.

Культура как поиск смысла

Наши рекомендации