Три значения культуры в повседневной жизни
В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трёх значениях.
1. под культурой подразумевают определённую сферу общества, получившую институциональное закрепление.
В различных странах существуют министерство культуры с разветвлённым аппаратом чиновников; средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре; журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей.
2. Под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.
Мы говорим об элитарной культуре, русской культуре, русской зарубежной культуре, молодёжной культуре, культуре рабочего класса и др.
3. Культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений.
Мы употребляем выражения «культурный человек» в значении «воспитанный»; «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство». Особый смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры.
Многовариантность общественного развития. Учёные подметили парадоксальную закономерность: все человеческие общества начинали свою историю с одинакового уровня - первобытно-общинного строя. Десятки тысяч лет назад им был свойствен примерно одинаковый тип социальной структуры, приёмов трудовой деятельности, верований, бытовой и духовной культуры. Сегодня существует колоссальное разнообразие социальных структур, политических систем, уровней и типов экономического развития, духовной и художественной культуры.
Следовательно, по историческому пути все общества двигались с неодинаковой скоростью: одни - медленно, другие - с ускорением. Воздействием какого-то единственного фактора - географического, экономического или духовного - объяснить неравномерность развития человеческих обществ науке так и не удалось.
Многовариантность общественного развития - основная черта развития человечества. Она и служит причиной наличия многообразия культур.
Культурное многообразие. Разнообразие культур возникает там, где одни и те же символы, нормы, правила и ценности, т. е. черты культуры приобретают разное, иногда противоположное значение. Культурное разнообразие народа, его отличие от других проявляется во всём: в приготовлении пищи, приветствиях, гостеприимстве, манере общения, жилище, отношении к работе и во многом другом.
Культурное многообразие - многовариантность, неоднородность национальной культуры в целом либо отличия национальных культур в рамках общечеловеческой культуры.
Между культурами и культурными группами существует много схожего, но в то же время наблюдается большое количество различий. Культурные различия нашли своё отражение в разных стилях одежды, росписи, ковки металла, вышивания; в этикете, кухне, присказках, поговорках и пословицах. В том числе и в приветствиях, которыми обмениваются люди. В западной культуре мы привыкли пожимать другому человеку руку при встрече, и рукопожатие стало для многих из нас ритуальным и автоматическим действием. Однако представители других культур приветствуют людей по-разному. Например, в некоторых культурах люди приветствуют друг друга лёгким наклоном головы. В других культурах этот наклон сопровождается сложением перед собой рук наподобие молитвы. В каких-то культурах практикуется поклон в пояс с опусканием лица так, что его становится не видно. В некоторых культурах ограничиваются быстрым взглядом и подъёмом бровей.
Национальные особенности проявляются и в правилах вежливости. Житель Вены при знакомстве с дамой говорит «целую руку», а поляк на самом деле целует ей руку. Англичане начинают письмо словами «дорогой сэр», даже если он не очень уважает своего адресата. Христиане-мужчины при входе в церковь, костёл или кирху снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В Европе цвет траура - чёрный, а в Китае - белый. У русских принято в гостях не оставлять ничего на тарелке, а в Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается (показывают, что сыты).
В мире никогда не было двух одинаковых мнений. Двух одинаковых волос или двух зёрен. Самым универсальным качеством является разнообразие.
Мишель де Монтенъ, французский философ
Культура проявляет себя в повседневном поведении. Но таком, которое считается естественным, привычным, совершается как бы автоматически. Европейцы, американцы и другие народы во время еды пользуются ножом, вилкой, а сидят на стульях и за столом; когда они ложатся спать, то кладут голову на подушку. Всё это естественное поведение. Правда, японец за едой приседает на корточки, а у других восточных народов принято сидеть на ковре. Ест японец с помощью двух палочек, а малаец, укладываясь спать, подставляет под шею деревянную скамеечку. Южноамериканский индеец вообще спит в гамаке. И такое поведение для всех них вполне естественно. Потребности в пище и сне - биологические потребности. По своему содержанию они универсальны, едины у всех народов. Однако формы их проявления многообразны.
Европейцу трудно без привычки сидеть, скрестив ноги по-индийски, или на корточках по-японски. В Японии же с трудом привился европейский обычай сидеть на стуле. Англичане и французы дивятся привычке южноафриканских зулу отдыхать, стоя на одной ноге. Долгое привыкание к определённому образу жизни затрудняет такой переход. Привычный образ жизни становится традицией, а из традиций и обычаев складывается культура народа, её своеобразие.
Культурное своеобразие проявляется не только в удовлетворении биологических потребностей и естественных привычек поведения. Труд и хозяйство - вне биологии. Они часть культуры. Однако в том, как люди работают, какими орудиями пользуются или какие строят жилища, тоже сказываются традиции и культурное своеобразие.
Ирландский и французский кузнецы придавали в старину разную форму самому обыкновенному топору. Даже лопата у разных народов имеет несхожие формы. Этническое своеобразие народов накладывает свой отпечаток на орудия труда и предметы быта. Русские крестьяне в прошлом строили срубные дома из дерева даже в тех районах, где нет леса, например переселяясь в Узбекистан или Казахстан. На юге Украины русские переселенцы под влиянием украинцев с огромным трудом и далеко не сразу перешли на новый строительный материал - глину.
Этнографы давно подметили любопытный факт: народы, живущие в сходных условиях и по соседству друг с другом, строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставили дом к улице торцом, а русские южане располагали его вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы живут на Кавказе в тесной близости друг к другу. Если первые строят каменные одноэтажные дома, то вторые — двухэтажные, а третьи — деревянные дома. Раньше у узбеков по одной лишь тюбетейке можно было безошибочно определить, из какой местности происходит человек. По одежде русской крестьянки XIX в. можно было точно установить, в какой местности она родилась.
Культурные и национальные особенности находят выражение и в способе употребления и приготовления пищи. В Молдавии хлеб пекут из кукурузы. Русский студень - специально охлаждаемое блюдо - становится на Кавказе горячим блюдом хаш.
Мировая культура многообразна в своих проявлениях и опирается на признание единства и многообразия социокультурного процесса. Это подтверждается многочисленными примерами. Рассмотрим проявления единства и многообразия культуры на следующих примерах:
Европейцы и китайцы, африканцы и индийцы все принадлежат к одному и тому же биологическому виду, все они произошли от одних и тех же кроманьонцев, более того, все они используют одни и те же машины, компьютеры и другие блага цивилизации. Несмотря на все это, у них сложились совершенно разные традиции и разные шкалы ценностей. Даже у народов, живущих в одних и тех же географических условиях, никогда не бывают одинаковыми: образ мышления, нормы поведения, характер искусства, традиции, стандарты жизни. Классический пример тому – народы Закавказья. Независимо от того, что все народы Кавказа: армяне, грузины, азербайджанцы, - живут рядом тысячелетия, культура каждого из них сохраняет свою самобытность.
Конечно, в современных условиях происходит определенная унификация, но не столько культур, сколько поведения людей. Развитие техники формирует определенный стандарт общения, но при этом японец остается японцем, узбек – узбеком, итальянец – итальянцем. Вполне возможно, что специфические особенности этнических культур даже имеют тенденцию усиливаться, не случайно сейчас говорят о своеобразном ренессансе этих культур.
Но следует учитывать и другую особенность мирового социокультурного процесса – его целостность. Цивилизационная деятельность людей делает мировую культуру целым и генетически, и исторически. Именно труд и общение выступают основными критериями культуры.
Вместе с тем следует отметить различный уровень современного состояния мировой культуры. Существуют как новейшие технологии, достижения науки и искусства, так и ее реликтовые, архаичные проявления, например, у аборигенов Новой Гвинеи, племен дебрей Амазонки.
Вместе с тем, существует культурологическая концепция, кт утверждает, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. Эту концепцию начал разрабатывать представитель экзистенциализма Карл Ясперс, продолжил эту теорию О.Щпенглер и А.Тойнби. К.Ясперс вводит понятие «осевое время», кт им понимается как определенный исторический этап, когда происходит своего рода духовный подъем, самосознание чел-ка. Он считал это периодом времени м/у 800 и 200 г. до н.э. тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился чел-к такого типа, какой сохранился и по сей день. Он относит эту ось ко времени ок. 500 лет до н.э., к духовному процессу, кт шел м/у 800 и 200 г. до н.э. По Ясперсу в осевое время происходит много необычайного. Почти одновременно, в течение нескольких столетий возникают новые имена и теории. Например, в Китае появились все направления философии, тогда здесь жили Конфуций и Лао-цзы. В Индии в это время предстал миру Будда. В Иране проповедует учение о мире Заратустра; в Палестине выступают пророки Илия, Исаия и Иеремия; в Греции – это время Гомера, Архимеда, Сократа, Платона. В эту эпоху были разработаны основные категории кт мы мыслим и по сей день, заложены основы мировых религий, т.е. происходит осознание чел-ком самого себя и всего бытия в целом. (1 таблица).
На основе схемы, предложенной Ясперсом, можно сделать следующие выводы:
1. осевое время знаменует собой исчезновение великих культур древности. Древние культуры продолжают существовать в тех своих элементах, кт восприняты новым началом.
2. то, что было создано в то время, существует и по сей день. Принято считать, что возрождение возможностей осевого времени – Ренессанс – ведет к духовному подъему. Возврат к этому началу в Китае, Индии, на Западе происходит периодически.
3. в начале осевое время ограничено в пространстве, но в течение истории оно становится всеохватным.
Итак, культура - это фабрика, на которой биологические потребности и инстинкты - своеобразные полуфабрикаты - перерабатываются в социально обусловленные традиции и обычаи. Власть бессознательных стихий кончается там, где начинается культура. Любой человек обладает потребностью есть, спать и быть здоровым, продолжать свой род. Но они существуют и у животных. Они составляют суть Первой Природы и универсальны для всех живых существ. Потому их называют витальными. Только у человека они радикально изменяются, и не только по форме. Так возникает Вторая Природа - культура. Природа начинается с приспособления, а культура - с преобразования мира. Она удовлетворяет и те потребности, каких нет ни у одного животного, например в познании мира или эстетическом восприятии действительности.
Поэтому мир культуры – это результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Можно привести в пример стихотворение Николая Заболоцкого (1903-1958):
Два мира есть у человека:
Один, кт нас творил,
Другой, кт мы от века
Творим по мере наших сил
Т.о. понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует без человека.
Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование и воспитание - не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.
Любой человек, прежде всего, овладевает той культурой, кт была создана до него, тем самым, осваивая опыт предшественников, но одновременно он вносит свой вклад, тем самым, обогащая его.
Поэтому человека можно рассматривать как исходный системообразующий фактор развития культуры. В процессе культурного творчества, воспроизведения и использования культурных артефактов человек втягивается в поле культуры. Его отличительной особенностью является то, что кроме физической реальности у него появляется духовно-культурная реальность. Он сам творит эту вторую реальность, которая называется «второй природой». Но человек не только архитектор, строитель, но и житель этого уникального мира, который на планете Земля до его появления не существовал. Это реальность, которую человек создал, которая живет и развивается вместе с ним и будет существовать до тех пор, пока будет существовать человечество.
Ещё одно отличие - социальные нормы. Культура обеспечивает присущие только человеку средства коммуникации. Общество возможно только при соблюдении людьми определённых правил поведения и быта. Культура отвечает за регулирование человеческих взаимоотношений. Чуть ли не самым ярким доказательством способностей культуры трансформировать всё, что попадается на её пути, является любовь.
К сожалению, культурные различия очень часто приводят людей, а то и целые страны к непониманию друг друга, к враждебности, предвзятости, к насилию и войнам, а в межличностном общении и в школьной среде — к дракам, наклеиванию оскорбительных ярлыков, превращению «других» людей в «козлов отпущения» или социальных изгоев.
Многокультурное образование. Многокультурное образование - это способ противостояния культурному расизму, предубеждениям, ксенофобии (нетерпимость к иностранцам, ненависти, предвзятости, дискриминации, сегрегации (политика принудительного отделения какой-либо группы населения одна из форм расовой дискриминации), этноцентризму (недоверие к посторонним), классизму (дискриминации, основанной на экономических различиях), лингвисизму (дискриминации, основанной на языковых и речевых особенностях), сексизму (дискриминации, основанной на половых различиях).
Глобальные процессы, происходящие ныне на нашей планете, породили такое явление, как мультикультурализм - особую практику и политику бесконфликтного сосуществования в одном жизненном пространстве множества разнородных культурных групп. Взаимодействие культур порождает общение, диалог, ёмко охарактеризованный русским философом М. Бахтиным. «Единство культуры, - писал он, - это открытое единство: чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полней и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймут ещё больше)».
Мультикультурализм (культурный плюрализм) предполагает, что индивиды и группы могут быть полностью инкорпорированы в общество без утраты своей национальной или иной идентичности, без ограничения своих прав.
При такой стратегии правительство выделяет значительные средства для развития местных этнических центров, культурных памятников, строительства школ и подготовки педагогических кадров для обучения молодёжи на родном языке.
К тому же мультикультурная модель ориентирована на сохранение и развитие культурной самобытности национальных меньшинств и малых этносов, исследование малых культур, публикацию книг на их родных языках и диалектах. Она поощряет межнациональные контакты и воспитывает уважение к ценностям чужой культуры. Особенно благоприятно она сказывается на подрастающем поколении: дети учатся друг у друга обычаям и традициям чужого народа; живьём, а не по учебникам они знакомятся с культурной географией мира.
При культурном плюрализме ни одно национальное меньшинство не теряет самобытности и не растворяется в общей культуре. Такой плюрализм подразумевает, что представители одной национальности добровольно овладевают привычками и традициями другой, обогащая при этом собственную культуру.
Основные функции культуры
Культура представляет собой многофункциональную систему. Коротко охарактеризуем основные функции культуры. Главная функция феномена культуры – человеко-творческая. Все остальные, так или иначе, связаны с ней и даже вытекают из нее.
Функцию трансляции (передачи) социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культуру по праву считают социальной памятью человечества. Она опредмечена в знаковых системах: устные предания, памятники литературы и искусства, философия, религия. Но это не просто «склад» запасов социального опыта, а средство жесткого отбора и активной передачи лучших ее образов.
Познавательная (гносеологическая) функция связана со способностью культуры концентрировать социальный опыт множества поколений людей. Тем самым она имманентно приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире, создавая тем самым благоприятные возможности для его познания и освоения. Н.А.Бердяев по этому поводу писал: «культура осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах: добро – в нравах, бытии и общественных установлениях; красоту – в книгах, стихах и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах…»
Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общ-ва существенно различаются прежде всего по этому признаку.
Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки., действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.
Семиотическая, или знаковая функция, представляя собой определенную знаковую систему культуры, предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем невозможно овладеть достижениями культуры. Например, язык (устный или письменный) явл-ся средством общения людей. Литературный язык представляет важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра.
Ценностная или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.
Основные термины и понятия:
Культурное многообразие, мультикультурная модель.
Вопросы и задания
Что такое культура в широком и узком смысле слова? Приведите примеры подобного использования этого понятия.
Почему между культурой и обществом в науке зачастую ставится знак равенства?
Приведите примеры трёх разных значений культуры, используемых в общественной жизни.
Что такое антикультура? По каким критериям можно определить проявление антикультуры?
Что такое мультикультурная модель? В какой степени она согласуется с процессом глобализации?
Практикум
В параграфе говорится о том, что известно приблизительно 500 определений культуры. Сколько из них дано в изученном параграфе? Выпишите их в тетрадь и сгруппируйте по признакам, предложенным вами.
Что значит «классическое определение»? Почему, на ваш взгляд, определение культуры, данное Э. Тэйлором, считается классическим?
«Культурные различия - объективный факт, хотя их восприятие — субъективный процесс». Как вы относитесь к данному высказыванию, прокомментируйте его. Проиллюстрируйте вашу позицию конкретными примерами из повседневной жизни.