Творчество Донателло. Новаторство скульптурных изображений
Два направления в изобразительном искусстве флорентийского кварточенто.
В изобразительном искусстве флорентийского кватроченто легко прослеживаются два направления, мало соприкасающиеся одно с другим. В творчестве художников первого направления было ощутимо влияние античности. Они искали прежде всего одухотворенную форму, стремились к монументальности, к созданию героических образов. Приверженцами этой линии были скульптор Донателло, художники Мазаччо, Учелло, Пьеро делла Франческа, ювелир, скульптор и художник Андреа дель Верроккьо и другие.
Другая линия уходила корнями в традиции византийской иконы и средневековой миниатюры. Художники этого направления были прекрасными колористами, но мало уделяли внимания правдивой передаче формы и объема. Еще в начале XIV в. в разных итальянских городах появились мастера, для которых характерна была «подробная» изобразительность с множеством натуралистических деталей, они любили рисовать природу, цветы, птиц, травы. Их картины походили на цветочные ковры, усеянные птицами и бабочками.
Творчество Донателло. Новаторство скульптурных изображений.
Донато (1386-1466), которого близкие друзья называли Донателло и который именно так подписывался на некоторых своих произведениях.
Античная скульптура знала только «телесность» изображения, идеалом было бесстрастное гармоничное тело. Средневековую скульптуру можно охарактеризовать как иррационально-символическую. Донателло сумел соединить античные идеалы с религиозной духовностью и утвердить нравственную и эстетическую ценность человеческой личности.
Вещей его сохранилось в мире так много, что можно утверждать: равного ему среди мастеров раннего Возрождения не было. Не было ни одной области скульптуры, в которой он не работал бы и в которую не внес бы что-то принципиально новое.
1 - монументальная свободно стоящая статуя. Наиболее ярким примером это го вида скульптуры является фигура св. Георгия, выполненная для фасада церкви Ор Сан-Микеле во Флоренции.
Христианская легенда о спасении св. Георгием дочери восточного царя повествует, что недалеко от города Ласия поселился в трясине змей, которому жители должны были при носить человеческие жертвы. Дошла очередь и до дочери царя. Георгий, проезжая мимо, увидел плачущую девушку и, поговорив с ней, узнал, что она поклоняется языческим богам. «А ты уверуешь в моего Бога? - спросил он. - Не страшись и будь спокойна». Затем, вознеся молитву, он просил явить знамение и повергнуть хищника к его ногам. С неба сошел глас: «Твои молитвы дошли, делай, что задумал». Георгий осенил себя крестом и бросился навстречу приближающемуся змею, который вдруг рухнул к его ногам.
Донателло первым создал образ одухотворенной человеческой личности. Героизм св. Георгия передавался при помощи спокойного взгляда, исполненного достоинства и веры в свою правоту; гордой осанки, достигаемой благодаря слегка расставленным ногам, принимающим на себя вес туловища; рукам, опирающимся на щит и подчеркивающим прямую посадку головы и легкий поворот торса. Крест на щите определял ось фигуры и ее направление вверх (вертикаль прямо стоящего тела) и вширь (горизонталь плеч). В противоположность «готической кривой» в большинстве статуй XV в., донателловский Георгий твердо стоит на ногах.
Донателло первый в эпоху Ренессанса изваял обнаженную статую Давида, для которого использовал мотив античной статуи Гермеса.
2 - статуарная пластика , связанная с архитектурным сооружением. Донателло создал множество статуй для украшения соборов, уравняв тем самым скульптуру с архитектурой. Особенностью его стиля являлось то, что при работе над статуей, предназначенной на обозрения снизу, он допускал некоторое искажение пропорций, учитывая, где она будет установлена. Поэтому в рабочем помещении созданные им фигуры не достигали и половины того эффекта, который производили затем в отведенном для них месте.
Вазари рассказывает одну из таких историй. Донателло была заказана для цеха льнопрядильщиков статуя св. Марка Евангелиста. Уже готовая, на земле она не производила никакого впечатления. Консулы цеха даже решили отказаться от своей затеи, но Донателло уговорил их поднять статую на отведенное ей место после того, как он еще над ней поработает. После этого он упаковал ее и держал у себя две недели, не делая никаких исправлений, а затем установил на то место, где надлежало ей быть. Все пришли в восхищение.
3 - сложная алтарная композиция и рельефная пластика. Донателло создал роскошный, весь вызолоченный алтарь капеллы семейства Кавальканти в церкви Сан та-Кроче во Флоренции, со сценой Благовещения в центральной части, где предельно жизненно передал испуг Марии от внезапного появления ангела. Фигура ее робко склоняется в почтительном поклоне, и на лице отображены смирение и благодарность.
В сложную скульптурную композицию алтаря для церкви Сант-Антония в Падуе помимо центральных фигур Мадонны, Даниила и Антония Донателло включил и четыре рельефа с изображением чудес, совершенных св. Антонием. Его работа в этой области расценивается как смелое новаторство. Он первым стал изображать в рельефных композициях перспективу с огромными толпами людей, с небом, облаками, солнцем, добиваясь ощущения пространства, которое как бы уходит вглубь, что под силу было только живописи.
4 - конный монумент. Донателло первым после столетнего забвения возродил конную статую, увековечив в Падуе память кондотьера Эразма ди Нерни, прозванного Гаттамелатой («пестрая кошка») за рябое лицо. Падуанцы были настолько потрясены конной статуей, в которой как бы слышится храп и дрожь коня, а в фигуре всадника ощущается мужество и неукротимость, что всячески попытались перевести Донато в свое гражданство и удержать в Падуе.