Упражнение 1. Каждое толкование замените одним словом.

1. Краткая приветственная застольная речь.

2. Настенный светильник из одной или нескольких ламп.

3. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая и описывающая гербы.

4. Плитка из обожженной глины для облицовки стен и печей, покрытая с лицевой стороны глазурью.

5. Искусство составления букетов, распространенное в Японии, а также сам букет, составленный по принципам этого искусства.

6. Стихотворение, музыкальное произведение и т.п., созданное без подготовки, в момент произнесения, исполнения.

7. Тот, кто совместно с кем-либо является автором чего-либо.

8. Грубый невоспитанный человек.

9. Тоска по родине.

10. Жилое помещение на чердаке с наклонным потолком или наклонной стеной.

Упражнение 2. Определите значение слов по толковому словарю или словарю иностранных слов:

авторитарный, альтернатива, амбиция, андеграунд, аномалия, антиномия, антураж, аудитор, бартер, брифинг, брокер, вернисаж, визажист, геноцид, дайджест, депортация, дилемма, диссидент, дистрибьютор, идентичный, импичмент, импресарио, инаугурация, инвектива, инспирировать, истеблишмент, интерпретация, киднеппинг, китч (кич), коллаж, конверсия, конгломерат, консалтинг, консенсус, конъюнктура, копирайт, легитимный, лобби, маргинал, маркетинг, менталитет, паблисити, паритет, плюрализм, популизм, прерогатива, приоритет, рейтинг, респондент, риэлтер, саммит, секвестр, сенситив, суицид, тинэйджер, триллер, харизма, эксклюзивный.

Упражнение 3. Подберите одно общее прилагательное ко всем существительным:

место- прием- халат глаз – меч – язык башня – душа – гора подъем – нрав личность – комната – голова опыт – плод – лекарство – истина зависть – кошка – дыра коридор – рубль логика – маска – воля луг – поросенок древность – борода характер – деньги талант – пятно дуб – почерк родня – дорога смех – месяц – окунь

Упражнение 4. Расставьте прилагательные правильно. Прилагательные должны обозначать высокую степень того, что названо существительным:

грубый прием горячая ошибка

суровое изменение коренной опыт

богатое наказание упорное выражение

острый гнев тяжелая зависть

яростная болезнь глубокое сопротивление

Упражнение 5. Контаминация – смешение частей слов или выражений. (играть роль + имеет значение= играет значение)

Восстановите словосочетания и устойчивые обороты

1. одержали поражение 2. удовлетворять современным потребностям 3. улучшили уровень 4. предпринять меры 5. заслужить известность 6. неослабная помощь 7. через минут десять 8. язык не поднимается 9. уделить значение 10. оказать значение 11. гроша выеденного не стоит 12. забить во все колокола  

Упражнение 6. Речевая избыточность: плеоназмы и тавтология

1.А. Зачеркните логически лишнее слово.

1. Рождество я отмечал у коллеги по работе.

2. Деепричастный оборот всегда обособляется запятыми.

3. Дайте сообщение в газету о свободных вакансиях.

4. Очень замечательные пироги печет Пульхерия Ивановна.

5. Близнецы были так похожи, что даже родители не различали их одного от другого.

6. Каждый герой имеет свои индивидуальные черты.

7. Медведя выводили во двор и подкатывали к нему пустую порожнюю бочку, утыканную гвоздями.

8. В речи он употребляет диалектные и областные слова.

9. Алексей мысленно подумал, что это конец.

10. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

Б. Как называется вид речевых ошибок.

1.Тавтология. 2. Плеоназм. 3. Канцеляризм

Упражнение 7. Ликвидируйте плеоназмы, тавтологию:

1. Гражданка Галерова бездействующими действиями совершила преступление. 2. Прицепляя прицеп, ответчик неправильно зацепил цепь, в результате чего создал возможность отцепа. 3. Маршрут движения автоколонны заранее определяется ее руководителем. 4. Товар был забракован по некачественным дефектам производственного характера. 5. Сычев догнал Милюкова, свалил его на землю, отобрал нож у Милюкова и нанес ему этим ножом ножевое ранение. 6.Исаков укусил его зубами за руку. 7. На лице Петрова небольшие усы в области носа. 8.Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 9. Продолжительность процесса длится несколько часов. 10. Хочется отметить дуэт двух тромбонов11. С самого первого начала хочу сказать об особенностях данного дела. 12. Салайонов ударов не наносил, ногами не пинал. 13.Эти характеристики положительно характеризуют моего подзащитного. 14. Потерпевшая была доставлена в городскую больницу с проломленным черепом на голове. 15. Милюков ушел к своей теще, но вскоре вернулся назад. 16. Соучастников объединяет единство целей.

Речевая недостаточность: неполнота высказывания –пропуск слов.

Наши рекомендации