Контрольные тесты
1 Из перечисленных определений культурологии наиболее состоятельным и продуктивным является:
а) систематизированное знание о культуре
б) наука об историческом развитии культуры
в) наука, изучающая поведение людей в обществе, взаимоотношения между ними
2 Культурология как наука сформировалась на стыке следующих наук:
а) социология
б) философия
в) культурная антропология
г) лингвистика
д) искусствоведение
е) археология
ж) биология
3 Идея выделения культурологии как особой отрасли знания связывается с именем такого учёного, как:
а) П.Т.Боборыкин
б) Л.Уайт
в)Э.Тэйлор
г) П.Сорокин
4 В антропологию культуры не входит:
а) этнолингвистика
б) психология культуры
в) демография
г) социология культуры
5 Воспитательной функцией культурологии является:
а) формирование культуры поведения
б) сравнение отдельных объектов культуры
в) формирование ценностных ориентиров
г) сведение к понятному
6 В число задач культурологии не входит:
а) анализ культуры как системы феноменов
б) обобщение и исследование образцовых форм, норм (паттернов)
в) исследование социальной структуры общества
г) обобщение и исследование артефактов
7 В культурологии не используются следующие научные методы:
а) структурно-функциональный
б) биографический
в) семиотический
г) психологический
д)математический
Глава 2
Культура как предмет культурологии, её структура и функции
1 Культура как понятие и феномен
«Что такое культура? – задавал вопрос великий гуманист ХХ века Альберт Швейцер (1875-1965) и удивлялся. – Этот вопрос должен был бы давно волновать человечество, считающее себя культурным человечеством. Но, как ни странно, в мировой литературе никто до сих пор не ставил такого вопроса и тем более не пытался ответить на него. Считалось, что незачем определять существо культуры, поскольку она сама налицо. Когда же этот вопрос всё-таки затрагивался, то его со ссылкой на историю и современность объявляли уже давно решённым. Однако сегодня, когда сами события с неумолимостью ведут нас к сознанию того, что мы живём в условиях опасного смешения элементов культуры и бескультурья, нам надлежит - хотим мы того или нет – попытаться определить сущность культуры»1.
На сегодня, пожалуй, нет другого такого явления, которое так часто обсуждается учеными и философами, как культура. В научной литературе насчитывается множество определений понятия “культура”. Их даже трудно все перечислить. Для того, чтобы справиться с естественной растерянностью, знакомясь с этими определениями, следует сначала усвоить, что слово и понятие различаются между собой. Слово лишь называет предмет или явление, а понятие содержит в себе наиболее общее свойство, его идею. При этом понятие всегда одно, а сущностных качеств у него может быть несколько или даже много. Это происходит потому, что ученые используют (как мы это выяснили в первой главе) различные подходы к рассматриваемому явлению, а значит, и по-разному понимают его сущность. Поэтому нас не должно смущать множество определений такого многообразного явления как культура.
Даже в обыденной жизни каждый из нас понимает нечто своё под этим словом, ведь культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия, и в той же мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. Попробуйте сейчас, ещё до прочтения текста учебного пособия, вспомнить, в каких смыслах и в каких словосочетаниях вам встречалось слово «культура», и вы удивитесь широте и частоте его использования.
Чаще всего в разговорном русском языке с этим понятием связываются такие качества, как образованность, воспитанность, нравственность. Многие из нас закрепляют в своем сознании за словом «культура» определенные сферы человеческой деятельности – искусство, религию, науку, образование. Этому во многом способствуют укрепившиеся в речи словосочетания «культурные учреждения» (театры, библиотеки, филармонии, учебные заведения), «культурные мероприятия» (концерты, спектакли, лекции, киносеансы ).
Социальный феномен культуры полифоничен, но из всего этого многообразия (если исключить сельскохозяйственную и естественно-научную терминологию, например, «злаковые культуры», «культура микробов») можно выделить четыре основных смысла слова «культура»:
1) обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития человечества;
2) совокупность достижений и творчества, свойственных какому-то обществу, какой-то группе людей, какому-то историческому периоду (например, мы говорим о культуре башкирского или татарского народов, о культуре эпохи Возрождения или о культуре Московской Руси);
3) уровень, ступень развития какой-либо отрасли хозяйства или умственной деятельности (например, культура речи, культура труда или быта);
4) обозначение форм и продуктов интеллектуальной, прежде всего, художественной деятельности: музыка, литература, живопись, театр, кино и т.д. Пожалуй, именно этот смысл слова «культура» наиболее распространен среди широкой публики.
Как научный термин слово «культура» применяется ещё более разнообразно. Конечно, в основном его используют гуманитарные науки, каждая из которых выделяет в качестве доминанты для культуры нечто, представляющее наибольший интерес для учёных этого направления. Например, для этнографии культура какого-либо племени – это система характерных для него обычаев, норм поведения, общественных связей, трудовых навыков, религиозных представлений и обрядов. Для археологии «культура» - вся совокупность археологических находок, сделанных в какой-нибудь местности и относимых к определенному историческому периоду, приписываемых какому-либо виду людей или племени.
В разных значениях используется понятие «культура» в социологии, что зависит от принадлежности социолога к той или иной школе. Как правило, для социолога «культура» - это определённые общественные структуры, выполняющие те ли иные социальные функции: система образования, воспитания, культурно-просветительные учреждения и т.п.
Такие базовые понятия, которые сами по себе являются предельно общими, и характеризуются тысячами разных признаков, приходится определять, обращаясь к истории и этимологии (происхождению) самого понятия, описывая область явлений, которое оно обозначает. А поскольку культуру, как мы уже знаем, изучают не только культурологи, но и философы, социологи, антропологи, историки и многие другие специалисты, то перед нами непростая задача выявить самый общий взгляд на это явление.
Понятие культура происходит из латинского языка, языка древних римлян. Первоначально слово cultura, происходившее от colere,означало «обработка, возделывание, уход, улучшение». Оно также было близким по происхождению и значению слову «культ» (cultus), указывавшему на почитание богов, религию. К понятию культуры близок и термин «оккультизм» (occultis – тайный, сокровенный). Духовный, сокровенный, тайный аспект понятия культуры предполагал наличие обрядов, совокупности действий, имеющих целью наглядно выразить религиозное преклонение или привлечь божественные силы на помощь или в наказание.
Одновременно противопоставленным и взаимодополняющим для слова «культура» в античной философии было понятие «натура», «природа» (от «natura»), т.е. природное, дикое, естественное противостояло искусственному, созданному ценой человеческих усилий, установленных человеком законов и норм морали.
В Древнем Риме слово «культура» ещё не употреблялось самостоятельно, а только в связке с другими: agricultura – возделывание земли, cultura literaturum – совершенствование письменности, cultura juris- выработка правил или законов поведения. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон во II в. до н.э. в своём трактате, название которого можно перевести как «Агрикультура», утверждал, например, что возделывание почвы невозможно без особого душевного настроя. Без предельного интереса к земле не будет и культуры, иначе говоря, должного возделывания.
В I в. до н.э. римский оратор и философ Цицерон использовал переносное выражение cultura animi, что можно перевести как «обработка, совершенствование души». «Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая, - писал Цицерон,- так и душа. Возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать,- только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай».
Античность знаменует начало европейской культурной традиции: слово «культура» начинает надолго обозначать воспитание, образование, почитание, развитие и т.п. Средневековье продолжило эту традицию, но преимущественное внимание уделялось «культу», как способности человека открыть свой творческий потенциал в любви к Богу. С религиозной точки зрения культура воспринималась и воспринимается как данный свыше совокупный порядок бытия.
В эпоху Возрождения воскрешается античное представление о культуре, которая в большей мере стала связываться с соответствием гуманистическому идеалу человека, с его тягой к возвышенному, гармоничному развитию. Однако вплоть до XVIII в. слово «культура» как определённый, общепризнанный термин не употреблялось, а использовалось как синоним близких понятий.
В современном значении слово «культура» стало употребляться в XVIII в., в качестве самостоятельного оно впервые появилось в трудах немецкого историка и юриста С. Пуфендорфа (1632-1694). Представители европейского Просвещения (XVIII в.) рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии.
В последующие века многие, очень многие философы, великие умы и замечательные гуманисты – И.Кант, В.Виндельбанд, Э.Кассирер, Г.Гегель, О.Шпенглер, Н.А.Бердяев, А.Швейцер и др.- пытались ответить на вопрос, что же такое культура. Можно сказать, что распространенные в Еропе представления о культуре так или иначе носили религиозный характер. Они сводились к пониманию культуры как преодоления в «естественном человеке» природного, чувственного начала преимущественно силой «разума» (Вольтер), силой внутреннего «нравственного закона» (Кант), эстетической, художественно-творческой деятельностью (Шеллинг). Философское понятие «культура» фиксирует общее отличие человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей и явлений от природы.
Культура представлялась развивающейся по непрерывной и притом восходящей линии, подчиняясь общему закону эволюции и прогресса. В традициях философии культуру рассматривали главным образом как область духовной свободы человека, а всё разнообразие культурных процессов сводилось к духовному производству, и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.
Если отвлечься от философских и научных определений, то можно выделить несколько аспектов культуры как способа или сферы человеческого бытия, неоднократно отмечаемые многими исследователями:
1. Культура появляется там и тогда, где и когда люди, обретая человеческие черты, выходят за пределы природной необходимости и становятся творцами своей жизни.
2. Культура возникает и формируется как совокупность ответов на множество вопросов и проблемных ситуаций социальной и природной жизни людей. Это — общая «кладовая» знаний, средств и технологий, выработанных людьми для решения общезначимых проблем.
3. Культура есть способ и результат символического и ценностно-нормативного конструирования реальности, ее возделывания по законам прекрасного или безобразного, нравственного или аморального, истинного или ложного и пр.
4 Культура есть способ и результат самопорождения и самопостижения человека, наличный мир его способностей и родовых сил. Человек становится человеком благодаря культуре и посредством нее.
5 Культура есть способ и результат «проникновения» человека в иные миры — мир природы, мир божественного, миры других людей, народов и общностей, в рамках которых он себя осуществляет.
Можно продолжить перечисление характеристик и качеств культуры, так и не исчерпав до конца все богатство ее содержания. Поэтому не перестаёшь удивляться, сколь полнее научных определений могут быть поэтические строки. Пожалуй, не скажешь лучше русского поэта Н. Заболоцкого (1903-1958):
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Таким образом, понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека, человечества. В самом широком, обобщённом смысле мы можем сказать: культура – это всё, что создано человеком. Под это наиболее общее определение так или иначе подходят и все остальные (их около 600), имеющиеся в современных словарях. Например:
- культура – это созидательная деятельность человека по преобразованию природы и общества и её результаты;
- культура – это воспроизводство и развитие человека как субъекта деятельности;
- культура – это система материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми;
- культура – это знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации.1
Эти определения даются представителями разных научных дисциплин, занимающихся изучением культуры. В каждой из этих наук, как мы уже знаем, свой понятийный аппарат, своя фактологическая и теоретическая база, свои традиции и организационные структуры. Поэтому изучение культуры и интерпретация самого понятия «культура» столь существенно отличаются в философии, истории, этнографии, социологии, антропологии культуры, искусствоведении и других гуманитарных науках. В сравнительно новой области научного знания – в культурологии – предпринимается попытка интегрировать, обобщить большинство методологических и дисциплинарных подходов к исследованию культуры.
Конечно, мы привели самый приблизительный обзор истории слова и значения «культура». Чтобы провести полный анализ, пришлось бы рассматривать всю культурную историю человечества и знакомиться с другими, близкими по значению терминами. Если же обобщить всё выше сказанное, то можно дать следующее определение: культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Даже такое определение не означает, что мы раскрыли всю универсальную сущность культуры как феноменального явления и раскрыли все её грани. Для того, чтобы раскрыть эти задачи, будет крайне важно проследить за тем, что представляет собой структура культуры и каковы её функции.