Технологический процесс отмывки
Архитектурная отмывка (тушевка) включает в себя несколько этапов:
Первый этап: изучение памятника архитектуры. Необходимо овладеть навыками сбора информации по архитектурному объекту. По чертежам и дополнительно подобранной литературе изучить объект, историю и время его создания, стилевые, функциональные и конструктивные особенности; композицию; ознакомиться с творчеством автора.
Результатом этапа должно стать умение всесторонне проанализировать архитектурное сооружение.
Второй этап: анализ среды, окружающей архитектурный объект, изучение графических приемов ее изображения. Изучить композиционные и графические приемы мастеров графики в изображении окружающей среды.
Овладеть навыками выявления в чертеже объекта монументальности, или легкости, пространственности или массивности, динамичности и ее графического выполнения в различной технике.
Рис.18 Пример эскиза компоновки и проработки «в массе» архитектурной детали
Необходимый эффект в выявлении композиционных особенностей изображаемого объекта достигается при помощи определенного характера тушевки. Усиление тональности плоскостей детали или фасада кверху подчеркивает массу и силуэт. Впечатление монументальности, укрупненности сооружения достигается намывкой книзу, т.е. нижние части изображаемого фасада отмываются в более насыщенных тонах по сравнению с верхними. На наглядность и выразительность чертежа влияет принцип размещения на листе элементов окружающей среды, создающей «антураж». Изображение антуража не должно быть «многословным», загромождающим чертеж. Главное в изображении антуража – его масштабность и композиционная согласованность с изображаемым памятником.
Итогом является умение стилизованно изображать элементы среды, окружающей архитектурный объект. Владение навыками выявления в чертеже объекта его объемно-пространственных особенностей и уметь это все изобразить графически, выполнив в различной технике.
Третий этап: эскиз. Овладение навыками эскизного многовариантного тонального изображения архитектурной формы.
Для того, чтобы определить художественный замысел и представить себе, как будет выглядеть работа, первоначально выполняют форэскиз, который представляет собой архитектурный рисунок, выполненный в нескольких вариантах (не менее 2-3) « от руки» на бумаге размером 1/16 листа. Объект изображается в основных массах, но с соблюдением пропорций сооружения или его фрагмента. Форэскиз должен четко выявить строение формы и точно передавать характер архитектурных деталей, связь и зависимость их между собой и с целым сооружением.
На стадии форэскиза важно сделать выбор вертикальной или горизонтальной компоновки, определить главный акцент в композиции, предусмотреть место для надписей, подписей, продумать и наметить антураж.
Овладение искусством архитектурного рисунка, усвоение теоретических основ изображения ортогональных проекций и перспективы, построение теней необходимо студенту для успешного процесса эскизирования. Знание основных законов построения гармоничной композиции (зрительное равновесие, выявление центра композиции, соотношение главного и второстепенного и т. д.) позволяет путем выполнения пробных эскизов грамотно проанализировать возможные композиционные варианты.
В дальнейшем, после утверждения одного, наиболее удачного варианта разрабатывается более подробно окончательный эскиз с тщательным построением на листе, соответствующем чистовому чертежу или в два раза меньше. Обычно он выполняется в том же материале, что и окончательная работа.
В эскизе необходимо выявит образные, масштабные, конструктивные и пространственные свойства архитектурного сооружения, наиболее полно передать стиль и характер изучаемого объекта или его деталей.
В эскизе определяется основная тональная композиция – основные соотношения фона, света, теней с выявлением материалов (камень, кирпич, дерево) с построением теней, окончательно выбирается шрифт, его начертание, корректируется размер и место надписей и подписей. Составление эскиза является ответственной частью работы над заданием. На этой стадии студент выступает как автор композиционно-эстетического замысла.
После детального обсуждения с преподавателем и уточнения эскиза можно приступить к выполнению графической части работы.
Если составление эскиза – наиболее ответственная и творческая работа над заданием, то выполнение чертежа в графике (карандаш, обводка тушью, построение теней, отмывка) представляет собой чрезвычайно кропотливую работу, требующую от студента максимальной собранности, целенаправленности, художественной и технической проницательности.
При выполнении основной работы эскиз должен быть все время перед глазами.
Четвертый этап: чистовой ортогональный чертеж. В соответствии с утвержденным эскизом приступают к вычерчиванию чертежа в карандаше.
КОНТУР.
Рис. 19 Пример чертежа архитектурной детали с построением теней для отмывки
Выполнение чертежа рекомендуется вести в такой последовательности: очень тонкими, но четкими линиями без нажима наносятся основные габариты объекта, надписей, основные элементы антуража. Проверив и убедившись в правильности расположения прорисовываются детали, шрифт. В последней части работы ведется прорисовка декора-орнамента, барельефов, скульптуры (если таковые есть). При выполнении чертежа от общего к частному появляется возможность своевременно проверить правильность задуманного композиционного замысла.
Для прорисовки архитектурных деталей и работе на обычной чертежной бумаге, имеющей гладкую фактуру, пользуются карандашами твердости 2Т;Т;ТМ;2Н;Н;НВ. Иногда рекомендуется архитектурные элементы, насыщенные сложным рисунком орнамента (капители, барельефы, порезки и т.д.), выполненные в мелком масштабе, прорисовать карандашом средней твердости без обводки тушью. При отмывке контур почти исчезает, а форма читается за счет границ тона.
ТЕНИ. На обведенном тушью чертеже по правилам начертательной геометрии строятся собственные и падающие тени. За направление светового луча принимается диагональ куба, такое направление наиболее выгодно для выявления формы и позволяет легко строить тени. Особенно наглядно показано построение теней на архитектурных профилях в книге А.Г. Климухина. Тени не обводятся, оставляются вычерченными в карандаше.
Пятый этап: отмывка чертежа фасада архитектурного сооружения тушью.Последний завершающий этап выполнения чертежа – отмывка, с помощью которой создаются и выявляются: художественная пластика архитектурной формы, композиционный строй, рельефность, цвет, фактура изображаемого объекта.
Для передачи характера архитектуры изучаемого сооружения, его объемно-пространственной структуры и осуществления композиционного замысла автора применяют соответствующий прием и характер отмывки. Чертеж может быть выполнен в двух вариантах : в насыщенной, интенсивной гамме, а очень контрастной манере и легкой воздушной.
Процесс отмывки основан на нескольких принципах последовательный переход от общего к частному, условная разбивка чертежа на планы, первоначальная проработка плоскостей в свету, а затем в тени, с последующей моделировкой архитектурной формы.
Перед отмывкой бумагу следует промыть водой.
Отмывку в первой стадии работы начинают с отделения освещенных поверхностей от неосвещенных; тени покрывают ровным светлым раствором несколько раз. К концу работы для получения темных тонов в глубоких тенях можно перейти к более темному раствору туши [1,стр. 131-133].
Рис. 20 Капитель колонны храма Карнак в Фивах. Студенческая работа.
Следующая стадия работы начинается с определения количества планов (Компоновка листа состоит из нескольких основных «планов». Под словом «план» здесь подразумеваются вертикальные поверхности, параллельные фасадной плоскости проекции, как бы удаленные от зрителя на разные расстояния), которые надо передать в отмывке. При отмывке детали, как правило требуется передать два крупных плана: передний и дальний. Первый план имеет свои более мелкие планы. По закону воздушной перспективы светлые поверхности на дальних планах темнее, на ближних – светлее. Поэтому двумя-тремя слоями туши покрывают дальний план, чтобы отделить его от ближнего. Затем лессировкой намечают более мелкие планы на ближних формах. Чем дальше план, тем большим количеством слоев туши покрывается в свету поверхность бумаги. На первых порах это надо делать осторожно, светлым раствором туши, оставляя на последнюю стадию работы окончательное выявление планов.
Оттушевку форм начинают с определения самых светлых мест в отмывке (бликов). Нам уже известно, что такими поверхностями являются те, на которые световой луч падает по нормали или близко к ней. Бумагу в этих местах не покрывают тушью с самого начала отмывки, особенно на первых планах, чтобы иметь возможность дать как можно больше градаций и сохранить свежесть работы.
Чем больше наклоняется луч света к поверхности, тем освещенность поверхности меньше, и тем больше количество слоев туши следует положить в этом месте не бумагу. Эта задача выполняется в слоевой или размывной технике. При этом каждым слоем туши следует покрывать и все тени, чтобы сохранить контрастное соотношение света и тени.
Затем переходят к выявлению формы в тени. так как падающие тени темнее собственных, то несколькими слоями туши утемняют падающие тени. Если даже надо осуществить переход от собственной тени к падающей на криволинейной форме (стволе колонны, валике, каблучке и т.д.), то резкой границы между падающей и собственной тенью быть не должно, переход должен быть сделан мягко, постепенно, с помощью размывки края тушевого слоя водой.
Самое светлое место в тени – это рефлексы. Поэтому, утемняя собственные и падающие тени, оставляют более светлыми рефлексирующие части.
Падающие тени делаются темнее там, где поверхность обращена нормально к направлению луча света. Самые темные тени – это тени в замкнутых пространствах. При отмывке падающей тени существует два подхода: 1 – тень темнее от края, ближе к телу, бросающему тень; 2 – тень темнее по контуру. В работе нельзя сочетать эти два подхода, а выбор их зависит от характера объекта, сложности его формы (особенно в тени) и условий освещенности (южный или северный район расположения объекта).
В соответствии с правилом воздушной перспективы на ближайших к зрителю планах светотеневую моделировку формы надо выдерживать в контрастных соотношениях, на дальних – в нюансных.
Отмывку надо вести от светлого к темному, пропуская с каждым последующим слоем туши те части чертежа, которые должны оставаться светлее и от более крупных форм к более мелким.
На последней стадии отмывки, слабыми тонами лессируют дальние планы и по мере надобности, несколько усиливают тени на ближних. Все светотеневые отношения доводят до наибольшей выразительности.
На протяжении всей отмывки надо сохранять контрастное соотношение между тенями и освещенными частями формы.