I. Нормы литературного языка

I. Нормы литературного языка

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

...Поэты наши (с, з)делали д...бро уже тем что разнесли благ...звучие, (до)толе (н...)бывалое. (Н...)знаю в какой другой литературе показали стих...творцы такое бе...конечное разн...бразие о?тенков звука, чему (от)части разумее...ся способствовал сам поэтический язык наш. У каждого свой стих и свой особен?ый звон. Этот метал?ический, бронзовый стих Державина которого до сих пор не может еще п...забыть наше ухо; этот густой как смола или струя столетн...го токая стих Пушкина; этот с…яющий праз?ничный стих Языкова вл...тающий как луч? в душу весь соткан?ый из света; этот облитый ар...матами (полу)дня стих Батюшкова сладос?ный как мед из горного ущелья; этот ле..кий воздушный стих Жуковского п...рхающий как (н..)ясный звук эоловой арфы; этот т...ж...лый как(бы) вл...чащийся по земле стих Вяземского проникнутый подчас едкой щ...мящ...й русской грустью, — все они точно разн..звон?ые к..л..к..ла или бе...числе(н, нн)ые клав...ши одного велик..лепного органа разнесли благ...звучие по русской земле.

Задание 2. Проставьте ударения в словах. С пятью из них составьте предложения. Запишите эти предложения, указав место постановки ударения в использованных словах.

Вероисповедание, партер, жалюзи, диспансер, газопровод, августовский, красивее, закупорил, нефтепровод, бармен, феномен, сосредоточение, гальванометр, километр, христианин, кулинария, наркомания, флюорография, асимметрия, договор, большие средства, заключит, начавший, новорожденный.

Задание 3. Определите значения паронимов. С тремя парами из них составьте предложения, так чтобы определить различия в их значении.

Например:наследие (духовная сфера) — наследство (материальная сфера): Отец оставил мне в наследство этот дом. — Роман «Евгений Онегин» — важная составляющая творческого наследия А.С. Пушкина.

Себялюбие — самолюбие, союзник — сообщник, эффектный — эффективный, гуманистический — гуманный, искусный — искусственный, невежа — невежда.

Задание 4. Подберите антонимы к словам в каждом из указанных значений.

Например: дорогой (сервиз) — дешевый, дорогой (человек) — нелюбимый, неблизкий и т.д.

Свежий (хлеб, журнал, молоко, ветер, взгляд); горький (участь, лекарство).

Задание 5. Составьте словосочетания, соблюдая нормы управления.

1. Обвинять, осуждать (неискренность).

2. Отличать, различать (гласные и согласные звуки).

3. Уверенность, вера (победа).

4. Оплатить, уплатить (проезд).

Задание 6. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Например: грузины — грузин.

Колготки, караты, блюдца, туркмены, турки, баклажаны, граммы, рельсы, туфли, яблоко, доля, армянин, казах, помидоры, шило, яблоко, кино, вольты, граммы, полотенца, туфли, ботинки

Задание 7. Исправьте лексические, грамматические и стилистические ошибки в предложениях.

1. В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы.

2. Промотав все состояние, ему нечего было оставить

детям.

3. Печорин лишает любимого коня Казбича.

4. Первое полгода пролетело быстро.

5. Все было выполнено согласно приказа.

6. Девушка стала вглядываться к подозрительным теням.

7. Он одел комбинезон и отправился в цех.

8. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России.

9. В конце учебного года всем раздали списки рекомендательной литературы.

10. Войдя в автобус, не забудьте оплатить за проезд.

ВАРИАНТ № 2

I. Нормы литературного языка

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания.

...Поэты наши (с, з)делали д...бро уже тем что разнесли благ...звучие, (до)толе (н...)бывалое. (Н...)знаю в какой другой литературе показали стих...творцы такое бе...конечное разн...бразие о?тенков звука, чему (от)части разумее...ся способствовал сам поэтический язык наш. У каждого свой стих и свой особен?ый звон. Этот метал?ический, бронзовый стих Державина которого до сих пор не может еще п...забыть наше ухо; этот густой как смола или струя столетн...го токая стих Пушкина; этот с…яющий праз?ничный стих Языкова вл...тающий как луч? в душу весь соткан?ый из света; этот облитый ар...матами (полу)дня стих Батюшкова сладос?ный как мед из горного ущелья; этот ле..кий воздушный стих Жуковского п...рхающий как (н..)ясный звук эоловой арфы; этот т...ж...лый как(бы) вл...чащийся по земле стих Вяземского проникнутый подчас едкой щ...мящ...й русской грустью, — все они точно разн..звон?ые к..л..к..ла или бе...числе(н, нн)ые клав...ши одного велик..лепного органа разнесли благ...звучие по русской земле.

Задание 2. Проставьте ударения в словах. С пятью из них составьте предложения. Запишите эти предложения, указав место постановки ударения в использованных словах.

Вероисповедание, партер, жалюзи, диспансер, газопровод, августовский, красивее, закупорил, нефтепровод, бармен, феномен, сосредоточение, гальванометр, километр, христианин, кулинария, наркомания, флюорография, асимметрия, договор, большие средства, заключит, начавший, новорожденный.

Задание 3. Определите значения паронимов. С тремя парами из них составьте предложения, так чтобы определить различия в их значении.

Например:наследие (духовная сфера) — наследство (материальная сфера): Отец оставил мне в наследство этот дом. — Роман «Евгений Онегин» — важная составляющая творческого наследия А.С. Пушкина.

Себялюбие — самолюбие, союзник — сообщник, эффектный — эффективный, гуманистический — гуманный, искусный — искусственный, невежа — невежда.

Задание 4. Подберите антонимы к словам в каждом из указанных значений.

Например: дорогой (сервиз) — дешевый, дорогой (человек) — нелюбимый, неблизкий и т.д.

Свежий (хлеб, журнал, молоко, ветер, взгляд); горький (участь, лекарство).

Задание 5. Составьте словосочетания, соблюдая нормы управления.

1. Обвинять, осуждать (неискренность).

2. Отличать, различать (гласные и согласные звуки).

3. Уверенность, вера (победа).

4. Оплатить, уплатить (проезд).

Задание 6. Поставьте существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Например: грузины — грузин.

Колготки, караты, блюдца, туркмены, турки, баклажаны, граммы, рельсы, туфли, яблоко, доля, армянин, казах, помидоры, шило, яблоко, кино, вольты, граммы, полотенца, туфли, ботинки

Задание 7. Исправьте лексические, грамматические и стилистические ошибки в предложениях.

1. В качестве материала для романа «Война и мир» Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы.

2. Промотав все состояние, ему нечего было оставить

детям.

3. Печорин лишает любимого коня Казбича.

4. Первое полгода пролетело быстро.

5. Все было выполнено согласно приказа.

6. Девушка стала вглядываться к подозрительным теням.

7. Он одел комбинезон и отправился в цех.

8. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России.

9. В конце учебного года всем раздали списки рекомендательной литературы.

10. Войдя в автобус, не забудьте оплатить за проезд.

ВАРИАНТ № 2

Наши рекомендации