Механические модели идеализированных тел
Необходимо отметить, что все законы реологии разработаны для идеальных тел. Известны три основные модели идеализированных материалов: идеально упругое тело (по Гуку), идеально пластическое тело (по Сен-Венану), идеально вязкая жидкость (по Ньютону).
Механической моделью вязкой жидкости является демпфер (рис. 13.1, а), или тело Ньютона. Идеально вязкая жидкость характеризуется тем, что напряжения в ней пропорциональны скорости деформации.
Вязкое течение происходит под действием любых сил, как бы малы они ни были, однако скорость деформации при уменьшении сил уменьшается, а при их исчезновении обращается в нуль.
Моделью упругого твердого тела является пружина (рис. 13.1, б), или тело Гука. Идеально упругое тело — это система, в которой энергия, затраченная на деформацию, накапливается в теле и может быть возвращена при разгрузке.
Рис. 13.1. Механические модели, отражающие простые реологические свойства материалов:
а - тело Ньютона;
б — тело Гука;
в — тело Сен-Венана;
г — тело Рэнкина
Модель идеально пластичного тела изображается в виде пары трения и определяется как тело Сен-Венана (рис. 13.1, в). Оно неподатливо при нагрузке ниже предела текучести, а после его превышения неограниченно деформируется. Предел текучести — это реологическая константа элемента пластичности. При изучении структурно-механических свойств пищевых продуктов их испытывают на разрушение, которому предшествуют мгновенные необратимые деформации.
Модель твердого тела, или тело Рэнкина, изображается как пара сцепленных пластин (рис. 13.1, г). Реологическая константа данного элемента — предел прочности. Если при осевом нагружении достичь предела прочности, сцепленные пластины необратимо разъединяются.
Необходимо отметить, что ни один из реальных пищевых продуктов не может быть полностью описан ни одной из моделей идеальных тел. В большинстве своем пищевые продукты соответствуют сложным моделям, представляющим собой комбинацию простых, т. е. являются упругопластичными, упруговязкими или вязкопластичными телами, причем в зависимости от условий (температуры, влажности, давления, способа и скорости приложения нагрузки) превалируют то одни, то другие свойства. В связи с этим при изучении реологических свойств продукта обязательно должны быть четко указаны условия проведения испытаний, в противном случае полученные результаты будут несопоставимы.
Свойства жидкостей
К жидкостям относятся вещества, у которых при постоянном напряжении сдвига θ наблюдается течение (деформация ε) с постоянной или переменной скоростью. Свойства жидкостей могут проявляться и у пластичных тел после превышения предела текучести.
При простом течении ньютоновской жидкости с напряжением θ возникает деформация с определенной скоростью сдвига γ. Отношение напряжения сдвига к скорости деформации сдвига является реологической константой жидкости и называется ньютоновской вязкостью η:
Для неньютоновских жидкостей вязкость является функцией скорости сдвига, поэтому ее называют «кажущейся» или эффективной вязкостью ηЭф (Па • с), которая достаточно полно характеризует поведение текучего материала.
Рис. 13.2. Неполные кривые течения (а) и функции вязкости (б):
1 — ньютоновской жидкости;
2 — дилатантной жидкости;
3 — структурно-вязкой жидкости;
4— нелинейного пластичного тела;
5— линейного пластичного тела
Определение эффективной вязкости предусматривает измерение значений (θ, γ) в широкой области у для построения кривой течения и функции вязкости.
Для характеристики жидкостей используют кривые течения — реограммы, представляющие собой графическую зависимость напряжения сдвига от скорости деформации в условиях простого сдвига.
Реограмма ньютоновских жидкостей представляет собой прямую линию 1 (рис. 13.2), проходящую через начало координат. Все кривые течения 2-5, которые отклоняются от прямой линии, соответствуют неньютоновским жидкостям. При этом кривая 2 отражает дилатантное течение, характерное в основном для концентрированных дисперсных систем, при котором с увеличением скорости деформации наступает «затруднение сдвига» (при высокой концентрации дисперсной фазы вследствие образования пространственной структуры возникает предел текучести); кривая 3 — псевдопластичное течение, что характерно для «сдвигового размягчения» вследствие разрушения структуры с увеличением скорости деформации; кривая 4 — нелинейное пластичное течение, характерное для большинства пластичных тел.
Линейный участок кривой 5 характерен для бингамовских тел и соответствует идеальному пластичному течению.
Таким образом, эффективная вязкость неньютоновских жидкостей состоит из двух компонентов:
1 — неньютоновской вязкости η∞, основанной на внутреннем трении жидкости и представляющей собой физическую константу материала;
2— структурного сопротивления ηЭф (γ) — ηЭф, зависящего от структурного состояния дисперсных систем и являющегося функцией скорости сдвига γ.
Свойства твердых тел
Твердые тела в зависимости от упругости бывают гуковскими и негуковскими.
Гуковское тело — это идеально упругое тело, состояние которого описывается уравнением Гука
где G — модуль упру гости.
После снятия нагрузки, отдавая накопленную энергию, гуковское тело без запаздывания возвращается в исходное состояние.
Однако среди твердых тел встречаются такие, поведение которых не соответствует поведению идеально упругого тела. Такие тела называются негуковскими.
Для негуковского твердого тела с нелинейной упругостью
При этом модуль сдвига является функцией деформации, что характерно, например, для пористых пенообразных пищевых материалов. В связи с этим, как и для неньютоновских жидкостей, вводят понятие эффективного модуля упругости GЭф. Если напряжение не превышает предела текучести (или прочности) твердого тела, соотношение между напряжением сдвига и деформацией описывается уравнением
На рис. 13.3 приведены графики зависимости деформации ε от времени деформирования τ при постоянном напряжении для твердых, твердообразных, жидких и жидкообразных структур пищевых продуктов.
Рис. 13.3. Схема зависимости деформации ε от времени τ при постоянном напряжении
Для идеально твердых тел (рис. 13.3, а) основной характеристикой является модуль упругости, определяемый по величине упругой, исчезающей после снятия напряжений деформации εупр. Определить вязкость твердого тела не представляется возможным из-за отсутствия у него пластической остаточной деформации (εост= 0).
Измерение величины упругих деформаций и модулей у некоторых твердых (кристаллических) структур также связано со значительными трудностями из-за малой величины этой деформации, хрупкости. Для таких тел определяют прочность или критическое напряжение разрушения структуры. При этом испытуемый образец нагружают постепенно, увеличивая напряжение до критического, соответствующего разрушению структуры. В структуре постепенно развиваются дефекты (например, трещины). Критическое напряжение, или прочность, бывает значительно меньше, чем модуль упругости, определенный по величине мгновенной упругой деформации, протекающей в доли секунды.
У идеальных, или истинных, жидкостей (рис. 13.3, б) представляется возможным определить только вязкость, так как вся получаемая деформация является остаточной (εоct = 0) и после снятия нагрузки не исчезает.
У идеально твердых тел и жидкостей по указанным выше причинам нельзя определить период релаксации напряжений.
У большинства продуктов можно определить как упругие, так и остаточные деформации и по ним рассчитать модули упругости, вязкость и период релаксации. На рис. 13.3, в представлен пример для твердообразных, а на рис. 13.3, г — для жидкообраз-ных продуктов.
Таким образом, многочисленные реальные твердые тела обладают мгновенной обратимой упругостью и запаздывающей упругостью, а после превышения предела текучести возникает пластичное течение.
Пищевые продукты и полуфабрикаты, такие, как тесто, творожные массы, мясные и рыбные фарши, мясо, шпик, фруктовые и овощные пюре, джемы, повидло, сливочное масло и маргарины, кремы, относятся к пластично-вязким твердообразным структурами, и их деформационное поведение, или течение, отличается от поведения ньютоновских жидкостей или твердых тел.
Для неразрушенных структур существует два основных типа кривых кинетики деформации.
В первом случае (рис. 13.4, а) приложенное напряжение меньше предела текучести (Р<Рт). Этот тип встречается очень редко, например, при действии малых напряжений на пищевые студни деформация может быть полностью обратимой.
При мгновенном действии напряжения возникает упругая деформация 80 как мгновенная реакция тела на внешнее воздействие О А. Ее величина определяется силами первичных химических связей. Вслед за мгновенной, упругой развивается уже во времени высокоэластичная деформация, также обратимая по величине А С. Ее величина характеризует силу связи между отдельными макромолекулами и их звеньями. Деформация достигает некоторого максимального значения εmах и далее не меняется, так как действующее напряжение уравновешивается силами внутреннего сопротивления тела, конечный участок кривой является линейным. В точке С напряжение снимают (Р = 0), деформация спадает до нуля по кривой CDF, система полностью восстанавливает свою форму.
В большинстве случаев для реальных пищевых систем приложенное напряжение превышает предел текучести (Р> Рт) и получается кривая, изображенная на рис. 13.4, б.
При мгновенном действии напряжения возникает упругая деформация ε0 как мгновенная реакция тела на внешнее воздействие.
После возникновения мгновенной упругой деформации обнаруживается непрерывное нарастание остаточной деформации, переходящее в пластическое течение. Остаточная деформация нарастает с постоянной скоростью, которую можно охарактеризовать tg α, a максимальная деформация εmах за время действия нагрузки τ определяется отрезком, отсекаемым на оси ординат касательной к конечному участку кривой.
В точке С напряжение снимают, происходит своеобразный «отдых» образца, при этом упругая деформация исчезает.
ε0 = ОА = CD, и идет восстановление эластической деформации. С увеличением времени кривая DF будет приближаться к некоторому конечному значению остаточной деформации εост.
По кривой кинетики деформации кроме предела упругости можно найти модули мгновенной упругости сдвига, эластичности и другие характеристики.