Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя?
Блажен тот раб, которого господин его пришед найдет поступающим так (Матфея 24:45-46).
К ужасу идеалистов, которые рассматривают существующую власть типичного современного пастора чрезмерной, здесь мы видим, что именно те, кого Господь призвал кормить Своих овец, "поставлены над своими слугами". Учитывая важность хорошей духовной пищи для Его народа, Господь сделал "главного повара" управителем над всем Своим домом. Но это не означает, что он должен все делать лично сам.
Из этого отрывка мы видим также чрезвычайную важность своевременности. Некоторые виды пищи своевременны только в определенное время года и даже в определенное время дня. Господь ожидает от Своих пастырей чувства времени и понимания истинных нужд тех, кому им доверено служить. "Чувственный раб" тот, кто дает в Его доме их пищу "во время свое". Эта работа сама по себе требует полного времени.
Любить Господа и ухаживать за овцами
В 21 главе Евангелия от Иоанна Господь спросил Петра, любит ли он Его. После утвердительного ответа Петра, Господь, в буквальном переводе, повелел Петру: "Корми агнцев Моих". Затем Господь снова спросил Петра и после утвердительного ответа повелел ему: "Ухаживай за овцами Моими". После третьего раза Он повелел Петру: "Корми овец Моих". Здесь Господь фактически дает три различных наставления Петру. Первое кормить агнцев, затем ухаживать за овцами и наконец кормить овец.
Господь показал различие между "кормлением" и "ухаживанием" и большинство пасторов согласятся с тем, что такое различие есть. Кормить овец означает вести их на хорошую пажить. Ухаживать за ними значит защищать их от хищников и паразитов, заботиться о них, когда они заболевают, прекращать драки и т.д., что представляет собой типичные обязанности современных пасторов. Господь также провел различие между ягнятами и овцами, заботясь о том, чтобы ни одна группа не была забыта.
Важно также, чтобы ягнята были накормлены раньше овец. Если о ягнятах не позаботиться сначала, о них часто забывают. Но при этом дано повеление кормить и тех, и других. Для многих бывает трудно найти в этом вопросе равновесие. Они часто уделяют больше внимания подготовке пищи либо для молодых верующих, либо для более зрелых. Чтобы иметь здоровое стадо, нельзя забывать ни об одной, ни о другой группе.
В этом отрывке речь идет и о детях в прямом смысле, а не только о духовных. Многие церкви пытаются поставить детей на такое место, чтобы они могли служить взрослым. В этом случае наши приоритеты становятся с ног на голову. Господь хочет, чтобы мы заботились сначала о детях, а потом в взрослых, чтобы они не были позабыты и оставлены. Если наш высочайший приоритет ориентирован на детей, когда они станут взрослыми, многие из них сами будут пастырями и не будут требовать нашего постоянного внимания и служения.
Примечательно также, что Господь основывал ответственность Петра перед овцами на его любви к Нему, а не только к овцам. Конечно, Петр должен был любить овец, но основываться это служение должно было на любви к Господу, а не к людям. Первая заповедь состоит в том, чтобы любить Господа, а уж вторая в том, чтобы любить друг друга. Если мы поменяем их местами, то это не будет той истинной и благочестивой любовью, которая должна быть в основании нашего служения. Если мы любим Господа больше, чем Его людей, мы будем любить Его людей больше, чем если бы мы любили их больше, чем Его. Если мы любим людей или служение больше, чем Господа, мы станем идолопоклонниками и в конечном итоге превратимся в преграду между Господом и Его народом, присвоив себе то, чем обладает Он. Чем больше мы любим Господа, тем больше мы будем склонны к тому, чтобы должны образом заботиться о Его народе.
Область разума
Именно в этой сфере "заботы" за овцами значительная часть истинных пасторских обязанностей была захвачена философиями, основанными на мирском гуманизме. Одна из основных нужд христианина с момента рождения свыше состоит в том, чтобы обновить свой разум, в чем Павел наставлял римлян:
Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего;
И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная (Римлянам 12:1-2).
В соответствии с этим местом Писания наш разум должен обновиться, прежде чем мы сможем познать, что есть воля Божья. Чтобы христианин "ходил во свете", у него должны быть перспектива, знание и понимание, отличающиеся от тех, что преобладают в этом мире. Тем не менее область знания и понимания почти повсеместно передана миру во всем, от образования до психического здоровья. И образование, и "психическое здоровье" очень важны для пасторского служения в церкви. В этом вопросе должен быть наведен порядок, чтобы пасторское служение заняло должное место в церкви.
Многие христиане продолжают мыслить и воспринимать все с мирской точки зрения, поскольку мир контролирует развитие их разума. Это находится в прямом противоречии с Духом. В послании к Ефесянам читаем:
Потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, —
Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, А обновиться духом ума вашего И облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Ефесянам 4:21-24).
Мирская образовательная система и философия психического здоровья находятся в явном противоречии с процессом обновления, который изменяет нас в подобие Христа. Фактически почти все в этих философиях пропагандирует развитие и преобладание того, о чем Писание говорит как о "ветхом человеке", "плотском человеке" или "плоти". Можем ли мы ожидать от наших детей, что их разум будет формироваться во Христе и у них будет духовное понимание, если мы отдаем их в светские школы, основанные на религии мирского гуманизма?
ЧАСТЬ II