Ньюпорт. (пашка. взгляд со стороны). 8 страница
В небе болтались ещё два F-14. Во время всей неприятности под ними удобно распластал свою палубу английский авианосец. Но англичане, понятное дело, и не подумали принять тяжёлых «Котов» на неприспособленный аэродром-палубу, преспокойно наблюдая, как те некоторое время вытворяли агонизирующие выкрутасы в воздухе. Экипажи завывали в эфире об отказе бортовых систем, честно пытаясь совладать с непослушными машинами (две, три минуты – не больше), но бережное и трепетное отношение к собственной заднице, заученно потянуло руки к кнопкам аварийных катапульт.
Два новейших «Лайтнинга» (вертикального взлёта-посадки) плюхнулись (в буквальном смысле слова – плюхнулись) на палубу «Арк Ройал». Британцы были уже и не рады, что согласились принять на борт терпящие бедствие американские самолёты. Один из F-35 чуть не снёс антенны, изрядно испоганил палубу, ещё и расплескав керосин (не пожелал сбрасываться подвесной топливный бак), заставив напрячься палубных рабочих и противопожарную команду. В связи с этим, спешившиеся американские лётчики не встретили на английском корабле особой теплоты и душевности.
Большинство самолётов-заправщиков удачно вернулось на базы США в Англии. КС-135, тяжело прогудев над Северной Ирландией, снижаясь над почти одноимённым морем, сотрясая воздух над землями десятка графств, приземлились на базах близ Оксфорда и Вудбриджа.
* * *
Самолёты над Ираком уже подстерегала куча неприятностей, потому как провести такую широкомасштабную акцию в полном секрете не удалось. Группы террористов из сопротивления попытались занять позиции в непосредственной близости от баз, но американцами были проведены ряд операций по зачистке территорий. Кое-где продолжали вестись бои, но большинство аэродромов были готовы принять пополнение. Самолёты на больших и средних высотах приближались к базе, потом резко снижались, задирая носы на критических углах атаки перед самой посадочной полосой. Пилоты мягко приземляли тяжёлые машины, тормозили, врубая двигатели на реверс. Асы, однако!
Не смотря на все предпринятые меры безопасности, один самолёт был сбит на подлёте, вспухнув огненным шаром, роняя горящие обломки на высушенную солнцем землю. Вертолёты сопровождения рассыпались веером вокруг базы в поисках противника, загнав, изрешетив и зенитчика-одиночку, и двух несчастных осликов, случайно оказавшихся недалеко от военного аэродрома. А может и не случайно – уж больно подозрительная поклажа висела с боков этих четвероногих пособников террористов. Три или четыре (по разным данным) С-17 были повреждены, но благополучно сели. А потом случилось – пошли глюки электроники!
Техника садилась одна за другой, едва самолёт заканчивал пробег и сруливал с взлётной полосы, уже другой касался колёсами бетона. Хоть пилот и видит визуально полосу, тревожные сигналы контрольных приборов проигнорировать не может. Кому-то повезло уйти на второй круг и там получить возможность разобраться - что за чертовщина происходит с показаниями аппаратуры и далее совершить новую попытку посадить машину. А кто-то, размазывая дюраль брюха, роняя от удара движки и плоскости, сунулся, осыпая бетонку искрами. Кому-то везло - аварийно севшие самолёты не взрывались и их успевали потушить, экипаж и пассажиры, с побелевшими лицами выпрыгивали на твёрдую спасительную землю.
Случились свои проблемы и у вертолётов прикрытия. Правда геликоптеры, за малым исключением особо «болезных», самое худшее - удачно опускались на авторотации. Но некоторые пилоты, начинали орать в эфир о своих неполадках и экстренных посадках. К экипажам, слегка побитым и покалеченным, но живым, спешили спасательные отряды на бронетехнике. И тоже от случая к случаю – когда подбирали попаданцев, а когда раньше успевали иракские боевики, и глаза рейнджеров наливались кровью, при виде растерзанных тел. Иногда сами спасатели, прибыв к месту крушения, попадали в засаду, встревали в бой и взывали по радиосвязи о помощи.
* * *
Афганистан! Опыт ведения партизанской войны отточен афганцами ещё на советских солдатах. Естественный отбор в купе с пулями автомата «Калашникова», снарядами «Града» и НУРСами с Ми-24 вывел целую породу людей отучившихся работать с мотыгами, переточив руки на спусковые крючки. Американцы, конечно, внесли некоторые новшества в тактику моджахедов, но в целом ничего не изменилось. Как уже ранее говорилось, после неприятностей у американцев на континенте и в морях, штатовцев стали гнать и рвать, как побитых собак. В Афганистане, даже в районах, где у них был налажен совместный бизнес с местными князьками по производству наркотиков, начались непредвиденные проблемы. Отношения и до того были натянуты, но деньги сдерживали многих непримиримых. Свою лепту в подрыв связей с партнёрами по бизнесу неожиданно внесли русские.
Со спутников регулярно вычисляя плантации наркосодержащих мака и конопли, официальная Москва постоянно обращалась к руководству США с предложениями уничтожить то или иное обнаруженное поле с криминальным урожаем. Подобные показушные акции иногда и проводились. Вот и в этот раз русские уже неделю забрасывали оккупационное командование в Афганистане новыми координатами и фотографиями с орбиты уже известного центра производства наркотиков - провинцией Гельменд. (Согласно договорённости с Вашингтоном подобные вопросы могли решаться напрямую, минуя округ Колумбия).
Генерал-лейтенант Винсент Прукс возглавляющий третью армию, входящую в состав Центрального командования войск США в регионе, лично обещал взять дело под свой контроль, предпринять ряд мер по проверке данных, выявлению и возможно оперативному реагированию.
Янки тянули, тянули, а потом у американцев начались новые проблемы, в том числе и в Афганистане. Оккупационному командованию стало не до русских запросов. Генерал Прукс велел, что бы его больше не беспокоили по таким пустякам и отсылать этих «иванов» куда подальше. Тем более он знал про те плантации – туда как раз на встречу с главой клана отправилась агенты ЦРУ.
Надо сказать, что эти энергичные парни из вышеупомянутого управления, старательно отрабатывая свой кусок хлеба с маслом, регулярно посещали всякие экзотические и травянистые места в основном пыльного и скалистого Афганистана. Пили со старейшинами чай, вели степенные беседы и нормально так забывали там кейсы да чемоданчики с пачками нарезанных бумажек зеленоватого цвета. В то время как более мускулистые служивые ускоренно забивали транспортные вертолёты тюками маковой продукции, реализуя неофициальную версию администрации США - «несём демократию во все страны»!
Русские отреагировали с беспрецедентной наглостью. Доклад, что плантация и склады с продукцией подверглась ракетному или бомбовому удару, вызвал поначалу недоумение, потом взрыв бешенства. Самое большое горе было в том, что все доверенные люди, как англосакского, так и пуштунского происхождения, плохо пережили воздушный удар. То есть, совсем не пережили.
Негодующие и возмущённые доклады вышестоящему военному начальству напоролось на весьма сдержанные ответы, к вящему недоумению генерал-лейтенант Прукса - до него ещё не дошла информация о сбитых американских баллистических ракетах, нацеленных на Россию.
Хуже другое – афганские главы кланов посчитали, что удар нанесли сами американцы, и теперь более, менее дружеские племена пополнили ряды сопротивления.
И естественно информация о массированной переброске войск не прошла мимо «Аль-Каиды». Там даже успели спланировать ряд акций, провести отвлекающие атаки, оттянув часть сил американцев в ранее спокойные районы страны. Но и для афганцев события, развернувшиеся в небе, оказались и сюрпризом и неожиданностью – вместо обещанных десятков самолётов, к аэродромам приближались единицы, почти без прикрытия ударных вертолётов. Долго всматриваясь в безоблачное небо, наблюдатели тщетно пытались обнаружить безпилотники. Командиры исламистов стали даже подозревать, что их переиграли - слишком всё шло гладко, и ожидали какого-то подвоха. Что-то непонятное творилось со связью – мобильной и спутниковой. На удивление новенькие «Стингеры» отказывались ловить цели – ракеты ушли мимо. Но и старых русских «Дегтярёвых», 57-мм автоматических зенитных пушек "С-60" и РПГ хватило, что бы проредить в небе, сбивая беспомощные тяжёлые транспортники.
Часть самолётов вообще не долетела до границ Афганистана, совершая вынужденные, порой катастрофические посадки. Тому способствовала гористая местность. Пилот одного из С-17, решив возвращаться на авиабазу, не смог до неё дотянуть и совершил почти удачную посадку на хлопковом поле в Киргизии, где у экипажа и пассажиров произошла стычка с крестьянами и боевиками религиозного движения «Таза дин».[316]
Самолёты сбивались с курса, оказывались над территорией Узбекистана, кто-то даже запёрся в Таджикистан. Тем, кому повезло все же не разбиться о землю, но не посчастливилось аварийно приземлиться в Афганистане, натыкались на грубую неприветливость и недружелюбие местных, а то и занимали оборону, отстреливаясь, ожидая прибытия подмоги, зачастую пополняя своими персонам списки погибших.
* * *
Как не старались члены Сиро-Нисса направлять свою подрывную деятельность избирательно на врага – волна взбесившихся электронов прокатилась по всему миру. В целом по планете, не смотря на ограничение полётов, в этот день случились несколько авиакатастроф гражданских и военных самолётов. В Китае произошло столкновение скоростного пассажирского поезда с товарняком. Отказали многие спутники, сложилась экстремальная ситуация на МКС, работу станции поддерживали русская дублирующая аналоговая аппаратура. Космонавты экстренно облачились в скафандры, неуклюже ползая по отсекам, пытаясь разобраться в неполадках. Спускаемый аппарат в любую минуту был готов отправить людей на Землю.
Все полёты, как авиационные, так и космические были отменены. Военные и гражданские технические специалисты хватались за голову. Срочно были заглушены многие атомные электростанции. Проходило срочное тестирование всех сложных электронных систем. Выпала из жизни целая серия персональных компьютеров, мобильных телефонов. Автомобили из Детройта либо глохли, либо постоянно барахлили, а на дисплеях бортовых компьютеров высвечивался ряд проблем, начиная от сбоя времени до немыслимого расхода топлива. Кто-то отделался легко, а кому-то досталось по-полной. Количество жертв по всему миру ещё никто не пытался подсчитать. И конечно - убытки, убытки, убытки.
С началом всех невероятных событий Нью-Йоркская и Токийская биржи по понятным причинам перестали работать. Все сделки проводились в более спокойной Европе, но учитывая, что торги полностью доверены компьютеризированным системам, падение и взлёт каких-либо акций стал совершенно неуправляемым и непредсказуемым. Теперь, в свете новых обстоятельств, было решено приостановить любые сделки до нормализации мировой обстановки.
В Европе срочно собрались представители ООН для выяснения, разбирательства и поиска решения выхода из сложившейся ситуации.
Союзники американцев по НАТО столкнулись с не меньшими проблемами с военным электронным оборудованием (во многих случаях оно было американского производства). Предложения о военной помощи звучали уже не столь настойчиво.
Столкнувшись с новыми трудностями, американское противодействие японским войскам ослабло, как на суше, так и на море. Не то что бы техническое превосходство современной армии и флота свелось на нет, кое-что (особенно старая, не модернизированная техника) вполне сносно работало, но привыкшие во всём полагаться на электронику, штатовцы напоролись на новое препятствие в выполнении боевых задач. Подорванная вера в могущество американской армии дополнилась неуверенностью в собственном оружии. Многие пребывали в растерянности, кто-то пытался лихорадочно выправить ситуацию, более трезвые головы даже не удивились, с фатализмом ожидая новых каверз со стороны непредсказуемого противника. Наземные войска лишились подавляющего прикрытия с воздуха. В море самолёты аварийно плюхались на палубы плавучих аэродромов, а лётчики отказывались вновь взлетать на взбесившейся технике. Ослепли радарные, навигационные локаторы, станции обнаружения и управления огнём. Так успешно начавшаяся охота на японские корабли срывалась. Что характерно, вся эта беда не коснулась подводных лодок. Лишь имевшие неосторожность всплыть на поверхность вкусили все прелести электронного удара через растопыренные к верху антенны, и то не все - толстый корпус подводного корабля в некоторой степени послужил защитой от излучения со спутников. Самые неудачливые подранки теперь, осторожничая, брели к родным базам.
Не смотря на то, что большинство транспортных самолётов всё же не рухнуло и кое-как нашло себе места для посадок, порой аварийных, порой в самых неожиданных местах, урон американцам был нанесён колоссальный. К тому же вся эта орава крепких вооружённых мужиков застряла в совершенно не готовых принять такое количество людей аэродромах разных стран. Лишь ничтожная часть самолётов, доведя некоторых пилотов до нервного истощения, долетела до родных берегов. Сражающиеся с агрессором войска не получили должного подкрепления.
Японцы, ведущие ожесточённые бои на континенте, постепенно стали замечать уменьшившуюся активность противника в воздухе, да и вообще. К тому же видимо эмиссары Сиро-Нисса осторожно информировали командование японской императорской армии о неприятностях американцев. И хотя связь между разрозненными японскими частями почти отсутствовала, постепенно информация растекалась среди оккупантов. На некоторых участках боевых действий инициатива снова перешла к японцам, словно получив второе дыхание, азиаты усилили напор и кое-где потеснили деморализованного врага.
В штабе объединённого командования ВС США, наконец, приняли решение принять помощь союзников. Однако, как уже говорилось, союзнички не торопились гнать своих парней под пули и штыки японцев. Большинство, естественно, ссылалось на трудности с доставкой личного состава в связи с неполадками в электронике. Канадцы, входя со звёздно-полосатыми соседями в одну систему обороны, поневоле включились в противостояние, но шокированные потерей элитного отряда и взрывами в портах, вели лишь поиск кораблей противника, и то в основном у своих берегов. К тому же и у них тоже грохнулось пара тройка патрульных самолётов.
До этого, грозный кавказский воитель-правитель Исаак Швили, потрясая кулаками, обещал помощь, но в стране начались волнения, трон под другом Америки зашатался, активизировалась оппозиция, дошло до военных столкновений в столице причерноморского государства, и ему, понятное дело, стало вдруг не до проблем далёких штатов. Порешать бы свои.
Чуть ранее четыре воздушных транспортника, заполненные военными эмиссарами из трёх небольших, но очень независимых государств, успели удачно пересечь океан и приземлиться на военной базе в штате Мэн. Через полчаса сел ещё один С-17, взлетевший с польской земли. Быстро разместив в казармах эстонские, литовские, латвийские и польские подразделения, американцы на время словно забыло о них. Но как только случились очередные, доводящие порой до безумия сбои в электронике, американское командование бросило свежие части затыкать образовавшиеся дыры. Восточноевропейцы вступили в бой. Ко всему ещё страны Балтии и Польша помимо уже ранее отправленных самолётами ограниченных контингентов, решили присоединить к американскому конвою транспорт со сводными частями. Правда, выделенное под это дело грузопассажирское судно «Рихард Томберг» с эстонской командой изначально не торопилось с отправкой. Преодолев часть пути, теперь и вовсе стояло в Шотландском порту на Оркнейских островах, пережидая окончания совместной военной операции Королевского флота и кораблей США.
После долгих споров и обсуждений среди высокопоставленных британских чиновников, военное министерство туманного Альбиона решило отправить 160 человек из 21 полка спецподразделения SAS[317] на американский континент (расщедрились!). Тем более что подвернулся этот незадачливый транспортный «эстонец».
В целом же англичане клятвенно обещали поддержать союзников на море. В штаб-квартире командования Королевского флота в Нортвуде стояла рабочая обстановка. На американские неприятности чопорные британские офицеры смотрели с высоты национальных особенностей и характера – флегматично и невозмутимо. Настрой у моряков был боевой, чего не скажешь о премьере и всём Кабинете министров.
Изначально Королевский флот фланировал не далее двухсот миль от берегов, но по упрямому настоянию адмиралов, часть кораблей всё же выдвинулась навстречу японской эскадре. Тем более что если американская аппаратура сбоила, то британская электронная начинка в большинстве оригинальная, то бишь своя доморощенная, работала прекрасно, ну или почти. Задача, конечно, усложнялась, потому, как американские корабли оказались не совсем дееспособны, но бриты народ упрямый и были весьма уверены в своих силах. Американцы, потеряв свои самолёты обнаружения, столкнувшись с дисфункцией локаторов, оказались слепы как котята и готовы были уже отменить свою операцию поиска и уничтожения крупного японского соединения кораблей. Но с удивлением узнав, что британцы вполне боеспособны, униженно попросили о помощи.
Спешно протестировав бортовое оборудование и оружие, специалисты обнаружили - непонятная электронная зараза поразила лишь последние модификации техники. Так, например, операторам американских эсминцев УРО «Арли Бёрк» и «Бэрри» сработанных в 1991 и 1992 годах соответственно, после нескольких перезапусков компьютеров и РЛС обнаружения компании Norden, удалось добиться приемлемого сигнала. Навигационные станции SPS-64 глючили, но выпущенная на той же фирме (Raytheon) станция управления огнём при тестировании не показывала никаких неполадок.
Нечто похожее наблюдалось и на прошедших недавно лёгкую модернизацию фрегатах «Николас» и «Кэрр». Более менее дееспособным (на сомнительный взгляд командира корабля) выглядел крейсер «Анцио». Но он оказался от вражеской эскадры дальше всех, и теперь форсируя газовые турбины, пытался максимально сблизиться с противником. А вот новейший эсминец «Майкл Мёрфи» выпуска 2011 года совсем скис.
Но самой большой проблемой для любителей воевать не числом, а уменьем, к тому же не входя в зону ответного огня противника, стала накрывшаяся глобальная система позиционирования - GPS. Многие американские военные чувствовали себя ущемлёнными, обделёнными и даже несчастными. Потому что привыкли и хорошо им было обнаружить цель в любой точке мира, сидя где-нибудь в далёком Колорадо и уничтожить её с не меньшего далека.
Одно из самых больших и неприятных сюрпризов преподнесло высокоточное и в частности ракетное оружие.
Обильно подрасстреляв в Ираке и Югославии крылатыми «Томагавками», распространители демократии полностью обновили парк этих ракет. Теперь же оказалось что: новый «томагух» хуже старых двух. Озадаченные американцы, столкнувшись с «инфекцией» электроники даже произвели пробные стрельбы. Благо в океане можно было выловить вполне удобную и беззащитную (в плане диполей и радиопомех) мишень. Спешащий на разборку в восточном направлении крейсер «Анцио» высмотрел в нескольких милях подозрительное судно. Сорвавшийся по пеленгу вертолёт, посредством глазастых пилотов установил принадлежность корабля, приписанного к далёкому острову и отдалённому времени.
«Томагавк» вроде бы уверенно захватил цель и фонтанируя задницей ушёл в нужном направлении. Пристальные десятки глаз следили за перемещением точки на экранах. Но вдруг «крылатка» повела себя не запланировано. Потянуло «девочку» «налево» - цель потеряла, отвернула в левый сектор и стала опять активно рыскать в поисках чего-кого-нибудь, с подозрением косясь через левое плечо, пока наконец вообще не развернулась. Домой наверно, в родную ПУ потянуло. Естественно, плотно сидя на контроле, даже не успев наложить в штаны, амеры свою же ракету геройски разнесли на кусочки.
Больше «Томагавки» они пустить не решались. А вот «Гарпун», ещё даже восьмидесятых годов выпуска, было завались. Три штуки вполне хватило утопить какой-то там банзайствующий «Мару». Ну и что, что на нём ни пушек не наблюдалось, ни щелчка даже пистолетного не прозвучало. А нечего было выскакивать на палубу и мечами махать в сторону любопытных вертолётчиков - напугали парней. Судно даже не досмотрели. И плевать, что как-то не по закону и откровенно бессовестно. С совестью у западных идеологов давно уже всё было договорено и согласовано, при том на более масштабном уровне: «они очень плохие парни, а мы – очень хорошие, поэтому имеем право делать все, что нам заблагорассудится, и это всегда будет справедливо и, несомненно, пойдет на благо человечеству».
О полученном опыте, по возможности, сразу было растрезвонено всем носителям и запускателям «самонаводяшек». «Томагавки» были засунуты куда подальше, но и не внушающие доверия «Гарпун» последних модификаций проходили тестирование и калибровку.
Ещё у аборигенов текущего столетия были существенные проблемы с радиокоммуникациями. Привыкшие к тепличным условиям орбитальных ретрансляторов, переговаривающиеся англосаксы теперь продирались через треск и шум помех, частые пропадания абонента и вообще полным зависанием сигнала. Операторы зачастую неправильно или неполно воспринимали информацию. Связь поддерживалась через самолёты радиоэлектронного обеспечения, многие из которых по понятным причинам были полностью или частично недееспособны. Если к этому добавить (особенно в начальной неразберихе и неорганизованности) закономерно навалившиеся исполнительные и механические проблемы, то для отцифрованных и компьтеризированных вояк вообще наступил какой-то каменный век.
В целом, при всех трудностях, штабы ВМФ Англии и США находились в тесном контакте и пытались оперативно справиться с проблемами, в отличие от командования воздушными силами. Штаб 3-й воздушной армии ВВС США в Милденхолле просто стоял на ушах, разгребая завалы радиотелеграмм и завалы на взлётных полосах. О какой либо поддержке с воздуха базовой авиации ни кто и не заикался. Хотя как уже говорилось, морячки сами хотели расправиться со своими обидчиками.
Только в 14:45 по Гринвичу, высланная вперёд королевская авиация нащупала корабли противника. Первыми обнаружил неприятеля один из летевших далеко разошедшихся широким фронтом «Харриер»[318]. Этих оригинальных «птичек» вертикально взлёта и посадки почти списали, и почти продали, ожидая замены на современные американские F-35. Однако, пожалуйста – пригодились.
«Обнаружил эскадру противника в районе сеточных координат… в примерном количестве надводных кораблей… средняя скорость… курс…количество », - забубнил пилот в нашлемную рацию.
Отставшие поисковые вертолёты «Супер Линкс 300» чуть позже подтвердили обнаружение японской эскадры.
Надо заметить, что входящие в группу английских кораблей фрегаты предназначены преимущественно для ПВО. Эсминец «Диамант»[319] так тот вообще не нёс на борту противокорабельных ракет и предназначался только для противовоздушной обороны. Фрегаты «Сент-Альбанс» и «Норфолк» были совсем свеженькими, и хоть программное обеспечение их ПУ GWS60 было доморощенное, кое-какие неполадки наблюдались. А ещё англичане не рискнули выпустить в небо новейший противолодочный вертолёт «Мерлин», какое-то время машина стояла ещё на палубе, а потом и вовсе была убрана в ангар. Виной тому был поисково-ударный комплекс изготовленный на американской фирме «Локхид Мартин» ASIC, который по уже понятным причинам вызвал нарекания. А вот эсминец 42-го типа «Эдинбург» мог нести более устаревшее оружие.
Оценивая противника в сфере радиопеленгации и локации, естественно, как безнадёжно устаревшего, англичане не заморачивались соблюдением радиомаскировки. Поддерживая постоянную коротковолновую связь с американскими кораблями, бритты выводили американские корабли на позицию ракетного удара, как бы не хотелось англичанам самим поупражняться и пострелять по идеальным мишеням с безопасного расстояния.
А командир небольшой английской эскадры, увлекаясь историей, ко всему ещё имея вполне по-английски упрямый и злопамятный характер, хотел припомнить японцам потопленные 10 декабря 1941 года британские линкоры «Принц оф Уэлс» и «Рипалз» [320]. Но Главнокомандующий королевским флотом Сэр Трэвор Соар дал чёткие однозначные инструкции командиру соединения контр-адмиралу Вильяму Джеймсу. А если просто, то англичане жадничали, не хотели растрачивать новейшие дорогущие ракеты, поэтому экипажи «разогревали» первые образцы «Си Скуа», ЗРК «Sea Dart» 1-ой, 2-ой серии и даже противокорабельные французские «Экзосеты» и откровенно устаревшие «Маверик». Понимая, что противоракетного у самураев ничего нет, всяким старьём были вооружены и самолёты авангарда. Опять же 150 кило БЧ «Экзосета» против бронированных монстров малоэффективны, а уж о подвешенных к внешним пилонам «Харриер» противокорабельных «Си Скуа» и говорить нечего. Их 35 килограмм взрывчатки годились только по ударам максимум эсминцев. Потянувшиеся на радиопеленг остальные тактические ударные истребители несли на узлах подвески ещё и управляемые бомбы. На данный момент от пилотов «Харриер» требовалось выдать координаты противника американцам. И если что, как говориться, быть на подхвате.
Взлетевшему с авиабазы Йовилтон самолёту 5-й эскадрильи Королевских ВВС с характерно вытянутой бульбой обтекателя РЛС бокового обзора, предстоял не один час полёта до зоны боевых действий[321]. Поэтому, один из истребителей нёс под брюхом вместо двух управляемых бомб, контейнер с специфической аппаратурой. В его задачу входило отследить, заснять и даже передать по тонкому радиолучу на авиаматку действенность ракетного удара с кораблей США. Корабли Королевского флота осмотрительно держались на безопасном расстоянии от артиллерии японских кораблей. На всех радиочастотах в течение часа передавалось предупреждение о проведении широкомасштабной военной операции в заданном районе, хотя гражданские суда и так больше суток уже носа не высовывали из портов и прибрежных зон.
И ещё чуть позже командир британского соединения получил извещение, что в район боевых действий Трэвор Соар решил выдвинуть и атомную подводную лодку «Вэндженс»[322]. Рассчитывая конечно не на её баллистические «Трайдент»[323], а на управляемое торпедное вооружение. На всякий случай. Перестраховщики, блин! Правда подводный корабль патрулировал много южнее, и ему нужно было какое-то время для подхода.
* * *
На американском континенте была ночь, когда планету стали оплетать электронные силки, разбросанные с японских спутников. Предпринятые американцами ночные вылазки и ряд скрытных охватов позиций и скоплений противника в районах Мэриленда и Чесапикского залива, провалились. Понадеявшись на своё техническое преимущество в системах инфракрасного наблюдения, командиры отрядов «Дельта» и подразделений морских пехотинцев срочно отводили своих людей назад, отменяя операции. Солдаты недоумённо крутили в руках тепловизоры, приборы ночного виденья и цифровые системы связи, теребя контакты и выключатели, меняя аккумуляторы, а то и просто постукивая и потряхивая отказавшую электронику. Некоторые части успели завязнуть в перестрелке, и тут уж не обошлось без потерь.
Авиация в ночное время суток в основном бездействовала, за исключением нескольких вертолётных эскадрилий и самолётов транспортного авиакрыла. Однако ночные аварийные посадки оказались не пример опасней дневных. Основная паника от новой напасти шла с другой стороны Атлантики, но прямая информация, доходившая до объединённого штаба, включала зафиксированные потери и среди армейской авиации в небе над Соединёнными Штатами, а так же ряд случаев аварийности самолётов ВМФ в прибрежных водах.
Офицеры штаба, сидящие за тактическими консолями связи и мониторинга, впадали в ступор, глядя на покрытые «молоком» экраны, не всегда адекватно реагируя, пытаясь перейти на дублирующие системы, но постепенно и с переменным успехом восстанавливая функции управления войсками. Телефонные провода армейских коммуникаций накалились добела, срывая с коек технарей-электронщиков и начальников-генералов. Информация со скрипом потекла в центральный штаб управления, постепенно стали выплывать различные весьма живописные и очень неприятные подробности, соответственно через мембраны микрофонов, и далее по более надёжным (пусть уже и оптоволоконным) проводам пошёл откат в виде распоряжений и команд.
* * *
Человек - существо высокоорганизованное, благодаря своему самосознанию и разуму. Но именно способность рассуждать, как протест против слепых инстинктов, порой приводит сапиенса к нарушению правил и инструкций. Иначе говоря, человек не очень склонен к дисциплине. Но именно в армии, где порядок возведён в уставной культ, это особенно заметно, провоцируя злословов на аксиому, что в армии всё делается через анальное отверстие.
На американских военных не могли не повлиять напряжение последних дней и бессонные ночи. Наряду с техническими трудностями, многие военнослужащие позволяли себе делать свою работу не совсем качественно, то бишь, как утверждают вышеупомянутые злословы, через задницу.
База ВВС Мамстром близ городишка Грейт-Фолс в штате Монтана находилась в спячке. 120-е крыло истребительной авиации Национальной гвардии США разлетелось: часть на патрулирование западного побережья, часть на усиление полётных зон над многострадальным восточным побережьем США. Туда же перегонялись два истребителя-бомбардировщика F-35В «Лайтнинг» СКВВП[324]. Машины покоились в ангаре. Обслуживающий персонал ещё с вечера подготовили их к полёту, проверив бортовые системы, залив под завязку топливом. Перегоночная дальность самолётов была невелика и кроме пушки самолёты не несли вооружения, но на внешних узлах подвески внушительно красовались дополнительные топливные баки.