Татаро-монгольское нашествие

В 1223 году татары вышли в половецкие степи и разбили половцев. Многие половцы, которые были связаны родственными связями с русскими князьями послали к князьям за помощью. Половцы дали русским много даров, но был еще один дар, уникальный дар - В ходе переговоров крестился великий половецкий князь Басты. Таким образом русские князья оказывали уже помощь не язычнику, а единоверцу!

Все это привело к битве на Калке, где русские князья были разбиты. Однако это их не вразумило. В промежуток между Калкой и вторжением татарских войск юг России продолжали сотрясать междоусобные войны.

Против Руси монголы выставили 70 000 войной (в летописях перечислены руководители 7 туменов). Теоретически самый сильный на Руси Владимиро-Суздальский князь мог выставить против них 50 000 войной, но эти войны были разбросаны по городам на громадной территории и собрать их быстро. В это время лишь 6 русских городов имели население от 20 000 до 30 000 (Киев, Новгород, Галич, Владимир Волынский, Чернигов, Владимир Залесский), что позволяло им выставить от 3 000 до 5 000 войнов. В остальных городах было от 5 000 до 10 000 человек, а в большинстве населенных пунктов не более 1000 человек

Первый удар монголы нанесли по Рязани. Рязанский князь, пытаясь выиграть время отправил к монголам своего сына – Федора, но он был убит. Сражение было неизбежно. Перед боем князь Юрий Ингоревич пришел в церковь Успения Богородицы, принял благословение от епископа и священного собора, после чего напал на Батыя. В упорной борьбе русские войска погибли. После битвы монголы осадили Рязань, которую взяли 21 декабря. Великая княгиня с княгинями спрятались в соборе, где и погибли вместе с духовенством. Это говорит о том, что священники в минуты опасности находились на своем посту рядом с людьми.

Отдельно необходимо отметить епископа Владимирского Митрофана. Татары хотели обмануть горожан, говоря им, что сражаются не против них, а против их великого князя, которого сейчас в городе нет. Приводя в пример судьбу Рязани они требовали открыть ворота города без боя. Против этого резко выступил епископ, призвавший людей не открывать ворота города. В летописях также подчеркивается огромная роль епископа в обороне города и вдохновлении его защитников. Когда же стало ясно, что город падет епископ вместе с уцелевшими горожанами заперся в Успенском соборе, где и погиб.

В марте 1238 года собираемые Юрием войска были разгромлены на реке Сити, после чего монголы посчитали свою задачу выполненной – Северо-Восточная Русь была разгромлена, ее правитель убит и начали отход в степи.

Отход войск прикрывался отдельными отрядами, которые шли параллельными курсами. С одним из этих отрядов и связан рассказ о Меркурии Смоленском.

В 1239 году полчища татар, разоряя все на пути и нагло ругаясь над свя­ты­нями христианства, полонившие уже много русских городов, подошли к Смо­ленску. Встав в 25 верстах от него, на Долгомостье, татары стали угрожать разорением городу и его святыням. Предводитель татарского отряда, богатырь огромного роста, похваляясь своей гигантской силой, вызывает на поеди­нок лучшего смоленского витязя, чтобы в единоборстве решить участь города и Смо­ленского княжества.

Успенский соборный храм был переполнен, все жители города, от младенца до старца, собрались у чудотворного образа Божией Матери Одигитрии, со слезами и теплой верой они обращались к Заступнице о помиловании. Вместе с народом святой Меркурий скорбел и соболезновал душой, и, все более и более проникаясь любовью к ближним, он исполнился решимости пострадать за них: положить душу за Святую Церковь. В ту тревожную ночь соборный по­номарь Георгий тихо молился перед образом Одигитрии, испрашивая избав­ления города от врагов. Вдруг он услышал голос от иконы: «Иди к рабу Моему Меркурию, на Подолье». Пречистая Богородица также указала пономарю, где живет Меркурий, и поторо­пила: «Иди скорее и тихо скажи ему: “Меркурий, тебя зовет Владычица”». Георгий удивился голосу от иконы, но тотчас же поспешил исполнить приказание. Он пошел на Подолье и увидел среди двора воина Меркурия с воздетыми к небу руками. Тихо объявил ему небесную волю пономарь, и оба пошли они в храм. Упав перед чудотворной иконой, Меркурий стал просить о помощи и заступлении города, и был голос от святой иконы: «Раб Мой Меркурий, Я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил этот храм. Для этого Я призвала тебя сюда из страны Римской.
Я не оставлю этого города, по молитвам Моим он не будет предан в руки врагов. Немедленно ступай навстречу врагам. Я не оставлю тебя. Не бойся, ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства».

Воин Христов той же ночью сел на коня и отправился в татарский стан в Долгомостье. Он прошел военную стражу, не замеченный никем, и среди неприятельского стана увидел великана. Оградясь крестным знамением и вос­кликнув: «Пресвятая Богородица, помоги мне!», Меркурий убил гордого и надмен­ного исполина, уповавшего на свою страшную силу. Призывая имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Татарские воины с ужасом видели, что святому Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена и, не в силах устоять против воина Христова, обра­тились в бегство. В это время сын убитого татарского исполина, желая отомс­тить русскому воину за смерть отца, сзади напал на святого Меркурия и нанес ему смертельный удар. Но внезапно непонятный ужас охватил врагов и, бросая оружие, они бежали от города, гонимые неведомой силой из пределов Смо­лен­ской земли.

На рассвете жители Смоленска, готовившиеся к сражению с неприятелем, уви­дели, что поле усеяно трупами врагов, и поняли, что сохранены заступле­нием Богородицы.

С благоговением они перенесли честное тело святого воина-мученика и с честью погребли в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре после своей кончины святой Меркурий явился в видении тому же пономарю и велел повесить над гробом его оружие, обещая смолянам постоянную помощь и заступничество во всех скорбях и бранях. Ныне в смоленском кафедральном соборе хранятся сандалии святого мученика Меркурия. «Сандалии железные, большие, тяжелые, вроде лаптей, застегиваются спереди железным же перехватом».

Почитание небесного покровителя города началось сразу после доблестной мученической кончины в 1239 году.

При отступлении в степь войска Батыя остановились перед маленьким городком Козельском. Удивительно население Козельска не должно было превышать 5000 человек, то есть даже при сбежавшемся со всей округе населении число защитников не должно было превышать 2000 человек. При этом монголов у Батыя должно было быть около 17 000 всадников, однако Козельск держался 50 дней (Рязань осаждали 6 дней, Москву и Владимир за 5). Приход еще двух туменов позволил начать штурм, который продолжался 3 дня. Мало того, когда монголы пробив пороками стену кинулись на приступ, горожане открыли ворота с другой стороны города и сделали вылазку в монгольский лагерь уничтожив там 4000 человек!!! Известий о боевой вылазке не встречается ни при одной осаде других русских городов! Кроме того при штурме погибли 3 сына темников, то есть руководителей туменов, причем из-за большого числа тел их тела так и не нашли.

Невская битва

О Невской битве нам известно из летописи и житии Александра Невского. Последнее начинается словами: «Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его», что говорит о высокой степени его достоверности. Слухи о разгроме русских земель татарами давали надежду на успешное вторжение. Итак, шведы под руководством ярла Биргера высадились в устье реки Ижоры, где и простояли 2 недели. Если бы их цель была завоевать Ладогу, то ожидание непонятно. Ряд современных ученых выдвинули версию, что целью высадки было строительство крепости, позволившей бы шведам претендовать на контроль Карелии и Ижоры, контролировать торговлю Новгорода с западом. Подобным образом они действовали и при завоевании Прибалтики. В связи с этим ориентировочная численность шведского отряда оценивается в 1000 человек.

Русский отряд состоял из дружины Александра Невского, новгородцев и ладожан.

Перед боем руководитель дозорного отряда Пелгусий видел плывущих в лодке святых мучеников Бориса и Глеба, причем Борис сказал «Брат Глеб…поможем сроднику своему князю Александру».

Битва началась в 10 часов утра. В отличие от сложившегося стереотипа шведы успели построиться в боевые порядки, так как в житие постоянно упоминается фраза «полк их», а русских отличает глагол «наеха»

В бою особо отличились 6 человек (знать имя и подвиг минимум трех):

Первый — по имени Таврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.

Второй — по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.

Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь.

Четвертый — новгородец, по имени Миша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.

Пятый — из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши шатра падение, возрадовались.

Шестой — из слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.

Житие также сообщает: «Было же в то время: после победы Александровой на противоположной стороне реки Ижоры, где не могли пройти полки Александровы, нашли множество убитых ангелом Господним». Современные ученые считают, что это действовали племена ижоры, но странно, что об этом не знал Александр, рассказ которого по свидетельству автора жития был одним из основных источников сообщений о бое.

Говоря о потерях, летопись недвусмысленно указывает, что со стороны русских погибло 20 человек, из которых 4 новгородца, 1 княжеский дружинник и 15 не указаны по именам. Потери оборонявшейся стороны оцениваются примерно в 80 человек (40 погрузили на корабли и 40 покидали в ямы). При этом важно сразу оговориться, несмотря на небольшое количество погибших – это было типичное средневековое сражение, имевшее огромное значение для Руси. Александр выиграл свой первый бой снискав славу удачливого полководца. Своей победой он помешал шведам созданию в устье Невы своей крепости и отторжению от Новгорода племен ижоры и карелов. Шведы увидели, что несмотря на разгром русских татарами, они сохраняют силы для отпора внешнему врагу.


Наши рекомендации