Приложение (к теме знакомство)
Введение
Лагерь – это сказочное слово. Многие вспоминают, как там было хорошо, а некоторые жалеют, что ни разу туда не ездили. Хочется опять быть в отряде, кричать дружно кричалки, выступать на сцене или просто покачаться на лагерных качелях. Но школьные годы кончились и мы уже студенты. Слишком большие для лагеря… Но отчаиваться никогда нельзя. Вожатый – вот ответ на все мечты! Если ты любишь и хочешь находиться в детском коллективе, видеть их восторженные глаза каждый день, если хочешь опять окунуться в лагерную жизнь – тогда эта книга именно для тебя.
С помощью данного методического пособия ты узнаешь основные моменты вожатского ремесла, узнаешь игры, в которые можно будет поиграть с детьми и многое другое. Приятного прочтения!
Кто такой вожатый?
Вожатый ОБЯЗАН: | -Нести ответственность за жизнь и здоровье детей -Решать детские конфликты -Знать где находятся все его дети в любое время -Следить за гигиеной -Быть трезвым -Сплотить детей -Всегда быть в доступе -Соблюдать режим дня -Организовывать досуг детей -Находить общий язык с напарником -Знать об индивидуальных особенностях детей -Обеспечить комфорт каждому ребенку |
Категорически нельзя: | -Курить, пить, материться, употреблять наркотики -Наказывать детей физически -Ссориться с напарником при детях -Иметь интимные отношения с детьми -Отпускать детей за территорию лагеря |
ТЫ хороший вожатый, если это твои принципы:
-Предъявляя требования к ребятам, в первую очередь, выполняй их сам
-Не обещай ребятам того, что не можешь выполнить.
-Допустил ошибку - признай! Не бойся отменить свое распоряжение, согласившись с доводами ребят
-Умей удивлять и поражать ребят, а если надо – покорять,
-Вожатый должен быть интереснее кино ;)
-Не обсуждай своих товарищей в присутствии ребят, не говори плохо о своем напарнике, лучше поищи пути сработаться
-Учись сравнивать свои дела не только с тем, что было, но и с тем, что ДОЛЖНО быть
-Работая с ребятами, чаще вспоминай, каким ты сам был в этом возрасте
-Не только оберегай ребят от дурного, но и учи сопротивляться ему
-Знай все о ребятах. Но в нужный момент умей НЕ расслышать, НЕ заметить, НЕ понять
-Не злоупотребляй приказаниями: кто не сможет взять лаской, не возьмет и строгостью
-Помни: человек сложен, даже если ему 10 лет. Не считай себя умней детей. Возможно, у тебя больше мудрости, т.е. опыта, но вот ум дается от природы
-Каждый имеет право сказать другому, что по его мнению, плохо, НО только если сам знает, как сделать чтобы стало хорошо.
-Приехав в лагерь, оставь свой образ жизни дома, руководствуйся идеологией и отношениями, сложившимися до тебя
-Будь жизнерадостным и пусть ребята знают и ВИДЯТ это!
Вожатому следует: | Вожатому не следует: |
Быть авторитетом для детей | Неопрятно выглядеть |
Знать детей по именам | Выделят любимчиков и изгоев |
Подавать положительный пример | Излишне доверять детям |
Знать межличностные отношения в отряде Знать о семье, родителях ребенка | Делить отряд на «стареньких» и «новеньких» |
Следить за приемом пищи | Нарушать покой во время сна |
Частично воспитывать | Наказывать детей |
Не давать невыполнимых обещаний | Кричать на детей |
Излучать позитив | Показывать свои негативные эмоции |
Что должен делать вожатый:
1. Не навредить (ребенок должен быть жив и здоров)
2. Обеспечить комфорт каждому ребенку
3. Организовывать досуг = научить, раскрыть, воспитать. (я запомнила стишком: ребенка должен ты развить, и воспитать, и обучить ;) )
4. Любить всех детей одинаково, чувствовать их
5. Выполнять требования начальства
6. Быть примером идеала во всем, мастером на все руки, ВОЛШЕБНИКОМ! )))
От Учителя:
-Не врать нив коем случае! Дети чувствуют ложь, НО не всегда хотят верить в правду.
Добрые советы:
-Считай своим основным педагогическим методом осознанное наблюдение за ребенком
-Воспринимай вопросы и высказывания ребенка всерьез, но если ты не понимаешь шуток… пиши пропало;)
-Не увлекайся нотациям. Они ничего не вызовут, кроме желания заткнуть уши. Не будь занудой!
-Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, не предавай своих детей
-Не делай сам то, что можно поручить детям
-Если детей подбадривать и одобрять, они научатся верить в себя. Хвали. Похвала повышает самооценку.
-Бери ребят в союзники, и они все будут делать вместе с тобой. Давай детям возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них.
-Соблюдай спокойствие в общении. Помни: тихий, убедительный, если надо гневный голос, сильнее крика.
-Будь вежлив. Точно аукнется ;)
Знакомство
Одна из основных целей вожатого на лагерную смену – это сделать из детей один большой коллектив. Ни для кого не секрет, что первым этапом создания коллектива является знакомство. Чем быстрее дети узнают друг друга, тем проще будет работать с ними. Одной из наиболее простых форм знакомства является игра.
Перед выбором игры необходимо учесть некоторые факторы:
Ø Количество участников – некоторые игра требуют большого количеств участников, а некоторые рекомендуется проводить в небольших группах, не более 15 участников;
Ø Время игры – есть игры, которые могут занять много времени (15-20 минут). В этом случае, у детей, постепенно будет пропадать интерес к игре. В этом случае потребуются дополнительные изменения игры для поднятия интереса.
Ø Успешность – группа обязательно должна успешно пройти игру, иначе среди участников может появиться вопрос, кто виноват в общих неудачах, что может привести к конфликту.
Игры на знакомство – это игры при помощи, которых можно познакомиться с ребятами и познакомить их друг с другом. Условно их можно разделить на три группы.
1) Игры на называние имён;
2) Игры на запоминание имён;
3) Игры на выявление интересов.
Игры на называние имён – это игры, при которых участники называют свои имена, выполняя определённые условия.
Игры на запоминание имён – это игры, при которых участники называют имена других играющих, выполняя определённые условия. Их необходимо проводить после проведения 4-5 игр на называние имён. (При неудачном прохождении игра, участники не могут назвать другие имена, необходимо ещё провести игры на называние имён).
Игры на выявление интересов – это игры, которые помогают ближе узнать друг друга. В ходе них узнаются интересы, увлечения, способности и некоторые черты характера участников. (Необходимо проводить после того как участники будут более менее знать имена других играющих)
Советы для успешного проведения игры:
1) Правильное начало – залог успеха!
“А давайте сыграем” – скажем, нет!
“Сейчас мы с вами поиграем в одну из самых классных игр” – первый шаг к победе!
2) Дать верный тон – зажечь интерес в глазах детей к игре.
3) Уверенно говорить – вас ведь ни кто не укусит :-)
4) Четко и ясно рассказать правила – обязательно узнать, все ли всё поняли!
5) В конце все ждут приза? Почему бы и нет – аплодисменты один из лучших призов.
“Молодцы, давайте похлопаем друг другу!”
Приложение (к теме знакомство)