Борисенко М. Г., Лукина Н. А
Б82 Космос.— СПб.: Паритет, 2005.— 16 с. + цв. вкл. (Серия «Грамматика в играх
и картинках»).
ISBN 5-93437-064-2
Книга поможет педагогам и родителям организовать работу по развитию у детей дошкольного возраста грамматической стороны речи. В ней предложены дидактические игры, посвященные лексической теме «Космос».
Материал усложняется постепенно, варьируется сочетаемость упражнений. Приведенная таблица демонстрирует последовательность расположения материала по частям речи. Обучение проводится с помощью упражнений и специально подобранных дидактических игр с наглядным материалом.
Цветной иллюстративный материал содержится в середине пособия. Он легко вынимается из книги и может служить демонстрационным или раздаточным материалом.
УДК 373
© М. Г. Борисенко, 2005 © Н. А. Лукина, 2005
© А. С. Андреев, оформление обложки, 2005
ISBN 5—93437—064—2© Редакционная подготовка. Издательство «Паритет», 2005
ВВЕДЕНИЕ
Авторы серии книг «Грамматика в играх и картинках» — известные специалисты-практики, давно и плодотворно работающие с детьми раннего возраста,— дают методические и практические рекомендации по работе с детьми в соответствии с периодами возрастного развития.
Каждая книга серии посвящена определенной лексической теме, соответствующей типовой «Программе воспитания и обучения в детском саду»1. Тема «Космос» изучается только в старшей и подготовительной группах.
Формирование грамматической стороны речи — раздел работы, наименее освоенный в дошкольной педагогической практике, т. к. является наиболее сложным для усвоения детьми и, соответственно, для преподавания.
Цель книги — помочь педагогам (логопедам, дефектологам, воспитателям) и родителям организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей в возрасте от 5 до 7 лет.
В основе системы лежит комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (лексическую, грамматическую, развитие связной речи). Основным принципом является взаимосвязь разных речевых задач, которая на каждом возрастном этапе выступает в разных сочетаниях. Образуется принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической.
Решение каждой задачи осуществляется прежде всего линейно, поскольку от одной возрастной группы к другой постепенно усложняется материал, варьируется сочетаемость упражнений. На каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Словарная работа — это работа над смысловой стороной речи, а грамматическая — формирование языковых обобщений. Последовательное осуществление преемственности в обучении позволяет не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие речевых умений и навыков.
В таблице приведена последовательность расположения материала для каждого года жизни ребенка по частям речи.
Пособие содержит специально подобранный игровой материал. Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте.
1 Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой. М., 2004.
Обучение осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки.
Для удобства работы с детьми цветные иллюстрации находятся в середине пособия. Они легко вынимаются из книги и могут служить демонстрационным или раздаточным материалом.
Дидактические игры помогут ребенку обогатить словарный запас, уточнить значение слов, формировать словоизменение и словообразование.
Работа осуществляется на материале имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, числительных, служебных частей речи, начиная со слов, наиболее часто употребляющихся в речевой практике, с постепенным переходом к менее употребительным.
При нормальном речевом развитии дети к пяти годам свободно пользуются развернутой фразовой речью. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.
Но не всегда эти процессы протекают благополучно. У некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте может задерживаться формирование компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение определяют как общее недоразвитие речи. У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя, что служит серьезным препятствием для овладения ими программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе продиктовали необходимость создания данной серии книг. Чтобы ребенок овладел грамматической стороной речи, недостаточно обеспечить ему богатое речевое общение, идеальные образцы для подражания.
Грамматическая сторона речи формируется по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи имеют характер широкой иррадиации, они вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»). Этот процесс может затянуться, поскольку у детей самостоятельно не возникает ориентировки на форму слова, они не прислушиваются к ней.
В процессе речевой практики, в результате воздействия взрослого и использования специальных приемов (исправление, многократное упражнение, подчеркивание голосом нужной части слова и др.) у ребенка возникает замена одних стереотипов другими, их дифференциация.
В русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные динамические речевые стереотипы. Это объясняет необходимость таких методических правил в развитии речи детей, как повторение, обеспечение целевой речевой практики, упражнения.
Заниматься грамматикой следует непродолжительно, т.к. материал сложен. Играм и упражнениям отводится, как правило, 5—10 минут; таким образом, они составляют лишь часть занятия по развитию речи. Занятия должны проходить живо, непринужденно. Не следует при объяснении употреблять грамматическую терминологию.
Для того чтобы заинтересовать ребенка, можно в предлагаемые фразы включать имена знакомых или присутствующих. Одно и то же программное содержание повторяется на занятиях до полного исчезновения грамматической ошибки. Занятия должны чередоваться по частям речи.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра «Земля — планета, на которой мы живем»
Чему учится ребенок: изменять имена существительные по числам; находить родственные слова; подбирать прилагательные к существительным; согласовывать местоимения с существительными, образовывать имена прилагательные от существительных.
Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 1).
Ход игры: покажите ребенку картинку. Скажите: «Так выглядит Земля, если смотреть на нее из космоса. Видишь, она имеет форму шара. Самые темные места — вода, светлые
— суша, самые светлые — облака. На Земле есть и суша, и вода. Окружает Землю
атмосфера — воздушная оболочка. У нее несколько слоев. Там образуются облака, дождь,
снег. Предложите ребенку изменять слова по образцу: облака — облако, грозы — (гроза), ливни — ... (ливень), снегопады — ... (снегопад).
Попросите ребенка назвать родственные слова: солнце — ... (солнышко, солнечный, подсолнух, солнцепек); облако — ... (облачко, облачный, заоблачный).
Предложите ребенку вспомнить, на что или на кого были похожи облака, которые он видел на небе. Попросите его назвать, каким может быть небо ... (голубое, безоблачное, грозовое); облако ... (огромное, маленькое, пушистое); ливень ... (долгий, осенний).
Предложите ребенку ответить на вопрос «чей?» (чья?, чье?, чьи?), правильно согласуя местоимение с существительным: небо — мое; облака — мои; ливень — мой.
Игра «От колесницы до ракеты»
Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные и прилагательные в родительном падеже; согласовывать прилагательные с существительными; находить общую часть родственных слов; образовывать слова при помощи суффиксов.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 2).
Ход игры: предложите ребенку послушать рассказ: «Человеку всегда хотелось подняться в небо. Он пробовал привязывать себе самодельные крылья, забирался на колокольню или высокую гору и оттуда бросался вниз. Но прежде человек научился ездить по земле. Одним из первых видов транспорта были колесницы. Им на смену пришли машины, а затем и поезда. Позже появился воздушный шар, которым нельзя было управлять. Куда ветер подует — туда шар и летит. Потом придумали дирижабль — управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый. Позднее появился аэроплан. Ему на смену пришли быстроходные и надежные самолеты и вертолеты. Но самый быстрый транспорт
— ракета». Спросите ребенка: «Что быстрее — колесница или автомобиль? паровоз или
электровоз? дирижабль или самолет? самолет или вертолет? самолет или ракета?»
Покажите ребенку картинки, назовите изображения и среди них произнесите слово, изображения которого нет, например: колесница, автомобиль, паровоз, пароход. Попросите ребенка назвать слово, изображение которого отсутствует, а затем изменить число с единственного на множественное: «Нет парохода, нет пароходов.»
Аэроплан, паровоз, воздушный шар, дирижабль. (Нет паровоза, нет паровозов.) Самолет, вертолет, дельтаплан, ракета. (Нет дельтаплана, нет дельтапланов.) Попросите ребенка выбрать лишнее слово из трех предложенных: летчик, летать, лето; шарик, шаровая, шарить.
Предложите ребенку образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и объяснять смысловые оттенки слов: паровоз, паровозище, паровозик; самолет, самолетище, самолетик.
Игра «Почему бывают деньи ночь»
Чему учится ребенок: находить общую часть родственных слов; образовывать новые слова; согласовывать прилагательные с существительными; образовывать слова при помощи суффиксов; усвоит конкретные пары слов-антонимов.
Оснащение: юла, предметные картинки (см. вклейку, рис. 3).
Ход игры: расскажите, что Земля имеет форму шара. Она вращается вокруг своей оси — совсем как юла. Предложите ребенку завести юлу. Скажите: «Земля похожа на огромную юлу. У нее тоже есть ось. Посмотри, она как будто проткнула земной шар от „макушки" до „макушки". На самом деле, Землю, конечно, никто не протыкал: ее ось воображаемая. Земля вращается вокруг своей оси и освещается солнечными лучами то с одной, то с другой стороны. На освещенной половине земного шара день, на неосвещенной — ночь».
Предложите ребенку прислушаться к словам: день и ночь. Объясните, что это слова, противоположные по смыслу. Скажите, что таких слов много, и предложите потренироваться в их подборе: восход — ... (заход), север — ... (юг), свет — ... (тьма), холод — ... (жара). Попросите ребенка найти слова, противоположные по смыслу: «После темной ночи наступает светлый день. Солнце всходит на востоке, а заходит — на западе». Темная — светлый, ночь — день, всходит — заходит, восток — запад.
Предложите ребенку из ряда слов выбрать те, которые имеют общую часть: ночник, полночь, чернота, ночевка; свет, светлячок, солнце, светлеть.
Предложите изменять слова по образцу: восход — восходит, холод — ... (холодит); север — ... (северный), ночь — ... (ночной), пасмурно — ... (пасмурный).
Спросите, каким может быть: утро... (раннее, солнечное, весеннее, радостное, пасмурное...); день, вечер, ночь?
Игра «Почему бывают зимаи лето»
Чему учится ребенок: находить родственные слова; образовывать имена прилагательные от существительных; усвоит конкретные пары слов-антонимов.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 3).
Ход игры: расскажите ребенку: «За год Земля совершает полный оборот вокруг Солнца. В году 365 дней. Солнце освещает Землю по-разному». Предложите ребенку посмотреть на картинку, где нарисован земной шар, «проткнутый» воображаемой осью. Скажите: «На концах оси находятся Северный и Южный полюсы. Если Северное полушарие обращено к Солнцу, то оно получает больше тепла и света и здесь лето. А в Южном полушарии в это время зима. Через полгода будет больше освещено Солнцем Южное полушарие и теперь здесь наступает лето, а в Северное полушарие приходит зима. Когда одинаково освещены оба полушария, то наступает весна или осень. В разных полушариях времена года всегда разные». Произнесите медленно и четко: «Полушарие». Спросите: «Как ты думаешь, что обозначает это слово? Как оно образовано?» (Полушарие — половина шара.) Объясните, что это сложное слово. Таких слов много, например: полнолуние — ... (полная луна). Предложите ребенку прислушаться к словам: зима — лето. Объясните,
что это слова, противоположные по смыслу. Предложите найти слова, противоположные по смыслу: «Летом дни длинные, а зимой — короткие. Летом жарко, а зимой холодно. Поздней осенью грустно, а весной радостно.»
Предложите ребенку выбрать лишнее слово в ряду: холодок, холодец, холодильник; лето, летний, летать; жар, жарко, поджаристый. Предложите ребенку образовывать новые слова по образцу: лето — ... (летний), весна — ... (весенний), жара — ... (жаркий).
Игра «Наблюдатели»
Чему учится ребенок: согласовывать местоимение с существительным; образовывать слова при помощи суффиксов; игра способствует развитию мышления.
Оснащение: мяч.
Ход игры: спросите ребенка, обращал ли он внимание на то, что вечером в безоблачную погоду можно увидеть множество звезд. Кажется, что они очень-очень маленькие, а на самом деле это не так. Просто они находятся далеко-далеко от Земли. Некоторые люди пытались сосчитать звезды — их назвали звездочетами. Звездочетов можно назвать и по-другому — астрономы. Когда-то, давно-давно, звездочеты насчитали всего три тысячи звезд. «Наверно, мы не смогли рассмотреть все звезды! Не может быть так мало! — удивились они. — Наши глаза, видимо, недостаточно зорки». Тогда люди стали использовать подзорную трубу для наблюдения за звездами. И оказалось, что звезд в десять раз больше! А если посмотреть на небо в телескоп?
Бросайте ребенку мяч, произносите одушевленные и неодушевленные слова. Попросите ребенка возвращать вам мяч, и подбирать к этим словам вопросы кто? или что?
Лексический материал: Солнце, Земля, телескоп, звездочет, ракета, труба, небо, астроном, бинокль, звезда, вездеход, облако, ливень, снегопад, вода, самолет, дирижабль, корабль, спутник.
Бросая ребенку мяч, произносите те же слова и просите его ответить на вопрос чей? (чья?, чье?). Ребенок, возвращая мяч обратно, должен правильно согласовать местоимение с существительным, например: мое Солнце, моя Земля, мой телескоп...
Игра «Звезды»
Чему учится ребенок: различать прямое и переносное значение слов; подбирать синонимы и антонимы к словам.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: скажите ребенку, что Солнце кажется намного больше, чем звезды, потому что находится не очень далеко от Земли. Спросите у ребенка, знает ли он, что луч света летит до нас всего восемь минут. А лучи от самых близких звезд летят к нам целых четыре года! Вот как далеко находятся от нас звезды!
Предложите ребенку подобрать синонимы (слова, близкие по значению) к словам: огромный ... (грандиозный, громадный), быстрый ... (торопливый, скорый, стремительный). Попросите его придумать словосочетания с каждым из этих слов. Попросите подобрать антонимы к словам: быстрый — ... (медленный), огромный — ... (крохотный).
Игра «Почему звезды разные!»
Чему учится ребенок: образовывать сравнительную степень имен прилагательных; образовывать слова при помощи суффиксов; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Ход игры: расскажите, что звезды не одинаковые по цвету. Бывают голубые, белые, желтые, красноватые звезды. Цвет зависит от того, как сильно раскален газ, из которого
и состоит звезда. Самые горячие звезды светятся голубым светом. Те, что немного холоднее — белым, еще холоднее — желтым, красным...
Предложите ребенку образовывать сравнительную степень прилагательных по образцу: голубой — ... (голубее), белый — ... (белее), желтый — ...(желтее). Предложите ребенку изменять слова по образцу: белый — ... (беловатый), красный — ... (красноватый); голубой — ... (голубенький). Предложите ребенку подобрать существительные к прилагательным: красный... (флаг), красная ... (ягода), красные... (щеки), красное ... (солнце).
Игра «Ракета»
Чему учится ребенок: изменять глаголы по лицам; различать смысловое значение слов; употреблять существительные в косвенных падежах; находить родственные слова; подбирать антонимы.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 4).
Ход игры: покажите ребенку картинку с изображением ракеты. Расскажите: «Вот стоит ракета на стартовой площадке космодрома. Ракета очень высокая, почти 90 метров! По сравнению с ней машины и люди, как лилипуты перед Гулливером. Она называется «ракета-носитель».Ее основная задача — доставить груз в космос. Что за груз? Это могут быть спутник, космический корабль — пассажирский или транспортный.
Произносите предложение, затем бросайте ребенку мяч, называя местоимение и предлагая закончить предложение.
Я рисую ракету. Ты... (рисуешь) Мы ... (рисуем) Он... (рисует) Она... Они...
Я смотрю на небо. Ты... (смотришь) Мы ... (смотрим) Он... (смотрит) Она... Они...
Я возвращаюсь на Землю. Ты... Мы ... Вы... Он... Она... Они...
Расскажите ребенку, что 12 апреля 1961 года впервые в истории человечества Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос на космическом корабле «Восток». Корабль совершил один оборот вокруг Земли и через 108 минут приземлился.
Предложите ребенку найти родственные слова: «В космосможет полететь только очень мощная ракета. Она стоит на стартовой площадке космодромаи ждет команды отправиться в космическоепутешествие. Космонавтывойдут в корабль и приготовятся к полету...» Скажите, что вы будете произносить словосочетание, а ребенка попросите к одному из слов подобрать слово с противоположным значением: далекое путешествие — ... (близкое путешествие), тяжелый груз — ... (легкий груз), сложная задача — ... (простая задача), длинная дорога — ... (короткая дорога).
Игра «Как устроен дом космонавтов»
Чему учится ребенок: образовывать прилагательные; согласовывать прилагательные с существительными; понимать происхождение сложных слов; узнает новые слова.
Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 5).
Ход игры: расскажите ребенку, что у космонавтов есть второй дом — в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция.Здесь космонавты живут и работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над Землей. Но крылья нужны станции не для полета. Это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток. Электростанция питает все научные приборы, освещает и отапливает.
Предложите ребенку образовывать слова по образцу: космос — ... (космический), орбита — ... (орбитальный), а затем составить с ними словосочетания (космический дом, орбитальная станция). Предложите закончить словосочетание: космическая... (станция), космический... (дом), космическое... (задание).
Игра «Почему в космос летают на ракете»
Чему учится ребенок: согласовывать имена прилагательные с существительными.
Ход игры: расскажите: «Существует земное притяжение.Земля притягивает все к себе. Как бы высоко ни бросили камень, он обязательно упадет на Землю. Как бы высоко человек ни подпрыгнул, он все равно опустится обратно. Чтобы преодолеть земное притяжение, надо очень быстро лететь: 8 километров в одну секунду! Самолет не может лететь так быстро! А ракета может». Предложите ребенку расположить слова по порядку (по мере возрастания — убывания): огромный, большой, громадный, большущий; очень маленький, маленький, малюсенький, крохотный.
Игра «Роботы в космосе»
Чему учится ребенок: образовывать сложные слова; согласовывать числительные с существительными.
Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 6).
Ход игры: расскажите, что в космосе работают роботы-разведчики. Они исследуют планеты. Ведь роботы могут обходиться без воздуха, без воды, без пищи. Роботам не страшны жара и холод, ядовитые атмосферы. Робот-луноходпередавал с поверхности Луны на Землю все, что там увидел, а робот-марсоходисследовал поверхность Марса.
Предложите ребенку объяснить, из каких слов образовались такие слова: луноход; марсоход; вездеход. Попросите ребенка к каждой картинке подобрать пару, подходящую по смыслу, соединив их линией. (Подзорная труба — телескоп; звездочет — астроном.) Предложите подобрать подходящее к названному слову числительное: один, одна, одно, одни: космонавт, ракета, луноход, атмосфера, роботы, Солнце... Покажите ребенку карточку с изображением разного количества кружков (1,3,5). Затем предъявите картинки. Ребенок должен правильно согласовать числительное с названным существительным.
Игра «Планеты»
Чему учится ребенок: обогатит словарный запас, уточнять значение слов.
Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 7).
Ход игры: расскажите ребенку, что когда-то, давно-давно, люди заметили, что некоторые звезды перемещаются по небу. За это древние ученые назвали такие звезды «планетес», т. е. «блуждающими». Планеты к нам намного ближе, чем другие звезды. Они так же, как и наша Земля, вращаются вокруг Солнца.
Меркурий— самая близкая к Солнцу планета. Меркурий так горяч, что вся вода превращается в пар. Венеракажется серебристым, блестящим шаром. За блеск и красоту Венеру часто называют утренней звездой. Она видна рано-рано утром. Если на ночном небе ты увидишь красноватую звездочку, которая как бы подмигивает тебе, то знай — это планета Марс,ближайший сосед Земли. На Марсе очень мало кислорода, а углекислого газа очень много! На Марсе самые высокие горы. Юпитер— самая большая планета в Солнечной системе. Вся планета почти целиком состоит из сгустившихся газов. У Сатурна, Урана и Нептунамного спутников и много лун. Их так много, что они похожи на кольца, состоящие из больших и маленьких камней и космической пыли. Планета Плутонтак далека, что один ее оборот вокруг Солнца длится целых двести пятьдесят земных лет. У Плутона всего один спутник.
Попросите ребенка сосчитать, глядя на рисунок, сколько всего планет в Солнечной системе. Спросите: «Какая планета самая большая? Какая самая далекая? Какие планеты имеют кольца? Назови планету красного цвета. Какую планету называют утренней звездой?»
Игра «Солнце»
Чему учится ребенок: получит представление о сравнительной величине планет, о последовательности их расположения в Солнечной системе; произносить нарицательные существительные в родительном падеже; находить общую часть родственных слов; изменять существительные по падежам.
Оснащение: футбольный мяч, булавка.
Ход игры: объясните ребенку, что Вселенная — это весь мир. Все, что нас окружает снизу, сверху, со всех сторон. Над нами небо, а в небе — солнце. Солнце — это громадный шар из раскаленных газов. Планеты Солнечной системы различны по размеру, но все они значительно меньше Солнца. Предложите ребенку взять футбольный мяч и представить себе, что это Солнце. Тогда Землю можно представить размером с булавочную головку! Покажите ребенку картинки (см. вклейку, рис. 4-5) и попросите ответить на вопросы. Что больше — Солнце или Земля? (Солнце больше Земли). Солнце или Юпитер? (Солнце больше Юпитера). Сатурн или Уран? (Сатурн больше Урана). Нептун или Плутон? (Нептун больше Плутона). Предложите найти на рисунке ближайшую к Солнцу планету. Спросите, какая по счету от Солнца планета Земля? Предложите найти планету Сатурн. Она окружена кольцами огромных размеров. Спросите, какая по счету от Солнца планета Сатурн? Предложите ребенку определить и назвать общую часть родственных слов: лунный, лунатик, луноход; земелька, земельный, подземный. Предложите назвать лишнее слово: солнце, солнечный, соленый.
Игра «Луна»
Чему учится ребенок: образовывать сложные слова; изменять глаголы прошедшего времени по родам.
Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 8).
Ход игры: расскажите, что Луна сияет ярче звезд. С давних времен люди интересовались, почему Луна то круглая, то видна лишь ее половинка, то тонкий серпик, напоминающий кусочек сыра. Сейчас мы знаем, что Луна — это спутник нашей Земли и вращается вокруг нашей планеты. На каждый круг у нее уходит 28 дней — почти месяц. Луна светится не сама, ее освещает Солнце. Когда Луна обращена к Земле своей светлой стороной, мы видим всю луну целиком, и говорят, что наступило полнолуние. Когда видна лишь часть светлой стороны, то Луна похожа на половинку круга. Предложите ребенку называть слова ласково: полный — ... (полненький), красивый — ... (красивенький). Предложите изменять слова по образцу: полный — полнее, светлый — ..., красивый — ....
Предложите ребенку догадаться, какое слово пропущено, и назвать его: «Днем светило солнышко. Ночью ... (светила) луна. Сегодня светит солнце, а вчера ... (лил, шел) дождь.» Попросите подобрать синонимы к слову «светить» (сиять, сверкать) и составить словосочетания с синонимами: светить..., сверкать..., сиять... (светит солнце, сверкают звезды, сияет луна).
Предложите закончить предложение, правильно употребляя слова: солнце ... (светило), фонари ... (светили), ночник ... (светил).
Игра «Почему Луна не падает на Землю!»
Чему учится ребенок: образовывать глаголы при помощи приставок; игра способствует развитию зрительного внимания.
Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 9).
Ход игры: предложите ребенку провести опыт: обмотать ластик ниткой, а другой конец нитки крепко держать в руке. Ластик будет «луной», а ребенок — «землей». Попросите хорошенько раскрутить ластик за нитку. Ластик-луна старается оборвать нитку и улететь, а нитка не дает ему этого сделать. Настоящую Луну удерживает сила земного притяжения. Если перестать раскручивать ластик, он упадет! Как только Луна перестанет вращаться вокруг Земли, так немедленно сила притяжения нашей планеты ее «приземлит», притянет к Земле. Так что весь секрет — в движении.
Предложите ребенку образовывать слова по образцу: тянуть — притянуть, поднять — ... (приподнять), мчаться — ... (примчаться), везти — ... (привезти), сесть — ... (присесть).
Предложите ребенку определить, чем отличаются слова (голосом выделяйте приставку): влететь, вылететь, прилететь, слететь, улететь, полететь. Предложите ребенку закончить слово, назвав его остальную часть. Например: принести, приползти, привезти; перейти, переползти, передвинуть.