Критерии уровневой оценки качества компетенций
Тест языковой грамотности
Главной целью обучения языку является освоение его как средства отражения действительности, хранения информации и коммуникации (инструмента общения). Ребенок должен освоить языковые механизмы, язык в его функционировании. Поэтому содержание предмета «русский язык» в тесте структурировано в соответствии с логикой пользования языком, существенно отличающейся от принципа систематизации языковых явлений в науке о языке и в примерной программе для начальной школы: графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Следуя заявленной логике, в тесте выделяются две содержательные области: «Слово, его значение и написание», «Высказывание и его оформление в письменной речи», что соответствует двум аспектам речевой деятельности (номинативному и коммуникативному).
Первая содержательная область предполагает освоение слова прежде всего с точки зрения соотношения формы и значения, что означает овладение языковыми механизмами формирования и выражения понятий и представлений. Задачи этой части теста построены на материале, соответствующем таким разделам учебного предмета «Русский язык», как «Звук и буква», «Состав слова», «Части речи» и «Лексика».
Вторую содержательную область определяет действие последовательного развертывания в языке различных содержаний. Таким образом, данная область охватывает все виды синтагматических связей между словами, словосочетаниями, частями предложения и частями текста, т.е. связана с освоением синтаксических средств языка. Задачи этой части теста построены на материале таких разделов учебного предмета, как «Синтаксис и пунктуация» и «Текст».
Более детальная развертка предметного содержания теста по русскому языку представлена в технологической матрице (cм.таблицу)
Предметное содержание теста языковой грамотности
Содержательная область | Средства анализа и построения языковых конструкций (понятия, представления) | Действия с языковым материалом |
Слово, его значение, звучание и написание | · отношение «форма - значение» · модели словообразования и словоизменения · несимметричность формы и значения (омонимия, многозначность, синонимия) · родо-видовые отношения · отношение «часть – целое» · отношение противоположности (антонимия) | · членение слова на значимые части (морфемы) · определение значения слова по морфемному составу и по контексту · сравнение языковых единиц по форме и по значению (лексическому и грамматическому) · распознавание частей речи · «сворачивание» толкования в слово, «конструирование» слова по заданной словообразовательной модели · объяснение значения слова: при помощи однокоренного слова, синонимов, через отнесение к более общему понятию · построение простой классификации · объединение слов в тематические группы · построение упорядоченного списка · построение синонимических рядов и антонимических пар |
· отношение «звук-буква» · принципы русского письма (фонематический, морфологический) · звуковая модель слова | · построение рядов слов и словоформ с чередующимися звуками (подбор однокоренных («одноморфемных») слов и изменение формы слова) · определение «ошибкоопасного места», (места орфограммы в слове) | |
Высказывание и его оформление в письменной речи | · связь (смысловая и грамматическая: сочинение, подчинение, координация) · коммуникативная ситуация · речевой жанр | · установление и выражение отношений зависимости/ независимости между словами в высказывании, частями высказывания · членение речи на отрезки, имеющие смысловую и грамматическую завершенность (предложения) · преобразование высказывания (на уровне предложения): изменение порядка слов, сокращение, разворачивание, изменение структуры · преобразование нелинейного текста (схемы, списка, таблицы) в грамматически связное высказывание · определение цели высказывания и построение высказывания в соответствии с разными целями · преобразование высказывания в соответствии с изменением цели, условий, сменой говорящего: перестановка частей, сокращение, разворачивание и т. п. |
· модель предложения · отношения однородности/ неоднородности | · пунктуационное оформление предложения (знаки конца предложения, знаки между частями сложного предложения) · пунктуационное оформление предложения, содержащего однородные члены |
Критерии уровневой оценки качества компетенций
Первый уровень предполагает умение действовать по образцу в стандартных условиях.
Критерием достижения этого уровня является выполнение типовых заданий, проработанных на уроке. Чтобы справиться с данным заданием, достаточно уметь, опираясь на внешние признаки, опознать его тип и реализовать и реализовывать соответствующий образец действия (алгоритм, правило, схема).
В текстах на грамотность чтения, где предметом действия выступает отношение содержание-текст, к первому уровню относятся задания на восстановление содержания, явным образом отображенного в тексте.
Первый уровень (формальный) – ориентация на форму способа действия
В качестве материала заданий используются слова, предложения, тексты, в которых отношение между формой и значением прозрачны. Это слова с прозрачным морфемным членением, слова, относящиеся к ядрам лексико-грамматических классов, предложения с прозрачной структурой, речевые жанры, имеющие устойчивую, стандартную форму. Т.е. в заданиях первого уровня проверяется овладение самим алгоритмом действия в условиях однозначного соответствия формы и значения языковой единицы.
Формулировка задания стандартна и содержит прямое указание на само действие. Например: Разберите слово по составу, Подберите проверку к слову, Разделите слово на слоги и т.п.
Виды заданий:
· Распознавание языковых единиц, отношений по формальным признакам
· Членение более крупных единиц на мелкие (слово – морфемы, предложение – слова, текст – предложения)
· Сравнение языковых единиц по форме и значению
· Построение рядов слов по определенному принципу (чередование в корне, слова с общей морфемой, формы одного слова и т.п.)
· Применение известного способа, алгоритма, правила проверки орфограммы
Второй уровень проявляется в умении определить способ действия, ориентируясь не на внешние (формальные) признаки задачной ситуации, а на лежащие в ее основе существенные (предметные) отношения.
Критерием достижения этого уровня является выполнение заданий, в которых внешняя форма и конкретное содержание проблемной ситуации не обеспечивают ориентировку действия, а структура существенных отношений замаскирована посторонними деталями или находится в противоречии с формальной стороной ситуации.
В текстах на грамотность чтения задания второго уровня предполагаю восстановление по тексту внутренней, смысловой стороны его содержания, которое в принципе всегда представлено не явным, а косвенным образом.
Второй уровень (предметный) – ориентация на существенное отношение в основе способа действия
Материалом заданий на этом уровне являются слова, предложения, тексты, в которых отношения между формой и значением «зашумлены»: используются словоформы, синтаксические конструкции, совпадающие по форме, но имеющие разное значение (омонимия), и наоборот – различающиеся по форме, но полностью или частично совпадающие в значении (чередование, синонимия)
Виды заданий:
· Распознавание языковых единиц, отношений в условиях «зашумления»: морфемный анализ слова при формальном совпадении приставки и части корня, суффикса и части корня, суффикса и окончания; чередования внутри морфемы
· Распознавание языковых единиц, отношений, определение значения на основе контекста (определение значения незнакомого слова в тексте; различение частей речи в условиях грамматической омонимии; установление смысловых и грамматических связей между словами в условиях синтаксической омонимии; определение цели высказывания по описанию ситуации говорения; членение текста на предложения в условиях неоднозначности)
· Установление соответствия между значениями единиц разных уровней: объяснение значения незнакомого слова на основе значения морфем; «сворачивание» словосочетания в слово; «разворачивание» слова в словосочетание
· Проверка орфограмм в условиях неочевидности способа
Третий уровень. Ему соответствует свобода в обращении с культурным средством или способом действия.
Критерием достижения этого уровня является выполнение заданий, для которых характерно наличие «зазора», делающего невозможным переход от условий и целей к освоенным способам действия. К ним относятся задания, предполагающие спонтанное моделирование задачной ситуации, поиск альтернативных путей действия, координацию двух и более действий.
Категория заданий, представляющих третий уровень, не имеет четких границ.
В текстах на грамотность чтения третьему уровню отвечают задания, которые предполагают реконструкцию фрагментов содержания текста на основании его целостного восприятия и понимания. К этому же уровню относятся задания , требующие согласования текста и отображаемой ситуации в зависимости от его адресованности.
За выполнение каждого задания теста начисляется 1 балл, за невыполнение – о баллов.
Третий уровень (функциональный) – ориентация на границы способа действия
Применительно к языку этот уровень предполагает свободное владение языковыми средствами, конструирование (преобразование) формы для выражения определенного содержания
Виды заданий:
· Восстановление деформированного текста: восстановление пропущенного фрагмента текста, нарушенного порядка слов на основе анализа контекста, значения слова; пунктуационное оформление высказывания на основе анализа контекста, ситуации
· Преобразование текста: построение синонимичных высказываний; изменение высказывания в соответствии с изменением цели, условий, сменой говорящего: перестановка частей, сокращение, разворачивание и т. п.; преобразование нелинейного текста (схемы, списка, таблицы) в грамматически связное высказывание
· Конструирование языковой формы для заданного содержания («сворачивание» толкования в слово)
· Достраивание речевого контекста для заданной языковой формы
· Определение «ошибкоопасного» места (на материале неизученных орфограмм)