Ледоколы в Полярных конвоях
В период Великой Отечественной войны большую роль в обеспечении морских операций в Арктике сыграло Главное Управление Северного Морского пути, начальником которого был известный полярник, дважды герой Советского Союза И. Д. Папанин.
В первые дни войны Главсевморпути было дано указание Правительства о перестройке работы с учетом возможных военных операций в Арктике.
Руководство Главсевморпути приняло решение, что в сложившихся условиях основными задачами являются:
1) обеспечение нормальной работы важнейших арктических портов: Мурманска, Архангельска, Диксона - в западном районе Арктики и Тикси, Проведение — в восточном секторе Арктики.
2) Осуществление ледокольной проводки судов по трассе Северного морского пути, а также союзных конвоев в зимнее время в Белое море.
3) Усиление оперативной информации о погодных и ледовых условий в арктических морях для военного и транспортного флотов.
Из части ледокольных и гидрографических судов Главсевморпути и траулеров рыбной промышленности был сформирован северный отряд Беломорской Военной флотилии, наиболее крупными и хорошо вооруженными кораблями Северного отряда БВФ были: ледорез "Литке" (СКР-18) и ледокольный пароход "Дежнев" (СКР-19), сторожевыми кораблями стали гидрографические шхуны ГУСМП - "Циркуль", "Полярник" и "Папанин".
Ледорез «Федор Литке»
В октябре 1941 г. приказом народного комиссара Военно-морского флота Н.Г. Кузнецова и начальника Главсевморпути И. Д. Папанина было создано управление беломорскими ледовыми операциями (УБЛО), с постоянным пребыванием в Архангельске и в оперативном подчинении Военному Совету БВФ.
Управление располагало ледоколами "И. Сталин", "Ленин", ледокольными пароходами "А. Сибиряков", "Георгий Седов", "Садко". Позднее ледокольный отряд пополнился мощными ледоколами: "Красин", "А. Микоян", "Л. Каганович", "Северный Ветер".
Все суда были частично укомплектованы военными командами и вооружением. Характер деятельности ледоколов определялся сезонностью плавания в Арктике. В летнюю навигацию они выходили на трассу Северного морского пути, для проводки караванов судов, осенью возвращались в Белое море, где занимались проводкой союзных конвоев.
Так 22 ноября 1941 г. ледокол "Ленин" привел к причалам Архангельска семь иностранных транспортов конвоя PQ-3 и восемь судов (из них пять советских) конвоя PQ-4. В конце ноября в начале декабря 1941 г. из Архангельска через льды Белого моря, ледоколы вывели 22 транспорта конвоев QP-3 и QP-4. Все суда были загружены экспортными грузами, которые направлялись союзным странам. 23 декабря ледокол "И. Сталин" провел в Северодвинск суда конвоя PQ-6.
. Первый конвой PQ-8 пришел в Мурманск 11 января 1942 г. в составе 9 транспортов, в том числе два танкера с 3 тысячами тонн высококачественного бензина для нужд Советской армии.
Вслед за конвоем PQ-8 в Мурманск с 20 января по 30 мая 1942 года пришли суда еще 8 союзных конвоев в составе 105 транспортных судов. Зимой 1942/43 гг. в этот порт доставили грузы 5 союзных конвоев, в количестве 53 транспортов, в зимнее время 1943/44 гг. 4 союзных конвоя из 54 судов. Зимой 1945 г. в Мурманск доставили грузы 5 союзных конвоев в составе 62 судов. Весной 1945 г. Мурманский порт принял 4 конвоя из 96 судов.
За весь период Великой Отечественной войны порт принял и обработал 379 пароходов, на которых было доставлено 322, 9 тыс. тонн различного вооружения и боевой техники. Все эти годы работа Мурманского порта проходила под неослабным наблюдением уполномоченного ГКО И. Д. Папанина и его штаба.
Не менее интенсивно проходили проводки конвоев через льды Белого моря в 1942 г. и последующие зимы.
Пополнил ледокольный флот и ледокол "Красин", который в апреле 1942 г. пришел в составе конвоя PQ-15 в Мурманск. Летом он работал на трасс Севморпути, зимой 1942/43 гг. принимал участие в проводке через льды союзных конвоя PQ-15.
Со времени начала конвойных операций в СССР PQ-15 был самым крупным караваном. В его состав было включено 26 транспортов. Командование военно-морского ведомства вместе с тем позаботилось и об усилении эскорта. Помимо традиционных 16 тральщиков, эсминцев и крейсеров, в состав ближнего эскорта были включены "Крейсер ПВО" (конверсионный грузопассажирский паром) "Уильстер Куин" и подводная лодка "Стёджен". А в ордер грузовых пароходов впервые введено авиа-катапультное судно "Эмпайр Морн". Истребители, запускаемые с катапульты таких судов, предназначались для уничтожения в первую очередь неприятельских разведчиков. Взлетевшие один раз с катапульты эти самолеты уже не имели шансов приземлиться. Остается удивляться мужеству летчиков этих "Харрикейнов" и "Спитфайеров". После взлета их жизнь полностью оказывалась в руках Господа Бога, ладонях, укладывавших парашют, и в четких действиях спасателей.
Примечательно было и формирование эскадры дальней завесы. В нее впервые в истории Хоум флита были введены мощные американские корабли: линкор "Джордж Вашингтон",крейсера "Тускалуза", "Вичита", а так же эсминцы "Мадисон", "Планкит", "Уэйнрайт" и "Уилсон". Наряду с британскими и американскими кораблями, к обеспечению дальнего прикрытия были привлечены польская подводная лодка "Ястржеб", норвежская "Уредо" и французская "Минерв"…
На переход в Мурманск потребовалось 10 суток. "Красин" шел первым в четвертой колонне. На четвертые сутки после выхода в море, 30 апреля появились немецкие гидросамолеты-разведчики, которые неотступно следовали за конвоем. Таким образом, конвой был обнаружен, и начались беспрерывные атаки: бомбардировщики и торпедоносцы налетали один за другим, корабли конвоя и эскорт вели непрерывный заградительный огонь. Ледокол "Красин" не только отбивал воздушные атаки немецких самолетов, но и прикрывал следовавший с ним слабовооруженный ледокол "Монткальм".
Вместе с тем для эскадры дальней завесы этот день стал днем траура. Маневрируя при плохой видимости, линкор "Кинг Джордж V" разрезал пополам эсминец "Панджаби". И хотя удалось спасти 226 человек, многие члены команды эсминца погибли при детонации глубинных бомб. Серьезные повреждения получил и линкор, замененный вскоре "Дьюк оф Йорком".
Новая трагедия настигла конвой на следующий день. Норвежский эсминец "Сейнт Элбанс" и британский тральщик "Сигал" обнаружили и атаковали подводную лодку. Всплывшая субмарина оказалась польским "Ястржебом", ошибочно уклонившимся на сто миль от зоны патрулирования. Повреждения были столь значительны, что лодку пришлось затопить, предварительно сняв с нее экипаж.
Но самой трагической для конвоя стала ночь со 2 на 3 мая... Подкравшись на недоступной для радаров и ограниченной для огня артиллерии высоте, шесть "Хейнкелей" один за другим освободились от висевших в подбрюшье торпед. "Кэйп Корсо" затонул в считанные минуты. Судно коммодора "Ботавон" пришлось добивать эсминцу эскорта. Поврежденный "Ютланд" еще сутки шел в конвое, пока не был потоплен немецкой подлодкой U-251.
3 мая на суда конвоя был совершен налет вражеских бомбардировщиков. На следующий день конвой подвергся атаке торпедоносцев. Три из них были сбиты огнем с "Красина".
Последней жертвой в караване стал вооруженный траулер "Кейп Палиссер", поврежденный во время налета 4 мая, за сутки до прихода конвоя в Мурманск. В этот день артиллеристы ледокола сбили еще две воздушные цели.
Из 25 судов каравана осталось 22.
5 мая 1942 года караван достиг острова Кильдин и вошел в Кольский залив. Так завершился выдающийся поход ледокола "Красин" через два океана по маршруту: бухта Провидения - Сиэтл - Панамский канал - Балтимор - Норфолк - Нью-Йорк - Бостон - Портленд -Галифакс - Глазго - Рейкьявик -Мурманск, длиною в 15 309 миль.
В ноябре 1942 г. ледокол "А. Микоян" завершил свой уникальный переход из Черного моря через Суэцкий канал. Индийский, Тихий океаны, а затем Северным морским путем в Архангельск. Он сразу же включился в проводку судов союзных конвоев через льды Белого моря. Зимой 1942/43 гг. ледоколы "И. Сталин", "Ленин", "Красин", "А. Микоян", "Л. Каганович" провели в порты Архангельск и Северодвинск 4 конвоя из 36 судов.
Проводку судов осложняли ожесточенные налеты немецкой авиации. В середине января 1942 г. ледокол "И. Сталин" в ожидании очередного конвоя у кромки льдов в Белом море подвергся атаке вражеского бомбардировщика. В результате бомбежки были повреждены котлы в машинном отделении и ледокол в течении месяца проходил ремонт в Северодвинске. 28 февраля 1943 г. ледокол "Л. Каганович" вел в Северодвинск 7 транспортов конвоя JW52 и подвергся ожесточенной атаке 6 немецких бомбардировщиков. Ледокол и транспортные суда интенсивным огнем орудий и пулеметов отбили атаку немецких самолетов.
Основная тяжесть по проводке союзных конвоев во льдах выпала на долю линейного ледокола "Ленин". Из-за сравнительно небольшой осадки он имел возможность работы на всех фарватерах Северной Двины. За годы войны он прошел во льдах 22 тыс. миль. Ледокол участвовал в проводке 778 транспортов, в том числе 343 союзных.
Однако следует напомнить, что после разгрома конвоя PQ-17 в июле 1942 года следующий конвой PQ-18 пришел в Архангельск только в сентябре 1942 г. В 1943 г. за 8 месяцев в порты Мурманск и Архангельск не пришло ни одного союзного конвоя из США и Англии.
И. Д. Папанин со свойственной ему энергией, успел побывать во многих Арктических портах от бухты Провидения до бухты Нордвик. Вместе со штабом проводки Восточного района уточнил ледовые условия в этом районе Арктики.
Доставка грузов из портов США через Тихий океан в дальневосточные советские порты, также имела свои трудности. Известно, что с начала Великой Отечественной войны японцы, как союзники фашистской Германии, всячески препятствовали судоходству советских судов. Они запретили проход через самый удобный в навигационном отношении пролив Лаперуза, останавливали и заводили в японские порты для досмотра транспорты, следующие с грузами из США.
В январе 1944 г. И. Д. Папанин возвращается для руководства по приемке конвоев в порты Мурманск, Архангельск, Северодвинск.
Только с помощью ледоколов в Архангельск и Северодвинск зимой 1944 г. были проведены 248 транспортов и выведена в Атлантику 258 судов. За первую половину 1945 г. ледоколы обеспечили проводку через льды Белого моря 5 конвоев в составе 71 судна. Всего за 1941 - 45 гг. Архангельский и Северодвинский порты приняли и обработали 342 судна.
Одновременно с обеспечением проводки союзных конвоев не прекращались в военное время транспортные перевозки по всей трассе Северного Морского пути. Обширная трасса Севморпути была поделена на два основных района: Западный и Восточный. В Западный район входили моря Баренцево, Карское и Лаптевых. В Восточный: Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово. В каждом районе имелся штаб морских операций, которые возглавляли известные полярные капитаны - М. П. Белоусов, А. П. Мелехов. В распоряжении штабов была вся научно-оперативная, авиационная и радиослужба в Арктике.
В каждом районе существовали синоптические бюро: западное - на Диксоне, восточное - на мысе Шмидта. Они обобщали метеоданные, поступающие с полярных станций и сообщали в штабы морских операций прогнозы погоды и ледовые условия.
Усилилось и обслуживание морских операций самолетами полярной авиации: за два месяца до начала навигации самолеты проводили стратегическую ледовую разведку, на основании которой ученые Арктического института составляли долгосрочный ледово-синоптический прогноз на лето, а в период навигации ледовые условия уточнялись с помощью оперативной воздушной разведки.
Немаловажную роль в обеспечении навигации в Арктике в период Великой Отечественной войны сыграл гидрографический флот Главсевморпути, суда которого участвовали в работе специальной службы Ледового Патруля, а так же продолжали в тяжелых условиях военного времени гидрографические исследования для создания новых навигационных пособий и выполнения лоцмейстерских работ на трассе Севморпути.
Летом 1942 г. изучением положения льдов у западных берегов Новой Земли и в Карском море осуществляло гидрографическое судно "Мурманец" (Ледовый патруль №18).
Уже в начале рейса в июле месяце этому судну пришлось вместо проведения гидрографических и гидрометеорологических исследований заниматься спасением моряков из конвоя PQ-17. В районе Белужьей губы были спасены более 140 человек с 5 потопленных немецкими подлодками и самолетами, английских и американских судов.
Во время плавания у берегов Новой Земли "Мурманец" принял участие в отражении нападения немецкой подводной лодки U-601 на полярную станцию Малые Кармакулы. Дважды судно избегало встречи с немецкими подводными лодками: 19 августа у мыса Желания с подлодкой U-255 и U-251 у острова Уединения в сентябре.
В навигацию 1943 г. г/с "Мурманец" (Ледовый патруль №20) обследовал ледопроходимоеть Новоземельских проливов, а также кромку льдов в Карском море. Однако вскоре было получено распоряжение контр-адмирала И. Д. Папанина о несении дозорной службы в районе пролива Вилькицкого, где ожидалось появление немецких подводных лодок и надводных кораблей. Во время несения службы "Мурманец" подвергся обстрелу немецкого самолета, но благодаря умелым маневрам капитана П. И. Котцова получил лишь незначительные повреждения.
В августе 1944 г. гидрографическое судно "Норд" в Карском море занималось лоцмейстерскими работами по обеспечения маяков. У острова Белуха судно было обнаружено немецкой подводной лодкой U-557, подверглось артобстрелу и затонуло. Погибло 18 человек, 2-х взяли в плен.
Значительная часть грузов по ленд-лизу доставлялась из США через Тихий океан в порты Провидение, Петропавловск-на-Камчатке, и на запад по трассе Севморпути.
Кроме того, в навигацию 1944 г. и особенно 1945 г. в районы портов Петропавловск-на-Камчатке, Анадырь, Провидение стали поступать советские суда, доставлявшие личный состав и военные грузы армии маршала Р.Я. Малиновского. Шла интенсивная подготовка к боевым действиям с империалистической Японией.
Летом 1941 г. с помощью ледореза "Ф. Литке", ледокольных пароходов "А. Сибиряков", "Г. Седов" осуществлялись поставки хозяйственных грузов в арктические порты и полярные станции Западного района Арктики.
Ледовую проводку судов осуществляли ледоколы "Ленин", "И. Сталин", "Л. Каганович".
В конце июля 1941 г. вышли в сквозное плавание по трассе Севморпути 5 судов Архангельского морского пароходства. В начале октября все суда прибыли в бухту Провидения, а оттуда ушли в американские порты западного побережья США - Сиэтл и Сан-Франциско за грузами по ленд-лизу. Проводку судов через льды обеспечивал каравану ледокол "Красин".
Навигация 1942 г. в Арктике проходила в сложных условиях. К лету 1942 года немецкое командование разработало специальную операцию "Вундерланд", которая преследовала цель - действиями надводных кораблей и подлодок нарушить навигацию на трассе Севморпути.
Начало навигации, тем не менее, прошло успешно. Из Архангельска на Восток были направлены 9 транспортных судов, под проводкой ледоколов "Красин" и "Ленин". Они благополучно преодолели льды Карского моря и через пролив Вилькицкого вышли в море Лаптевых.
Но дальше они не смогли пройти сквозь тяжелые льды и были возвращены в Карское море и оттуда через Маточкин Шар в октябре - ноябре поодиночке ушли через Северную Атлантику в Англию и США.
19 августа в Карское море прошел немецкий рейдер "Адмирал Шеер". Его разведывательный самолет обнаружил караван из девяти советских транспортных судов и ледоколов "Ленин" и "Красин", который вышел из Диксона направляясь в Архангельск.
Но в это время нашел густой туман и суда рейдер не обнаружил. При второй попытке атаковать караван рейдер встретил сплоченные льды и был вынужден следовать на юг к архипелагу Норденшельда где недалеко от острова Белуха он 25 августа после ожесточенного боя, потопил ледокольный пароход "А. Сибиряков".
«Сибирякова» называли «полярным «Варягом». Но крейсер первого ранга «Варяг» был вооружен двенадцатью 152- и двенадцатью 75-миллиметровыми орудиями, шестью торпедными аппаратами. А у «Сибирякова», в отличие от «Шеера», какие торпедные аппараты!.. Однако же как долго сражался старый трудяга - пароход!.. В 12 часов 56 минут 25 августа 1942 года радиоцентр Диксона принял первое сообщение капитана Качаравы о встрече с крейсером. Через час 9 минут связь с «Сибиряковым» оборвалась. Но связь его с историей в общем-то крепкая. В Архангельске предполагается создание у диорамы, посвященной бою «Сибирякова» с «Шеером». Не забывают и суда, которые проходят мимо острова Белуха, где сражался пароход, медленно приспустить флаги и салютовать собрату-герою протяжными гудками?..
Немецкие подводные лодки пытались нарушить транспортные операции путем уничтожения полярных станций, которые выдавали штабам морской проводки информацию о ледовой обстановке и погодных условиях на важнейших участках Западного сектора Арктики.
Навигация 1943 г. в Западном секторе Арктики проходила в еще более суровых условиях. Основное противодействие советским боевым кораблям и транспортным судам оказывали только в Карском море 13 немецких подводных лодок. Они выставили мины у пролива Югорский Шар, у Диксона в устье Енисея, торпедировали суда и корабли, обстреливали полярные станции.
В тяжелых ледовых условиях в августе из моря Лаптевых, в Карское ледоколы "И. Сталин" и ледорез "Ф. Литке" провели три судна, доставившие грузы из портов США. Для охраны судов в Карское море были направлены минный заградитель "Мурман", СКР-19 ("С. Дежнев") и три тральщика. В начале сентября конвой ВА-8 прибыл на Диксон, но дальше транспортные суда не пошли из-за большой активности немецких подводных лодок.
Тяжелый удар нанесли немцы конвою ВА-18 (пролив Вилькицкого - Архангельск), который шел из пролива Вилькицкого к Диксону. Четыре крупнотонных парохода следовали из США с импортными грузами. Их экскортировали "Мурман" и четыре тральщика. 1 октябре были торпедированы пароходы "Архангельск" и "С. Кирова и тральщик ТЩ-42. В это же время были потоплены в Карском море пароходы "Диксон" и "Тбилиси", подводной лодкой U-302, совершавшие одиночное плавание.
В связи с такой сложной военной обстановкой было решено 15 транспортных судов оставить на зимовку в порту Диксон. Ледоколы "И. Сталин" и ледорез "Ф. Литке" направили под охраной военных кораблей в Архангельск, где они были необходимы для ледовой проводки судов в Белом море зимой 1943/44 гг.
Был создан конвой АБ-55 (Арктика - Белое море) В его состав кроме ледоколов вошли миноносцы "В. Куйбышев", "Разумный", "Разъяренный". Конвой АБ-55 отбивая атаки немецких подводных лодок, благополучно довел ледоколы 17 ноября до горла Белого моря.
В навигацию 1944 г. в Западном секторе Арктики удалось обеспечить более безопасное плавание судов благодаря усилению противолодочных сил БВФ.
Так в конце июля 1944 г. из Диксона в Архангельск прошел конвой ДБ-1 (Диксон - Белое море) из 15 транспортных судов, оставленных на зимовку в порту Диксона с навигации 1943 г. Обеспечивали безопасность конвоя корабли БВФ.
С Запада на Восток в навигацию 1944 г. по всей трассе Севморпути прошли из Архангельска под проводкой ледореза "Ф. Литке" суда "Моссовет", "Игарка", "А. Андреев" и в обратном направлении с Востока "Революционер" и "Кингисепп" с грузами ленд-лиза в сопровождении ледокола "Северный Ветер".
Арктическая навигация 1945 г. проходила в Западном секторе Арктики уже в мирных условиях после окончания Великой Отечественной войны. Сквозные плавания по Северному морскому пути с Востока на Запад совершили суда "Кубань", "Владивосток", "Аскольд" и "Псков" с импортными грузами из США.
Известно, что за 1941/45 гг. из стран союзников было доставлено морским путем 17,5 млн. тонн военных и хозяйственных грузов. Объем их в конвоях "на Север России" составил 22,7%, в конвоях через Тихий океан 47,1%, по трассе Севморпути 2,5%.
В успешном обеспечении этих морских операций немалая заслуга принадлежала коллективу Главсевморпути. Была обеспечена интенсивная, бесперебойная работа важнейших арктических портов по приемке и обработке грузов, поступавших из союзных стран по ленд-лизу, ледовые проводки союзных конвоев в Белое море и транспортов по трассе Севморпути.
Роль Главного Управления Северного морского пути в обеспечении морских операций в арктических морях была высоко оценена Советским правительством. За годы Великой Отечественной войны около трех тысяч работников Главсевморпути были награждены орденами и медалями.
События, происходившие в арктических морях нашей страны в годы Великой Отечественной войны указывают на значительную роль ледокольного флота в обеспечении защиты наших северных рубежей и подчеркивают особое значение, которое они сыграли в проведении военных операций в этом регионе.