Ледоколы в Полярных конвоях

Ледоколы в Полярных конвоях - student2.ru В период Великой Отечественной войны большую роль в обеспечении морских операций в Арктике сыграло Главное Управление Северного Морского пути, начальником которого был известный полярник, дважды герой Советского Союза И. Д. Папанин.
В первые дни войны Главсевморпути было дано указание Правительства о перестройке работы с учетом возможных военных операций в Арктике.

Руководство Главсевморпути приняло решение, что в сложившихся условиях основными задачами являются:
1) обеспечение нормальной работы важнейших арктических портов: Мурманска, Архангельска, Диксона - в западном районе Арктики и Тикси, Проведение — в восточном секторе Арктики.
2) Осуществление ледокольной проводки судов по трассе Северного морского пути, а также союзных конвоев в зимнее время в Белое море.
3) Усиление оперативной информации о погодных и ледовых условий в арктических морях для военного и транспортного флотов.

Из части ледокольных и гидрографических судов Главсевморпути и траулеров рыбной промышленности был сформирован северный отряд Беломорской Военной флотилии, наиболее крупными и хорошо вооруженными кораблями Северного отряда БВФ были: ледорез "Литке" (СКР-18) и ледокольный пароход "Дежнев" (СКР-19), сторожевыми кораблями стали гидрографические шхуны ГУСМП - "Циркуль", "Полярник" и "Папанин".
Ледорез «Федор Литке»

В октябре 1941 г. приказом народного комиссара Военно-морского флота Н.Г. Кузнецова и начальника Главсевморпути И. Д. Папанина было создано управление беломорскими ледовыми операциями (УБЛО), с постоянным пребыванием в Архангельске и в оперативном подчинении Военному Совету БВФ.

Управление располагало ледоколами "И. Сталин", "Ленин", ледокольными пароходами "А. Сибиряков", "Георгий Седов", "Садко". Позднее ледокольный отряд пополнился мощными ледоколами: "Красин", "А. Микоян", "Л. Каганович", "Северный Ветер".
Все суда были частично укомплектованы военными командами и вооружением. Характер деятельности ледоколов определялся сезонностью плавания в Арктике. В летнюю навигацию они выходили на трассу Северного морского пути, для проводки караванов судов, осенью возвращались в Белое море, где занимались проводкой союзных конвоев.

Так 22 ноября 1941 г. ледокол "Ленин" привел к причалам Архангельска семь иностранных транспортов конвоя PQ-3 и восемь судов (из них пять советских) конвоя PQ-4. В конце ноября в начале декабря 1941 г. из Архангельска через льды Белого моря, ледоколы вывели 22 транспорта конвоев QP-3 и QP-4. Все суда были загружены экспортными грузами, которые направлялись союзным странам. 23 декабря ледокол "И. Сталин" провел в Северодвинск суда конвоя PQ-6.

. Первый конвой PQ-8 пришел в Мурманск 11 января 1942 г. в составе 9 транспортов, в том числе два танкера с 3 тысячами тонн высококачественного бензина для нужд Советской армии.
Вслед за конвоем PQ-8 в Мурманск с 20 января по 30 мая 1942 года пришли суда еще 8 союзных конвоев в составе 105 транспортных судов. Зимой 1942/43 гг. в этот порт доставили грузы 5 союзных конвоев, в количестве 53 транспортов, в зимнее время 1943/44 гг. 4 союзных конвоя из 54 судов. Зимой 1945 г. в Мурманск доставили грузы 5 союзных конвоев в составе 62 судов. Весной 1945 г. Мурманский порт принял 4 конвоя из 96 судов.
За весь период Великой Отечественной войны порт принял и обработал 379 пароходов, на которых было доставлено 322, 9 тыс. тонн различного вооружения и боевой техники. Все эти годы работа Мурманского порта проходила под неослабным наблюдением уполномоченного ГКО И. Д. Папанина и его штаба.
Не менее интенсивно проходили проводки конвоев через льды Белого моря в 1942 г. и последующие зимы.

Пополнил ледокольный флот и ледокол "Красин", который в апреле 1942 г. пришел в составе конвоя PQ-15 в Мурманск. Летом он работал на трасс Севморпути, зимой 1942/43 гг. принимал участие в проводке через льды союзных конвоя PQ-15.

Со времени начала конвойных операций в СССР PQ-15 был самым крупным караваном. В его состав было включено 26 транспортов. Командование военно-морского ведомства вместе с тем позаботилось и об усилении эскорта. Помимо традиционных 16 тральщиков, эсминцев и крейсеров, в состав ближнего эскорта были включены "Крейсер ПВО" (конверсионный грузопассажирский паром) "Уильстер Куин" и подводная лодка "Стёджен". А в ордер грузовых пароходов впервые введено авиа-катапультное судно "Эмпайр Морн". Истребители, запускаемые с катапульты таких судов, предназначались для уничтожения в первую очередь неприятельских разведчиков. Взлетевшие один раз с катапульты эти самолеты уже не имели шансов приземлиться. Остается удивляться мужеству летчиков этих "Харрикейнов" и "Спитфайеров". После взлета их жизнь полностью оказывалась в руках Господа Бога, ладонях, укладывавших парашют, и в четких действиях спасателей.
Примечательно было и формирование эскадры дальней завесы. В нее впервые в истории Хоум флита были введены мощные американские корабли: линкор "Джордж Вашингтон",крейсера "Тускалуза", "Вичита", а так же эсминцы "Мадисон", "Планкит", "Уэйнрайт" и "Уилсон". Наряду с британскими и американскими кораблями, к обеспечению дальнего прикрытия были привлечены польская подводная лодка "Ястржеб", норвежская "Уредо" и французская "Минерв"…
На переход в Мурманск потребовалось 10 суток. "Красин" шел первым в четвертой колонне. На четвертые сутки после выхода в море, 30 апреля появились немецкие гидросамолеты-разведчики, которые неотступно следовали за конвоем. Таким образом, конвой был обнаружен, и начались беспрерывные атаки: бомбардировщики и торпедоносцы налетали один за другим, корабли конвоя и эскорт вели непрерывный заградительный огонь. Ледокол "Красин" не только отбивал воздушные атаки немецких самолетов, но и прикрывал следовавший с ним слабовооруженный ледокол "Монткальм".

 

Вместе с тем для эскадры дальней завесы этот день стал днем траура. Маневрируя при плохой видимости, линкор "Кинг Джордж V" разрезал пополам эсминец "Панджаби". И хотя удалось спасти 226 человек, многие члены команды эсминца погибли при детонации глубинных бомб. Серьезные повреждения получил и линкор, замененный вскоре "Дьюк оф Йорком".
Новая трагедия настигла конвой на следующий день. Норвежский эсминец "Сейнт Элбанс" и британский тральщик "Сигал" обнаружили и атаковали подводную лодку. Всплывшая субмарина оказалась польским "Ястржебом", ошибочно уклонившимся на сто миль от зоны патрулирования. Повреждения были столь значительны, что лодку пришлось затопить, предварительно сняв с нее экипаж.
Но самой трагической для конвоя стала ночь со 2 на 3 мая... Подкравшись на недоступной для радаров и ограниченной для огня артиллерии высоте, шесть "Хейнкелей" один за другим освободились от висевших в подбрюшье торпед. "Кэйп Корсо" затонул в считанные минуты. Судно коммодора "Ботавон" пришлось добивать эсминцу эскорта. Поврежденный "Ютланд" еще сутки шел в конвое, пока не был потоплен немецкой подлодкой U-251.
3 мая на суда конвоя был совершен налет вражеских бомбардировщиков. На следующий день конвой подвергся атаке торпедоносцев. Три из них были сбиты огнем с "Красина".
Последней жертвой в караване стал вооруженный траулер "Кейп Палиссер", поврежденный во время налета 4 мая, за сутки до прихода конвоя в Мурманск. В этот день артиллеристы ледокола сбили еще две воздушные цели.
Из 25 судов каравана осталось 22.
5 мая 1942 года караван достиг острова Кильдин и вошел в Кольский залив. Так завершился выдающийся поход ледокола "Красин" через два океана по маршруту: бухта Провидения - Сиэтл - Панамский канал - Балтимор - Норфолк - Нью-Йорк - Бостон - Портленд -Галифакс - Глазго - Рейкьявик -Мурманск, длиною в 15 309 миль.

В ноябре 1942 г. ледокол "А. Микоян" завершил свой уникальный переход из Черного моря через Суэцкий канал. Индийский, Тихий океаны, а затем Северным морским путем в Архангельск. Он сразу же включился в проводку судов союзных конвоев через льды Белого моря. Зимой 1942/43 гг. ледоколы "И. Сталин", "Ленин", "Красин", "А. Микоян", "Л. Каганович" провели в порты Архангельск и Северодвинск 4 конвоя из 36 судов.
Проводку судов осложняли ожесточенные налеты немецкой авиации. В середине января 1942 г. ледокол "И. Сталин" в ожидании очередного конвоя у кромки льдов в Белом море подвергся атаке вражеского бомбардировщика. В результате бомбежки были повреждены котлы в машинном отделении и ледокол в течении месяца проходил ремонт в Северодвинске. 28 февраля 1943 г. ледокол "Л. Каганович" вел в Северодвинск 7 транспортов конвоя JW52 и подвергся ожесточенной атаке 6 немецких бомбардировщиков. Ледокол и транспортные суда интенсивным огнем орудий и пулеметов отбили атаку немецких самолетов.

Основная тяжесть по проводке союзных конвоев во льдах выпала на долю линейного ледокола "Ленин". Из-за сравнительно небольшой осадки он имел возможность работы на всех фарватерах Северной Двины. За годы войны он прошел во льдах 22 тыс. миль. Ледокол участвовал в проводке 778 транспортов, в том числе 343 союзных.

Однако следует напомнить, что после разгрома конвоя PQ-17 в июле 1942 года следующий конвой PQ-18 пришел в Архангельск только в сентябре 1942 г. В 1943 г. за 8 месяцев в порты Мурманск и Архангельск не пришло ни одного союзного конвоя из США и Англии.
И. Д. Папанин со свойственной ему энергией, успел побывать во многих Арктических портах от бухты Провидения до бухты Нордвик. Вместе со штабом проводки Восточного района уточнил ледовые условия в этом районе Арктики.

Доставка грузов из портов США через Тихий океан в дальневосточные советские порты, также имела свои трудности. Известно, что с начала Великой Отечественной войны японцы, как союзники фашистской Германии, всячески препятствовали судоходству советских судов. Они запретили проход через самый удобный в навигационном отношении пролив Лаперуза, останавливали и заводили в японские порты для досмотра транспорты, следующие с грузами из США.


В январе 1944 г. И. Д. Папанин возвращается для руководства по приемке конвоев в порты Мурманск, Архангельск, Северодвинск.
Только с помощью ледоколов в Архангельск и Северодвинск зимой 1944 г. были проведены 248 транспортов и выведена в Атлантику 258 судов. За первую половину 1945 г. ледоколы обеспечили проводку через льды Белого моря 5 конвоев в составе 71 судна. Всего за 1941 - 45 гг. Архангельский и Северодвинский порты приняли и обработали 342 судна.

Одновременно с обеспечением проводки союзных конвоев не прекращались в военное время транспортные перевозки по всей трассе Северного Морского пути. Обширная трасса Севморпути была поделена на два основных района: Западный и Восточный. В Западный район входили моря Баренцево, Карское и Лаптевых. В Восточный: Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово. В каждом районе имелся штаб морских операций, которые возглавляли известные полярные капитаны - М. П. Белоусов, А. П. Мелехов. В распоряжении штабов была вся научно-оперативная, авиационная и радиослужба в Арктике.
В каждом районе существовали синоптические бюро: западное - на Диксоне, восточное - на мысе Шмидта. Они обобщали метеоданные, поступающие с полярных станций и сообщали в штабы морских операций прогнозы погоды и ледовые условия.

Усилилось и обслуживание морских операций самолетами полярной авиации: за два месяца до начала навигации самолеты проводили стратегическую ледовую разведку, на основании которой ученые Арктического института составляли долгосрочный ледово-синоптический прогноз на лето, а в период навигации ледовые условия уточнялись с помощью оперативной воздушной разведки.

Немаловажную роль в обеспечении навигации в Арктике в период Великой Отечественной войны сыграл гидрографический флот Главсевморпути, суда которого участвовали в работе специальной службы Ледового Патруля, а так же продолжали в тяжелых условиях военного времени гидрографические исследования для создания новых навигационных пособий и выполнения лоцмейстерских работ на трассе Севморпути.

Летом 1942 г. изучением положения льдов у западных берегов Новой Земли и в Карском море осуществляло гидрографическое судно "Мурманец" (Ледовый патруль №18).
Уже в начале рейса в июле месяце этому судну пришлось вместо проведения гидрографических и гидрометеорологических исследований заниматься спасением моряков из конвоя PQ-17. В районе Белужьей губы были спасены более 140 человек с 5 потопленных немецкими подлодками и самолетами, английских и американских судов.
Во время плавания у берегов Новой Земли "Мурманец" принял участие в отражении нападения немецкой подводной лодки U-601 на полярную станцию Малые Кармакулы. Дважды судно избегало встречи с немецкими подводными лодками: 19 августа у мыса Желания с подлодкой U-255 и U-251 у острова Уединения в сентябре.
В навигацию 1943 г. г/с "Мурманец" (Ледовый патруль №20) обследовал ледопроходимоеть Новоземельских проливов, а также кромку льдов в Карском море. Однако вскоре было получено распоряжение контр-адмирала И. Д. Папанина о несении дозорной службы в районе пролива Вилькицкого, где ожидалось появление немецких подводных лодок и надводных кораблей. Во время несения службы "Мурманец" подвергся обстрелу немецкого самолета, но благодаря умелым маневрам капитана П. И. Котцова получил лишь незначительные повреждения.


В августе 1944 г. гидрографическое судно "Норд" в Карском море занималось лоцмейстерскими работами по обеспечения маяков. У острова Белуха судно было обнаружено немецкой подводной лодкой U-557, подверглось артобстрелу и затонуло. Погибло 18 человек, 2-х взяли в плен.

Значительная часть грузов по ленд-лизу доставлялась из США через Тихий океан в порты Провидение, Петропавловск-на-Камчатке, и на запад по трассе Севморпути.
Кроме того, в навигацию 1944 г. и особенно 1945 г. в районы портов Петропавловск-на-Камчатке, Анадырь, Провидение стали поступать советские суда, доставлявшие личный состав и военные грузы армии маршала Р.Я. Малиновского. Шла интенсивная подготовка к боевым действиям с империалистической Японией.

Летом 1941 г. с помощью ледореза "Ф. Литке", ледокольных пароходов "А. Сибиряков", "Г. Седов" осуществлялись поставки хозяйственных грузов в арктические порты и полярные станции Западного района Арктики.
Ледовую проводку судов осуществляли ледоколы "Ленин", "И. Сталин", "Л. Каганович".
В конце июля 1941 г. вышли в сквозное плавание по трассе Севморпути 5 судов Архангельского морского пароходства. В начале октября все суда прибыли в бухту Провидения, а оттуда ушли в американские порты западного побережья США - Сиэтл и Сан-Франциско за грузами по ленд-лизу. Проводку судов через льды обеспечивал каравану ледокол "Красин".
Навигация 1942 г. в Арктике проходила в сложных условиях. К лету 1942 года немецкое командование разработало специальную операцию "Вундерланд", которая преследовала цель - действиями надводных кораблей и подлодок нарушить навигацию на трассе Севморпути.
Начало навигации, тем не менее, прошло успешно. Из Архангельска на Восток были направлены 9 транспортных судов, под проводкой ледоколов "Красин" и "Ленин". Они благополучно преодолели льды Карского моря и через пролив Вилькицкого вышли в море Лаптевых.
Но дальше они не смогли пройти сквозь тяжелые льды и были возвращены в Карское море и оттуда через Маточкин Шар в октябре - ноябре поодиночке ушли через Северную Атлантику в Англию и США.
19 августа в Карское море прошел немецкий рейдер "Адмирал Шеер". Его разведывательный самолет обнаружил караван из девяти советских транспортных судов и ледоколов "Ленин" и "Красин", который вышел из Диксона направляясь в Архангельск.
Но в это время нашел густой туман и суда рейдер не обнаружил. При второй попытке атаковать караван рейдер встретил сплоченные льды и был вынужден следовать на юг к архипелагу Норденшельда где недалеко от острова Белуха он 25 августа после ожесточенного боя, потопил ледокольный пароход "А. Сибиряков".

Ледоколы в Полярных конвоях - student2.ru «Сибирякова» называли «полярным «Варягом». Но крейсер первого ранга «Варяг» был вооружен двенадцатью 152- и двенадцатью 75-миллиметровыми орудиями, шестью торпедными аппаратами. А у «Сибирякова», в отличие от «Шеера», какие торпедные аппараты!.. Однако же как долго сражался старый трудяга - пароход!.. В 12 часов 56 минут 25 августа 1942 года радиоцентр Диксона принял первое сообщение капитана Качаравы о встрече с крейсером. Через час 9 минут связь с «Сибиряковым» оборвалась. Но связь его с историей в общем-то крепкая. В Архангельске предполагается создание у диорамы, посвященной бою «Сибирякова» с «Шеером». Не забывают и суда, которые проходят мимо острова Белуха, где сражался пароход, медленно приспустить флаги и салютовать собрату-герою протяжными гудками?..


Немецкие подводные лодки пытались нарушить транспортные операции путем уничтожения полярных станций, которые выдавали штабам морской проводки информацию о ледовой обстановке и погодных условиях на важнейших участках Западного сектора Арктики.
Навигация 1943 г. в Западном секторе Арктики проходила в еще более суровых условиях. Основное противодействие советским боевым кораблям и транспортным судам оказывали только в Карском море 13 немецких подводных лодок. Они выставили мины у пролива Югорский Шар, у Диксона в устье Енисея, торпедировали суда и корабли, обстреливали полярные станции.
В тяжелых ледовых условиях в августе из моря Лаптевых, в Карское ледоколы "И. Сталин" и ледорез "Ф. Литке" провели три судна, доставившие грузы из портов США. Для охраны судов в Карское море были направлены минный заградитель "Мурман", СКР-19 ("С. Дежнев") и три тральщика. В начале сентября конвой ВА-8 прибыл на Диксон, но дальше транспортные суда не пошли из-за большой активности немецких подводных лодок.
Тяжелый удар нанесли немцы конвою ВА-18 (пролив Вилькицкого - Архангельск), который шел из пролива Вилькицкого к Диксону. Четыре крупнотонных парохода следовали из США с импортными грузами. Их экскортировали "Мурман" и четыре тральщика. 1 октябре были торпедированы пароходы "Архангельск" и "С. Кирова и тральщик ТЩ-42. В это же время были потоплены в Карском море пароходы "Диксон" и "Тбилиси", подводной лодкой U-302, совершавшие одиночное плавание.
В связи с такой сложной военной обстановкой было решено 15 транспортных судов оставить на зимовку в порту Диксон. Ледоколы "И. Сталин" и ледорез "Ф. Литке" направили под охраной военных кораблей в Архангельск, где они были необходимы для ледовой проводки судов в Белом море зимой 1943/44 гг.
Был создан конвой АБ-55 (Арктика - Белое море) В его состав кроме ледоколов вошли миноносцы "В. Куйбышев", "Разумный", "Разъяренный". Конвой АБ-55 отбивая атаки немецких подводных лодок, благополучно довел ледоколы 17 ноября до горла Белого моря.
В навигацию 1944 г. в Западном секторе Арктики удалось обеспечить более безопасное плавание судов благодаря усилению противолодочных сил БВФ.
Так в конце июля 1944 г. из Диксона в Архангельск прошел конвой ДБ-1 (Диксон - Белое море) из 15 транспортных судов, оставленных на зимовку в порту Диксона с навигации 1943 г. Обеспечивали безопасность конвоя корабли БВФ.
С Запада на Восток в навигацию 1944 г. по всей трассе Севморпути прошли из Архангельска под проводкой ледореза "Ф. Литке" суда "Моссовет", "Игарка", "А. Андреев" и в обратном направлении с Востока "Революционер" и "Кингисепп" с грузами ленд-лиза в сопровождении ледокола "Северный Ветер".
Арктическая навигация 1945 г. проходила в Западном секторе Арктики уже в мирных условиях после окончания Великой Отечественной войны. Сквозные плавания по Северному морскому пути с Востока на Запад совершили суда "Кубань", "Владивосток", "Аскольд" и "Псков" с импортными грузами из США.
Известно, что за 1941/45 гг. из стран союзников было доставлено морским путем 17,5 млн. тонн военных и хозяйственных грузов. Объем их в конвоях "на Север России" составил 22,7%, в конвоях через Тихий океан 47,1%, по трассе Севморпути 2,5%.
В успешном обеспечении этих морских операций немалая заслуга принадлежала коллективу Главсевморпути. Была обеспечена интенсивная, бесперебойная работа важнейших арктических портов по приемке и обработке грузов, поступавших из союзных стран по ленд-лизу, ледовые проводки союзных конвоев в Белое море и транспортов по трассе Севморпути.
Роль Главного Управления Северного морского пути в обеспечении морских операций в арктических морях была высоко оценена Советским правительством. За годы Великой Отечественной войны около трех тысяч работников Главсевморпути были награждены орденами и медалями.

События, происходившие в арктических морях нашей страны в годы Великой Отечественной войны указывают на значительную роль ледокольного флота в обеспечении защиты наших северных рубежей и подчеркивают особое значение, которое они сыграли в проведении военных операций в этом регионе.

Наши рекомендации