Олимпиада по русскому языку . 6 класс

Задания для I тура олимпиады по русскому языку (6 класс)

Задание 1. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подберите родственные слова, активно используемые в наши дни:

персты, чело, десница, чаять.

Задание 2.У писателя С. Львова есть статья, которая называется «Смотреть и видеть». Иностранцы не могли понять разницу между глаголами смотреть и видеть. Как бы вы им объяснили?

Задание 3.В книге К. Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких- то делах, он спрятал от нее любимого щенка». Может быть, мальчик напрасно испугался? Докажите.

Задание 4.Поставьте ударения в словах:

партер, столяр, договор, начал, красивее, щавель, начала, медикаменты, процент, статуя.

Задание 5.Подберите к словам границы, идти, потеря синонимы, придающие речи торжественную окраску.

Задание 6.Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

Задание 7.Какими русскими словами можно заменить слова: антракт, контролировать, лозунг?

Задание 8. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный будут употреблены в переносном значении.

Задание 9.Какой частью речи могут быть слова покрой, жгут, пила?

Задание 10.Приведите примеры 2 - 3 слов с омонимичными корнями. Придумайте и запишите с ними (по вашему выбору) по одному предложению.

Задание 11.Устраните двусмысленность фразы:

Брат стоял около теленка, который щипал траву и гладил его.

Задание 12.Напишите сочинение на тему:

«Если бы я был волшебником…»

Всероссийская олимпиада школьников

I (школьный) этап

Учебный год

Русский язык

6 класс

Общее время выполнения работы 60минут

Максимальное количество баллов - 90

1.В каких словах звуков больше, чем букв?

Поёт, уголь, подъехать, курьер, отбить, обойти, стоять, юноша, здравствуй, зреют.

2.Расставьте ударение в следующих словах.

Августовский, водопровод, высоко (наречие), быстра, быстры, двоюродный, добыча, дремота, засуха, инструмент.

3. «Спрячьте» Ь так, чтобы он был в середине слова.

День, пень, уголь, окунь, зверь, огонь.

4.Подберите примеры фразеологических оборотов, синонимичных к выражениям:

А) усердно, прилежно трудиться;

Б) внезапное, бесследное исчезновение кого- либо.

5. Определите части речи.

Десяток, двойной, удесятерить, вдвоем, пятёрка.

6. Про какие слова можно сказать «имеют окончание», а про какие «оканчиваются на О»?

Какао, небо, спасибо, самбо, кружево, зарево, тоскливо, слово, одинаково, рабство, чувство,

юношество.

7. Вставьте числительное из трёх букв, общее для всех слов, чтобы получились новые слова.

Же…кость, за…й, ка…рка, во…рг, ла…чка.

8.Образуйте множественное число от данных ниже слов:

Зуб, корпус, лагерь, лист, сын, образ, пропуск, хлеб.

9. Есть у китайцев такая поговорка: «Даже самая хорошая память ничего не стоит по сравнению с

чернилами». Вспомните русскую поговорку с таким же значением.

10. По данным лексическим толкованиям определите, о чём идёт речь:

А) большой, бесформенный кусок земли, льда;

Б) занимающий очень много места, слишком большой;

В) крайне усталый;

Г) терять силы;

Д) постепенно утрачивать яркость, блеск;

Е) выделанная овечья шкура.

11. Шарада.

Первое – нота, второе – игра,

Целое встретится у столяра.

12. Напишите сочинение-рассуждение, подтвердив или опровергнув тезис «В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь », подобрав 2 аргумента.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

I (ШКОЛЬНЫЙ) ЭТАП

Учебный год

Русский язык

5-6 класс

Общее время выполнения работы 60 минут. Максимальное количество баллов – 38

Задание 1. Замените развернутые понятия синонимами, состоящими из одного слова с приставкой на з- (с-).

1. Тихая погода, полное отсутствие ветра.

2. Ростки хлебных злаков, показавшиеся из-под земли.

3. Сообщение, уведомление о чем-нибудь.

4. Тревожное состояние, волнение.

Задание 2. Найдите «лишние» слова в предложениях.

1. Петя ушиб колено ноги.

2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

3. Собрание будет в декабре месяце.

4. Многие города были превращены в руины и развалины.

5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

6. Он написал свою автобиографию.

Задание 3. Какой частью речи являются выделенные слова?

1. Снег сказал: «Когда я стаю, станет речка голубей, потечет, качая стаю отраженных голубей».

2. Снежное покрывалопокрывало всё поле.

3. Домой коридор и иди домой.

4. Бабушка затопила печь и стала печь мои любимые блины.

Задание 4. Выпишите сначала однокоренные слова, а потом формы одного и того же слова.

1. Подосиновик, осину, осинник, осиновый, осинке, осиновым.

2. Травяным, травка, травянистый, травяного, травке.

3. Желтизну, желтый, пожелтели, желтизной, желтым, желтоватый.

Задание 5. Подчеркните грамматические основы в предложениях.

1. Землю подморозило.

2. Беспокойный ветерок за собою манит.

3. И морозец молодой освежает лица.

4. Нам с тобой в денек такой дома не сидится.

5. Как лебяжьим пухом пышным тропку к дому замело.

Задание 6. Выпишите из предложений слова, в которых все согласные звуки звонкие.

1. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес.

2. Нежданов просто не знал, что отвечать.

Задание 7. Выпишите в левый столбик слова с суффиксами, а в правый без суффиксов.

Доблесть, свежесть, вестник, лесник, плотник, истина, картофелина, малина, былина, художник.

Задание 8. Запишите 3 пары антонимов.

Задание 9. Продолжите предложения

1. Лингвистика – это наука…

2. Морфемика – это…

3. Фонетика – это…

Задание 10. Решите лингвистическую задачу.

Вчера я видел Шляфер, а сегодня – Шляфера.

Когда я видел сестру, а когда – брата?

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ . 6 КЛАСС.

Наши рекомендации