Выбор огнегасительных средств
При выборе огнегасительных средств для тушения пожаров опасных грузов необходимо учитывать рекомендации международного морского кодекса по перевозке опасных грузов (IMDG-CODE) и национальных правил. Особенно это важно для веществ, способных опасно взаимодействовать с водой, когда подача ее (а также пены, пара) не только не даст эффекта тушения, но чаще наоборот приводит к образованию в трюме взрывоопасных и/или ядовитых концентраций атмосферы.
Объемный метод тушения не даст эффекта при пожаре в трюме, загруженном окисляющими и другими веществами, способными выделить в атмосферу трюма кислород или другой окислитель при своем разложении. При пожаре в трюме, загруженном аммиачной селитрой, на т/х "А. Грин" в порту Хайфон делалась попытка с помощью CO2 ликвидировать пожар объемным способом. Лишь своевременный переход на затопление трюма и интенсивная подача воды с помощью как самого т/х "А. Грин", так и других отечественных судов находящихся в порту, позволили избежать более серьезных последствий, учитывая способность селитры к взрыву при прогреве ее массы.
Выбор огнегасительных средств при перевозке опасных грузов, расчет требуемой интенсивности их подачи следует произвести в процессе подготовки судна к рейсу, отразив соответственно в карте корректуры оперативного плана. При необходимости запас средств тушения и предметов, обеспечивающих работу экипажа, должен быть пополнен.
Рекомендации вахтенному помощнику по организации тушения пожара на судне при отсутствии на борту капитана и старшего помощника
Вахтенный помощник в случае возникновения пожара на судне в отсутствии на борту капитана и старшего помощника является руководителем тушения пожара (РТП).
1. С получением сообщения о возникновении пожара или появлении первых его признаков (дым, запах гари) вахтенный помощник в порядке первоочередных действий обязан:
– объявить общесудовую тревогу с указанием места пожара или примерный район судна, если место точно еще не установлено;
– указать место сбора аварийной партии, если оно вдали от постоянного;
– если в аварийном помещении находятся люди - организовать их эвакуацию в безопасные места или на берег;
– сообщить о пожаре в береговую пожарную часть;
– принять меры к извещению о случившемся капитана или старшого помощника;
– прекратить грузовые операции, бункеровку, потребовать отвода от борта стоящих лагом судов, если они не привлекаются к тушению пожара (бункеровщики, суда снабжения и т.п.);
– дать указание вахтенному механику о проверке готовности к пуску систем и установок пожаротушения;
– определить задачу группе разведки, направляемой внутрь аварийных помещений, проверить их экипировку.
2. После уточнения обстановки необходимо принять решение о способе тушения и выбрать решающее направление действий, на котором должны быть сконцентрированы основные силы и средства пожаротушения. Поставить задачу аварийной партии и другим членам экипажа, привлекаемым к тушению.
Если в каком-то из внутренних помещений остались люди, для вывода которых в безопасное место необходимо организовать спасательные работы. Это должно считаться "решающим направлением".
3. Спасательные работы должны проводиться одновременно с тушением пожара. Но если сил и средств недостаточно для одновременных действии – на спасение ладей должны быть направлены все наличные силы и средства.
До окончания спасательных работ прекращать вентиляцию аварийного помещения и выключать освещение путей выхода людей не допускается.
4. По окончании эвакуации, а где людей не было - немедленно, аварийные помещения должны быть закрыты, выключена вентиляция, перекрыты вентиляционные каналы, обесточены электрические агрегаты и освещение до приведения в полную готовность (вода у ствола) основных средств активного тушения.
Помещения открываются и сразу туда вводятся средства тушения – водяные стволы, пеногенераторы.
Следует учитывать, что со вскрытием помещения может наблюдаться усиление активности горения, благодаря появившемуся притоку воздуха. Для подавления этого всплеска активности горения должен быть готов резерв – 1-2 ствола.
5. С началом первоочередных действий по тушению пожара необходимо подготовить документы, касающиеся оперативного руководства:
– расписание по тревогам;
– оперативный план по борьбе с пожаром;
– схемы путей эвакуации;
– схему конструктивной противопожарной защиты судна (Fire plans);
– инструкции по пуску систем пожаротушения.
6. По прибытии к борту судна береговых пожарных частей ознакомить старшего пожарного начальника с обстановкой на судне, принятых решениях по организации тушения пожара, представить документы по КПЗ и схемы путей эвакуации, расположение топливных и других емкостей с горючими жидкостями, сжатыми и сжиженными газами и др.
Поставить задачу береговым пожарным подразделениям, возложив непосредственное руководство их действиями на старшего пожарного начальника. В дальнейшем, принимая решения по организации тушения пожара, следует прибегать к профессиональной консультации старшего пожарного начальника, на которого это возложено законоположением.
7. В процессе тушения необходимо со стороны смежных с аварийным помещении организовать температурный контроль за прогревом палуб в переборок, особенно над и рядом с очагом горения и в необходимых случаях организовать их охлаждение.
Периодически проверять состояние вентиляционных каналов и других коммуникаций, связанных с аварийным отсеком, рассматривая их как потенциальные пути возможного развития пожара.
8. По прибытию на судно капитана или старшего помощника доложить им обстановку, передав таким образом обязанности РТП, в дальнейшем действовать по их указанию.
9. Как исключение передача руководства тушением пожара старшему пожарному начальнику может быть произведена:
– по указанию судовладельца;
– по указанию начальника/капитана порта, у причала или в пределах акватории которого находится судно;
– по просьбе капитана аварийного судна/лица, его заменяющего.
Факт передачи обязанностей РТП, кому и по чьему указанию переданы эти обязанности, состояние аварийного отсека и судна в целом на момент смены руководства пожаротушением, должен быть зафиксировав в вахтенном журнале.
10. В ходе пожаротушения может возникнуть необходимость в перешвартовке аварийного судна на другой причал или вывод его на рейд, вызываемые опасностью распространения горения на береговые сооружения или другое судно (например, при стоянке к нему лагом) и по другим причинам. Эту операцию следует производить по согласованию с портовыми властями и, по возможности, не прекращая активных действий по борьбе с пожаром, используя для этого пожарные, спасательные суда или портовые буксиры, обладающие требуемой мощностью водо- пеноподачи.
11. В особо сложных обстоятельствах РТП может создать себе в помощь Штаб пожаротушения, в состав которого кроме судовых специалистов необходимо ввести пожарных специалистов пароходства/порта и города, портового надзора и других служб порта (по необходимости).
12. Если для тушения пожара используется вода, в больших количествах подаваемая внутрь корпуса судна, необходимо вести наблюдение за его накренением. производить расчеты остойчивости и докладывать их руководителю тушением пожара.