Долгожданная победа и милость.
22 октября (4 ноября) 1721 года при торжестве о заключении Ништадтского мира Граф Феодор Матвеевич Апраксин Высочайше принял от Государя высшую морскую награду – дозволение поднимать на корабле кайзер-флаг.
В июле-декабре 1722 года Граф Апраксин сопровождал Государя в Персидском походе, в котором сам чуть не пал от рук пленного лезгина, и участвовал во взятии 13 (26) июля 1722 года крепости Дербент. Здесь Феодор Матвеевич руководил строительством и боевым использованием Русского флота на Каспийском море, и сооружением порта в Астрахани.
Командующий Русским флотом.
Весной 1723 года Граф и кавалер Феодор Матвеевич Апраксин возвратился вместе с Государем в Санкт-Петербург и здесь принял начальство над всем Русским Императорским флотом, состоявшим из 24 линейных кораблей и 5 фрегатов.
Милости Императрицы.
21 мая (3 июня) 1725 года Граф Феодор Матвеевич Апраксин в качестве посаженного отца Венценосной невесты присутствовал при Святом Таинстве браковенчания Цесаревны Анны Петровны (1708-1728), второй Высокородной дочери Государя Императора Петра I Алексеевича и Императрицы Екатерины I Алексеевны (1684-1727) с Герцогом и Андреевским кавалером Карлом Фридрихом фон Шлезвиг-Голштейн-Готторп (1700-1739).
30 августа (12 сентября) 1725 года в престольный праздник Санкт-Петербурга и Царствующего Дома Романовых Граф и кавалер Высочайше пожалован был вновь учрежденным Императрицей орденом Святого благоверного Великого Князя Александра Невского.
Восьмого (21) февраля 1726 года Феодор Матвеевич Апраксин Высочайше назначен был членом учрежденного Государыней Верховного тайного совета.
Последний поход.
В том же 1726 году состоялся последний военный поход Графа Апраксина к Ревелю.
Он вызван был дипломатическим разрывом Российской Империи с Королевством Великобритании и Ирландии и необходимостью прикрытия города Ревеля от английского Королевского флота.
Портрет кавалера.
По отзывам современников, Граф Феодор Матвеевич Апраксин был всегда гостеприимен, исполнен пламенного желания добра всем и каждому. В минуты получения общеприятного известия он тотчас делился этим со всеми.
Несмотря на постоянное расположение к себе Государя, покойный не только не имел завистников, но пользовался всеобщим уважением. По собственному выражению, Граф Апраксин исполнял службу «по силе ума своего с радостным сердцем и чистой совестью».
Генерал-адмирал строго хранил дворянские традиции и во имя их иногда протестовал против отдельных нивелирующих распоряжений Государя Петра I Алексеевича. Известен случай, когда Граф Апраксин в знак протеста против распоряжения Государя, заставившего однажды дворянских недорослей бить сваи на Мойке в наказание за уклонение от службы, сам стал рядом с ними за эту работу, сняв свой адмиралтейский мундир, и тем заставил Государя Петра I Алексеевича отменить свое распоряжение.
Граф Феодор Матвеевич Апраксин являлся одним из самых преданных людей Государя Петра I Алексеевича и был очень близок Монарху: отличался храбростью, решительностью и нередко прозорливостью в государственных и военных вопросах.
Истинный дворянин, источающий редкое добродушие и широту души, щедрый хозяин и гостеприимный сановник и компаньон, Граф Феодор Матвеевич отличался безукоризненной преданностью первому Русскому Императору, служа Помазаннику Божию и России верой и правдой.
Противник дворцовых интриг.
В феврале 1727 года Граф Феодор Матвеевич отправился в Москву, поручив исправление своей должности вице-президенту Адмиралтейств-коллегии.
По кончине седьмого (20) мая 1727 года Государыни Императрицы Екатерины I Алексеевны и восшествия на престол Всероссийский Императора Петра II Алексеевича (1715-1730) Граф Апраксин не принимал активного участия в дворцовых интригах, оставаясь сторонником и другом Светлейшего Князя, генералиссимуса и Андреевского кавалера Александра Даниловича Меншикова (1773-1729).
Кончина Графа и кавалера.
10 (23) ноября 1728 года на 67-м году от рождения окончились земные дни славного русского флотоводца.
Прах Графа Федора Матвеевича Апраксина погребли в Златоустовском монастыре Москвы.
От единственного брака с Домной Богдановной Хрущовой, скончавшейся в 1702 году, Граф Апраксин детей не имел, но, не смотря на это, и после кончины супруги сохранил ей верность, оставаясь более 25-ти лет вдовцом.
Оставшееся после Графа имущество, согласно воле покойного, распределено было таким образом: дом в Санкт-Петербурге – Государю Императору Петру II, а остальное движимое и недвижимое имущество Феодор Матвеевич завещал меньшему своему брату – генерал-майору и обер-шенку Андрею Матвеевичу Апраксину (1663-1731), который по обращению старших братьев своих на Высочайшее Имя, пожалован был Государем Императором Петром I Алексеевичем в 1722 году титулом Графа Российской Империи.
По книге В. Федорченко «Императорский Дом. Выдающиеся сановники» подготовил Александр Рожинцев.
24 ноября 2009 года.
Святой град Муром.