История развития ледокольного флота и полярных исследований
Классификация морских судов
Устройство судна
- корпус и надстройки
- главная энергетическая установка
- вспомогательные механизмы и системы
- электрооборудование
- навигационное оборудование
- палубные механизмы и устройства
- швартовое оборудование
- спасательные средства и системы
- противопожарное оборудование и системы
Порядок отдачи и выполнения морских команд
Экипаж судна
- командный и рядовой состав
- экспедиционный состав
Специальные знания и навыки, приобретаемые на практических занятиях:
- определение типа судна и особенностей его конструкции по внешнему виду
- передвижение по судну, ориентация, использование эвакуационных путей
- эвакуация пострадавших и оказание им помощи
- специальные обозначения и маркировка на судне
- расположение жилых и служебных помещений
– использование мобильных средств связи
- работа с пожарным насосом и развертывание пожарных рукавов
- действия с использованием бросательных концов
- использование морских узлов
- использование спасательных жилетов
- посадка в спасательные шлюпки
- участие в культурных мероприятиях музея «Ледокол «Красин»
- подготовка фото и видеорепортажей
- ведение личных дневников и конспектов
- составление отчетов о проведенных мероприятиях
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ:
- программа предусматривает как теоретические занятия, изучение истории российского флота и освоения Арктики, так и практические занятия на ледоколе «Красин», где члены клуба выполняют непосредственные работы, знакомятся с работой на действующем оборудовании, требованиями, предъявляемыми к экипажу
- обучающиеся принимают активное участие в мероприятиях, проводимых на ледоколе музее, подготавливают материалы для выступлений на научно-практических конференциях
- участвуют в мероприятиях, проводимых фондом «Морское образование» (морские фестивали, конкурсы морских песен, гребных регатах) и ассоциацией «Морское наследие» (встречи с полярными капитанами, научные семинары, выставки).
Учебный план
№ п.п. | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | Прим. | |||
теория | практика | ||||||
Вводное занятие. Правила поведения на судне. Инструктаж по технике безопасности | |||||||
Правила ведения индивидуальных журналов и конспектов. Общее устройство судна | |||||||
Классификация судов. Ледоколы и другие суда вспомогательного флота, их назначение | |||||||
Военно-морские суда. Крейсер «Аврора» как исторический и учебный корабль. Экспозиции ЦВМ музея | |||||||
История развития ледокольного флота России. От первых паровых ледоколов до современных атомных ледоколов | |||||||
Ледокол «Красин», участие в спасательных и военных операциях, научных исследованиях и освоении Северного морского пути. Организация международных перевозок по СМП. | Посещение музея Арктики и Антарктики | ||||||
Экипаж ледокола. Вахтенная и дежурная служба. Научный отдел ледокола-музея, жилые и служебные помещения | |||||||
Государственный флаг, гюйс, вымпелы и специальные флаги на судне. Международный свод сигналов. | |||||||
Индивидуальные и коллективные спасательные средства ледокола. Спасательные шлюпки. Порядок проведения эвакуации | |||||||
Швартовные операции, Техника безопасности при выполнении швартовных операций. Операции со швартовыми во время отстоя судна Швартовные устройства современных пассажирских судов. Такелажное дело, действия палубной команды | |||||||
Сигнализация и связь. Глобальные спутниковые навигационные системы связи Сигнализация и связь. Основные принципы организации ГМССБ История создания ГМССБ Состав судового радиооборудования. Организация телефонной радиосвязи на судах Фонетический алфавит и цифровые коды | |||||||
Конструкция корпуса судна. Верхняя палуба, надстройка и мачты. Особенности корпуса ледоколов. Конструкция носовой части. Прочностные характеристики. Поперечный и продольный набор. Грузоподъемные устройства и механизмы | |||||||
Машинное отделение судна. Главная паровая машина. История развития паровых двигателей. Поршневые и турбинные паровые двигатели. Дизель-электрические энергетические установки. Автоматизированные системы управления дизель-электрическими энергетическими установками. Атомные энергетические установки Обеспечение безопасности эксплуатации атомных энергетических установок на судах. | Участие в семинарах Ассоциации полярных капитанов | ||||||
Отделение вспомогательных машин и механизмов. Общесудовые системы и их классификация. Системы вентиляции и кондиционирования. Системы отопления. Электрические обогреватели | |||||||
Противопожарное оборудование ледокола. Борьба с пожарами на судах. Действия экипажа по борьбе с водой. Расписание по тревогам | Практические занятия на полигоне филиала ВНИИПО МЧС РФ | ||||||
Штурманское и радиотехническое оборудования. Морские карты и лоции. Штурманские проводки. История развития навигационных приборов | |||||||
Физическая подготовка экипажа. Организация соревнований по морскому многоборью. Перетягивание каната, вязание морских узлов. | - | ||||||
Морские фестивали и праздники. Юбилейные даты. Программа фестиваля Морфест-2013 | - | Участие в подготовительных и основных мероприятиях фестиваля в соответствии с программой фестиваля | |||||
Научно-практические конференции. Подготовка докладов | Участие в конференциях по мере их проведения в течение года | ||||||
Биологическое разнообразие и экологическая система Мирового океана. Международное сотрудничество по сохранению Всемирного морского наследия. | |||||||
Экология Балтийского моря. Финский залив: от взаимных упреков к конструктивному сотрудничеству. Ингерманландский заповедник | |||||||
Экологическая ситуация в Невской губе. Влияния комплекса защитных сооружений. Развитие Невской губы в долгосрочной перспективе | |||||||
Подведение итогов обучения. Планирование работы клуба «Ледокол» на новый учебный год | Посещение музеев и встречи с преподавателями морских ВУЗов | ||||||
Итого | |||||||