Смазки и адгезионные покрытия опалубок.

Сцепление бетона с опалубкой затрудняет работы по распалубке, ухудшает качество бетонных поверхностей и приводит к преждевременному износу опалубочных щитов.

Одним из средств снижения адгезионных процессов является применение смазок, адгезионных покрытий и футеровок.

Смазки и адгезионные покрытия опалубок. - student2.ru

По принципу действия смазки условно делят на:

  1. пленкообразующие смазки
  2. гидробизирующие смазки
  3. смазки-замедлители схватывания
  4. смазки-вскрыватели
  5. комбинированные

Состав пленкообразующей смазки, мас. ч:

- петролатум – 0,3-0,5

- известь-кипелка – 1

- вода – 2-2,5

- жидкое стекло – 0,4-0,45

Гидрофобизирующие смазки:

- прямые и обратные эмульсии

- растворы и отходы нефтепродуктов

- консистентные и др.

Смазки-вскрыватели замедляют процессы схватывания тонких пристыковых слоев бетона.

Комбинированные смазки наиболее эффективны – уменьшают поверхностную пористость и улучшают качество бетона.

Важно не только правильно выбрать смазку, но и нанести. Жидкие смазки наносят обычным распылителем, валиком, кистями, щетками и тряпками. Смазки не должны соприкасаться с арматурой.

Арматурные работы.

4.1 Общие сведения.

Для монолитных конструкций тип арматуры выбирается с учетом:

- особенностей работы монолитных конструкций

- размеров конструкций и их конфигурации

- технологии и организации работ по возведению зданий и сооружений

Методы армирования выбирают с учетом технологичности установки, которая определяет:

- трудоемкость

- количество не механизированного труда

- интенсивность выполнения работ

Классификация арматуры.

1. По назначению: - рабочая – воспринимает растягивающие усилия, из стали классов АII и АIII. - распределительная – для распределения усилий между рабочей арматурой; - закрепление стержней в каркасе; - обеспечение совместной работы. - монтажная – для обеспечения проектного положения отдельных стержней при сборке плоских и пространственных каркасов из стали класса АI. - хомуты – для восприятия поперечных усилий и предотвращения косых трещин в бетоне сталь класса AI……AIII

2. По условиям работы: - арматура ненапрягаемая - арматура напрягаемая

3. По способу изготовления (Рис.33): - стержневая арматура - проволочная арматура

Стержневую и проволочную арматуру выпускают гладкой и периодического профиля.

Виды стержневой арматуры.

1. Горячекатаная классов AI, AII, AIII, AIV, AV.

2. Термически упрочненная вытяжкой классов AтIV, AтV, AтVI.

3. Упрочненная вытяжкой классов AIIв, AIIIв.

Виды проволочной арматуры.

1. Арматурная проволока из низкоуглеродистой стали: круглая класса ВI и периодического профиля ВрI

2. Арматурная проволока из углеродистой стали (высокопрочная): круглая класса ВII и периодического профиля ВрII.

3. Пряди и канаты.

Виды арматурных изделий.

1. Плоские и гнутые сетки

2. Плоские и пространственные каркасы

3. Различные типы закладных деталей.

Смазки и адгезионные покрытия опалубок. - student2.ru

Рис.33 Виды арматурных изделий.

Смазки и адгезионные покрытия опалубок. - student2.ru

Рис.34 Способы обеспечения защитного слоя.

Смазки и адгезионные покрытия опалубок. - student2.ru

Рис.35 Фиксаторы.

Смазки и адгезионные покрытия опалубок. - student2.ru

Рис.36 Пружинные фиксаторы.

Закладные детали защищают от коррозии:

- Лакокрасочные покрытиями – защита ненадежная

- Цинкование стали методом металлизации: - закладные детали очищают от коррозии пескоструйными аппаратами; - затем распылением наносят слой расплавленнго цинка.

4.2 Производство арматурных работ на строительстве.

4.2.1 Состав арматурных работ.

Комплексный технологический процесс производства арматурных работ на стройплощадке состоит из следующих операций:

- Транспортирование арматуры на объект

- Сортировка и складирование арматуры

- Укрупнительная сборка

- Строповка арматурных каркасов и сеток

- Установка каркасов в проектное положение и временное закрепление

- Соединение арматурных изделий между собой нахлесткой, вязкой или сваркой.

- Установка закладных деталей.

Специфика арматурных работ в условиях стройплощадки:

– сложность очертаний монолитных железобетонных конструкций;

– разнообразие конструкций;

– необходимость сборки и установки арматуры на различной высоте и в условиях, затрудняющих организацию рабочего места арматурщика;

– необходимость совместной работы арматурщика с машинистом крана, бетонщиками и рабочими других смежных профессий;

– необходимость вести ручную дуговую электросварку в процессе монтажа и кладки арматуры.

Перед бетонированием установленную арматуру тщательно проверяют на соответствие рабочим чертежам и требованиям СНиП3.03.01-87. По результатам проверки составляется акт на скрытые работы.

4.2.2 Транспортирование и складирование арматурных изделий.

При транспортировании и погрузочно-разгрузочных работах необходимо принимать меры, предохраняющие арматурные изделия:

- от разрушений и деформаций

- от разрывов сварных соединений

- от искривления сеток, каркасов или отдельных стержней.

Пространственные армокаркасы необходимо надежно закреплять на транспортных средствах, чтобы исключить их деформации под действием собственного веса и толчков. В местах возможных повреждений пространственные каркасы при транспортировании усиливают временными креплениями.

Арматура должна поставляться на стройплощадку комплектно и складироваться на приобъектном складе или сборочно-комплектовочном участке в соответствии с последовательностью подачи ее на установку в опалубку или в соответствии с проектом производства работ.

При складировании арматурных каркасов и сеток их необходимо опирать на подкладки и прокладки. Высота штабеля должна быть не более 1,5м.

При приемке арматуры на приобъектном складе проверяют:

1. Наличие бирок на арматурных элементах

2. Наличие сертификата на каждую партию арматуры, в котором изготовитель гарантирует соответствие изделий и соединений в них по проекту.

Арматура до подъема и установки должна быть очищена от грязи, наледи, ржавчины. Поднимаемые элементы должны иметь маркировку и метки, указывающие места строповки.

4.2.3 Установка арматуры при возведении монолитных железобетонных конструкций.

Способы установки арматуры:

1. Отдельными элементами (стержнями)

2. Укрупненными элементами (каркасами и сетками)

Установка рабочей арматуры в конструкции имеет несколько видов:

- вертикальное расположение рабочей арматуры (колонны)

- горизонтальное расположение рабочей арматуры (балки, прогоны, ригели);

- взаимно перпендикулярное расположение стержней рабочей арматуры в горизонтальной плоскости (фундаментные плиты, перекрытия);

- взаимно перпендикулярное расположение стержней рабочей арматуры в вертикальной плоскости (стены жесткости, ядра жесткости, стены)

Все операции при укладке арматуры отдельными стержнями организационно разделены внутри звена.

При армировании плит перед раскладкой стержней и вязкой узлов на опалубке различают места укладки элементов.

При армировании железобетонных вертикальных стен и перегородок до установки арматуры, пользуясь шаблоном, различают места расположения вертикальных и горизонтальных стержней. А затем, сначала устанавливают вертикальные стержни, прикрепляя их к забитым через каждые 1…1,5м в опалубку гвоздями, а затем ставят горизонтальные с одновременной вязкой мест пересечения. Узлы вяжут в шахматном порядке.

Монтаж сеток и каркасов выполняется с применением кранов. Стыки рабочей арматуры диаметром до 32мм в сварных и вязаных каркасах выполняют в нахлестку без сварки. При стыковки сварных сеток и каркасов внахлестку без сварки перепуск принимают по таблице 6.

Таблица 6

Длина перепуска Lн сварных сеток и каркасов из стержней диаметром до 32мм при стыковании их внахлестку без сварки.

Расположение стыков Наименьшая длина перепуска (число номинальных диаметров соединяемых стержней) для бетона марки.
200 и выше
Для арматуры классов
AI и AII AIII и AIIв AI и AII AIII и AIIв
В растянутой зоне изгибаемых внецентренно сжатых и внецентренно растянутых элемента.
В центрально-растянутых или внецентренно растянутых элементах (плита, стенах)

Для сварных каркасов стыковка в нахлестку допускается только при одностороннем расположении рабочих стержней арматуры.

При установки арматуры следует соблюдать размеры защитного слоя, предохраняющего арматуру от коррозии и повышающего сроки его службы. Толщина защитного слоя бетона зависит от размеров опалубки, в которую укладывают арматуру (Табл.7).

Вид конструкции Минимально допустимая толщина слоя, мм
Плиты и стены толщиной до 100мм из бетонов: - тяжелого - легкого
Плиты и стены толщиной более 100мм.
Ребра часто ребристых покрытий.
Балки и колонны: - при диаметре проволочной арматуры до 20мм - от 20 до 35мм - более 35мм - при арматуре из фасонного проката  
Нижняя арматура фундамента: - при наличии подготовки - при отсутствие подготовки  
Фундаментные балки

Толщина защитного слоя бетона. Таблица 7

Хомуты должны отставать от поверхности бетона не менее чем на 15мм. Толщину защитного слоя бетона следует увеличивать не менее чем на 10мм в местах систематического воздействия на бетон кислот, высокой влажности и т. п., а также при повышенных требованиях к огнестойкости ж/б конструкций.

Защитный слой бетона обеспечивается установкой бетонных или стальных прокладок, упоров и поперечных стержней между арматурой и опалубкой – при работе конструкций в сухих условиях.

В остальных случаях устанавливают бетонные и пластмассовые фиксаторы, которые привязывают или надевают на арматурные стержни.

Установленные арматурные конструкции перед бетонированием должны быть проверены и приняты по акту.

С этой целью проводят наружный осмотр и проверку конструкций по чертежам. Местоположение, диаметр и число стержней, а также расстояние между ними и допуски должны соответствовать проекту.

В акте смонтированных арматурных конструкций должны быть номера рабочих чертежей, отступление от них, оценка качества бетона и разрешение на бетонирование. К акту приемки должны быть приложены:

- заводские сертификаты или паспорта основного металла или электродов;

- выпуски из лабораторных журналов или акты испытаний образцов сварных сопряжении и стыков;

- фамилии сварщиков, проводящих сварку арматурных конструкций при их изготовлении и монтаже;

- копии и перечень документов, на основании которых были внесены изменения в рабочие чертежи.

5. Бетонные смеси.

5.1 Приготовление бетонных смесей.

Бетон – это искусственный каменный материал, получаемый в результате затвердения тщательно перемешанной и уплотненной смеси из минерального или органического вяжущего вещества с водой, мелкого или крупного заполнителя.

Цемент и вода являются активными составляющими бетона. В результате реакции между ними образуется цементный камень, скрепляющий зерна заполнителей в единый монолит.

Между цементом и заполнителем не происходит химического взаимодействия (за исключения силикатных бетонов), поэтому заполнители часто называют инертными материалами. Однако они существенно влияют на структуру и свойства бетона, изменяя его пористость, сроки затвердевания, поведение при воздействии нагрузки и внешней среды. Заполнители значительно уменьшают деформации бетона при твердении и тем самым обеспечивают получение большеразмерных изделий и конструкций.

В качестве заполнителей используют местные горные породы и отходы производства (шлак и др.). Применение этих дешевых заполнителей снижает стоимость бетона, так как заполнители и вода составляют 65….90%, а цемент 10….15% от массы бетона.

В последние годы в строительстве для снижения плотности бетона и улучшения его теплотехнических свойств широко используют легкие бетоны, получаемые на искусственных пористых заполнителях.

5.1.1 Классификация бетонов.

1. По плотности: - особо тяжелые бетоны с плотностью более 2500кг/м3; - тяжелые бетоны 1800…2500кг/м3; - легкие бетоны 500….1800кг/м3; - особо легкие бетоны менее 500кг/м3; В строительстве наиболее широко используют тяжелые бетоны с плотностью 2100…2500кг/м3 на плотных заполнителях из горных пород. Легкие бетоны изготавливают на пористых заполнителях (керамзит, аглопорит, вспученных, шлак и др.). К особо легким бетонам относятся ячеистые бетоны (газозолобетон, пенобетон), которые получают вспучиванием смеси вяжущего, тонкомолотой добавки и воды. В ячеистых бетонах заполнителем является воздух, находящийся в искусственно созданных ячейках.

2. По виду вяжущего вещества различают бетоны: - Цементные;

- Силикатные;

- Гипсовые;

- Шлакощелочные;

- Полимерные;

- Полимерцементные;

- Специальные.

В монолитном домостроении наиболее широко применяют цементные бетоны: на портландцементе и его разновидностях (около 65% от общего расхода); на шлакопортладцементе (20…25%); на пуццолановом цементе; на глиноземистом цементе; на безусадочном, белом и цветном цементах;

3. В зависимости от области применения:

- Обычный бетон для ж/б конструкций (фундаментов, колонн, балок, стен, перекрытий и др.)

- Гидротехнический бетон;

- Дорожный бетон для полов, тротуаров, дорожных и аэродромных покрытий;

- Бетоны специального назначения (жароупорные, кислостойкий и др.).

Общие требования к бетонной смеси:

1. правильное проектирование состава бетонной смеси;

2. правильное выдерживание бетона в начальный период твердения;

3. правильный выбор материалов;

4. соблюдение технологических режимов;

5. пооперационный контроль качества от получения товарного бетона до окончания набора проектной прочности.

5.1.2 Добавки к бетонам.

Для регулирования свойств бетона, бетонной смеси и экономии цемента применяют различные добавки.

Все добавки классифицируются по механизму их действия и разделяются на четыре класса:

1-й – добавки, изменяющие растворимость материалов и не вступающие с ними в химические реакции;

2-й – добавки, реагирующие с вяжущими с образованием труднорастворимых или мамодиссациированных комплексных соединений;

3-й – добавки - готовые центры кристаллизации (“затравки”);

4-й – органические поверхностно-активные вещества (ПАВ), способные к адсорбции на поверхности твердой фазы.

В зависимости от назначения (основного эффекта действия) химические добавки для бетонов подразделяются на следующие виды:

1. Регулирующие свойства бетонных смесей:

а) пластифицирующие:

– I группы (суперпластификаторы);

– II группы (сильнопластифицирующие);

– III группы (среднепластифицирующие);

– IV группы (слабопластифицирующие)

б) стабилизирующие;

в) водоудерживающие;

г) улучшающие перекачиваемость;

д) регулирующие сохраняемость бетонной смеси:

– замедляющие схватывание;

– ускоряющие схватывание;

е) поризующие (для легких бетонов):

– воздухововлекающие,

– пенообразующие

– газообразующие,

2. Регулирующие твердение бетона:

а) замедляющие твердение;

б) ускоряющие твердение.

3. Повышающие прочность и (или) коррозионную стойкость, морозостойкость бетона и железобетона, снижающие проницаемость бетона:

а) водоредуцирующие;

б) кольматирующие;

в) воздухововлекающие;

г) газообразующие;

д) повышающие защитные свойства бетона по отношению к стальной арматуры (ингибиторы коррозии стали).

4. Придающие бетону специальные свойства:

а) гидрофобизирующие I, II и III групп;

б) противоморозные (обеспечивающие твердение при отрицательных температурах);

в) биоцидные;

г) полимерные.

5. Тонкодисперсные минеральные добавки:

а) неактивные;

б) активные;

в) минеральные пластифицирующие.

6. Комплексные добавки:

а) комплексные химические добавки;

б) органо-минеральные добавки.

Химические добавки для тяжелого, легкого, мелкозернистого бетонов следует выбирать на основании рекомендаций нормативно-технической документации и технико-экономических расчетов.

Выбор добавки должен производиться в зависимости от технологии приготовления бетонной смеси и от способа изготовления изделий и конструкций с учетом влияния добавок на свойства бетонной смеси и бетона.

Применение добавок в тяжелом и мелкозернистом бетонах позволяет решить следующие технологические задачи:

– уменьшение расхода дорогого цемента;

– уменьшение расхода дефицитного крупного заполнителя – вплоть до замены тяжелого бетона мелкозернистым;

– улучшение технологических и реологических свойств смеси;

– регулирование потери подвижности смесей во времени, скорости процессов схватывания и твердения;

– сокращение продолжительности тепловой обработки бетона в тепловых агрегатах;

– ускорение сроков распалубливания при естественном твердении бетона в условиях полигона;

– повышение морозостойкости, коррозионной стойкости бетона и железобетона;

– повышение прочности, водо – и газонепроницаемости бетона;

– усиление защитного действия бетона по отношению к арматуре.

5.1.3 Технологические свойства бетонных смесей.

Для производства работ и обеспечения высокого качества бетона и конструкции необходимо, чтобы бетонная смесь имела консистенцию, соответствующую условиям ее укладки. Для оценки консистенции бетонной смеси и ее технологических свойств имеется много способов:

1. Определение подвижности бетонной смеси стандартным конусом. Мерой подвижности смеси служит величина осадки конуса. Из каждого замеса пробу берут два раза, измеряют осадку конуса и применяют средний результат. В зависимости от осадки конуса различают бетонные смеси: - малоподвижные – 1..4см; - подвижные – 5…11см; - очень подвижные – 12…19см; - литые >20см.

2. Для оценки подвижности и консистенции - растворный конус СтройЦНИИла.

3. Для определения подвижности (ГОСТ10181.1-81) предусмотрен способ – по истечении смеси, на приборе Вебе.

4. Допускается применение технического вискозиметра и упрощенного метода по Б.Г. Скрамтаеву.

Способность растекаться и плотно заполнять форму бетонной смеси придает цементное тесто. Введение в цементное тесто заполнителя уменьшает подвижность смеси.

Подвижность смеси изменяется с изменением расхода воды. С повышением содержания воды подвижность бетонной смеси увеличивается, но часть этой воды отделяется от бетонной смеси. С увеличением крупности зерен заполнителя суммарная площадь их поверхности уменьшается, снижается их влияние на цементное тесто, в результате подвижность бетонной смеси зависит от соотношения между песком щебнем.

При содержании песка в смеси заполнителей сверх некоторого оптимального соотношения бетонная смесь становиться менее подвижной, т.к. увеличивается площадь поверхности смеси заполнителей. Введение пластифицирующих добавок позволяет повысить подвижность бетонной смеси и уменьшает ее водопотребность.

Подвижность бетонной смеси с течением времени постепенно уменьшается вследствие физико-механического взаимодействия цемента и воды. Особенно ухудшается удобоукладоваемость жесткой бетонной смеси, поэтому такую смесь следует укладывать в опалубку как можно быстрее. Снижается подвижность бетонной смеси при ее нагревании и использовании некоторых добавок. Понижение подвижности бетонной смеси следует учитывать при приготовлении, назначая подвижность в связи со сроками укладки.

5.1.4 Приготовление бетонной смеси.

Бетонную смесь готовят на стационарных и приобъектных бетонных заводах.

Независимо от способа приготовления при оценке качества бетонных смесей является точность дозирования составляющих компонентов, которая зависит от многих объективных факторов:

- неоднородность подавляемого в дозатор материала;

- износ оборудования;

- климатических условий и др.

Строгое выдерживания В/Ц требует учета влажности заполнителей (10…30%).

Приготовление бетонной смеси производится в смесителях принудительного и гравитационного перемешивания, в бетоносмесителях гравитационных и принудительного действия, турбулентных, безлопастных с гибким корпусом, спирально-вихревых с вибровозбуждением и др.

При необходимости доставки бетонной смеси на большие расстояния ее приготавливают в автобетонасмесителях или смесителях-перегружателях. Сухие бетонные смеси приготавливают в смесителях гравитационного действия. Необходимое количество воды для затворения размещается в баке автобетоносмесителя за 1ч и более до ее использования по пути следования или на стройплощадке за 10..20 мин до разгрузки. При времени перевозки менее 1ч и доставки бетонной смеси на короткие расстояния включение барабана производиться сразу после загрузки смеси. Периодическое включение барабана в процессе транспортирования осуществляется при перевозке на большие расстояния 1,5..2ч. Отечественной промышленностью выпускается автобетоносмесители типа МАЗ-503, КАМАЗ –5511, КрАЗ-250 и др.

Для приготовления бетонных смесей на стройплощадке с небольшими объемами работ экономически целесообразно использовать мобильные бетоносмесительные узлы и установки, что позволяет снизить расход на транспортирования и повысить качество бетонных смесей. Особенно важно использовать мобильные бетоносмесительные агрегаты в условиях рассредоточения строительства из монолитного бетона. В строительстве используют автоматизированные бетоносмесительные установки циклического и непрерывного действия. Их выполняют стационарными, инвентарными, передвижными.

5.2 Транспортирование бетонных смесей.

5.2.1 Общие положения.

Доставка бетонных смесей включает следующие процессы:

- транспортирование, в т. ч. загрузка в автомобиль;

- приготовление бетонной смеси;

- погрузочные и разгрузочные;

- подогрев и распределение выгружаемой смеси;

- перегрузка смеси во внутриобъектное бетоноподающее оборудование;

Общая продолжительность всех операций Тобщ. не должна превышать сроков начала схватывания смеси, ее жизнеспособности Тж.

Тобщ.=(ТздРвпут. р)≤ Тж., где

Тз - продолжительность загрузки смеси в автомобиль;

Тд - продолжительность доставки, в т.ч. порционной;

ТР - продолжительность разгрузки;

Тв - продолжительность выдерживания бетонной смеси на объекте до укладки;

Тп - продолжительность внутриобъектной подачи;

Ту- продолжительность внутриобъектной укладки;

Тт. р. - продолжительность допускаемого технологического резерва;

Транспортирование надо организовать так, чтобы на месте укладки бетонная смесь имела заданную подвижность, температуру и однородность, а изготовленный из нее бетон имел проектную марку по прочности, морозостойкости, водопроницаемости, истираемости и др. характеристикам. Допустимая длительность каждой операции может корректироваться.

5.2.2 Виды поставляемой бетонной смеси.

1. Готовая, затворенная водой смесь.

2. Частично приготовленная бетонная смесь, затворенная частью необходимого количества воды с последующем добавлением.

3. Сухие смеси, содержащие высушенные заполнителем.

4. Сухие смеси, содержащие влажные заполнители.

5. Расфасованные в специальную тару содержащие высушенные заполнители.

Для транспортирования бетонной смеси применяются автобетоносмесители и автобетоновозы в зависимости от:

- первоначальной подвижности бетонной смеси;

- скорости схватывания применяемого цемента;

- температурно-влажностных условий перевозок;

- состояние дорог.

В отдельных случаях используют:

- усовершенственные автосамосвалы;

- в бадьи и бункера, установленные на автомашинах.

В целях предотвращения расслоения и сохранения технологических свойств перевозимой бетонной смеси рекомендуется:

- перевозки бетонной смеси осуществлять по дорогам и подъездным путям с жесткими покрытиями;

- максимально сокращать количество перегрузочных операций и по возможности осуществлять разгрузку смеси непосредственно в бетонируемую конструкцию или бетоноукладочное оборудование;

- ограничивать высоту свободного сбрасывания бетонной смеси при выгрузке ее из автотранспортных средств 1,5м или оборудовать автотранспорт специальными лотками;

- при транспортировании бетонных смесей в зимних условиях от переохлаждения, а пункты перегрузки защищать от ветра и снега.

Выбор технологии доставки определяется технико-экономическим обоснованием. При этом критериями выбора могут быть экономические, энергетические, трудовые и др. показатели.

Наиболее важным технологическим критерием является допустимое расстояние транспортирования смеси Li. x.доп., которое устанавливается экспериментально.

Применение выбранной технологии доставки является возможным, если расстояние Li. x доставки не превышает допустимого Li. x. доп.:

Li. x= Li. x. доп.·Ко, где

х - индекс показателя качества смеси (например, подвижности, прочности, плотности, однородности и т. д.);

i-индекс показателя типа покрытия дороги (твердое, мягкое и т.д.)

Ко - коэффициент технологии, принимается равным 1 для обычных и 0,7..0,8- для ответственных тонкостенных конструкций, а также при применении бетононасосов.

При перевозках готовых смесей по дорогам с различным покрытием непременным условием является ограничение приведенного по контролируемому свойству расстояния их транспортировки L x. прив, которое не должно превышать допустимого по дорогам с жестким покрытием Lж.х. доп.:

L x. прив= Смазки и адгезионные покрытия опалубок. - student2.ru Li. x.·Кд= Lж.х.доп.·Ко (Табл.8)

Кд-коэффициент дорожного покрытия;

n-количество отрезков дороги с различным дорожным покрытием (асфальт, бетон, грунт и т.д.)

Таблица 8

Коэффициент дорожного покрытия.

    Покрытие дороги   Скорость перевозки км/ч   Коэффициент дорожного покрытия для
Автосамо- свала Автобето- новоза Автоба- дьевоза*
Тяжелая бетонная смесь Керамзитобетонная смесь
Жесткое (асфальт, бетон, асфальтобетон и т. д.) 1 1 1
Мягкое (грунтовое улучшенное) 4 3-3,5 3,7 2,5-2,9 5 4-4,5

*для автобадьевоза скорость перевозки по дорогам с жестким покрытием равна 25км/ч.

Если приведенное расстояние доставки смесей превышает допустимое, то необходимо:

- выбрать другой способ

- режим

- средство доставки

- другой маршрут

- при наличии возможности, применить дополнительное оборудование (перегружатели смеси и т. д.)

При отсутствии возможности расчета по специальным математическим программам рекомендуется пользоваться приведенной в таблице предпочтительностью условий доставки бетонной смеси.

Автобетоновозы рекомендуется применять до 20км, в исключительных случаях возможно применение автосамосвалов с ограничением дальности транспортирования до 5км.

При отсутствии автобетоносмесителей, а также при значительной сконцентрированности бетонных работ возможно применение автобетоновозов или автосамосвалов совместно с перегружателями – смесителями, восстанавливающими однородность и подвижность смеси и позволяющими при порционном транспортировании осуществлять равномерную загрузку бетононасосов, бетоноукладчиков и другого внутрипостроечного оборудования.

Таблица 9

Таблица предпочтительности технологического применения бетонотранспортных

автомашин при условии Т ≤ Тдоп

№п/п Условия строительной площадки Вид строи­тельных кон­струкций Территориальная сосредоточенность бетонных работ Наличие на строительном объекте бетоно-перемешива-ющего оборудо­вания Вид внутриобъ-ектного бетоно-подающего и бетоноуклады-вающего оборудования Вид предпочти­тельных бето­нотранс­портных машин  
   
Нормальный темп бетони­рования. От­сутствие стес­ненных усло­вий Массивные и малосредне-армирован­ные конструк­ции Бетонные работы со­средоточены на не­значительном участке (строительство вы­сотного здания) Бетонопереме-шивающего обо­рудования нет Подъемный кран с бадьями Автобетоновоз, не имеющий приспособле­ния для побуж­дения бетонной смеси    
То же То же То же Имеется бетоно­смеситель пере­грузок Бетононасос То же    
То же То же Бетонные работы на сооружениях типа гидротехнических Эстакады для ав­томобилей, гра­витационная укладка бетонных смесей Специальных бе-тоноуклады-вающих механиз­мов нет То же    
То же То же Строительство протя­женных объектов (дороги I и II классов, аэродромы) Бетонопереме-шивающего обо­рудования нет Бетоноукладочные машины типа дорожных уклад­чиков То же    
То же То же Строительство протя­женных объектов (дороги низших клас­сов) То же Специальных бе-тоноуклады-вающих механиз­мов нет Автобетоно­смеситель или автобетоновоз-побудитель  
То же То же Строительство рас­средоточенных объек­тов с малым объемом укладываемой бетон­ной смеси То же То же Автобетоно­смеситель или автобетоновоз-побудитель    
То же Тонкие, от­ветственные густоармиро-ванные кон­струкции и Бетонные работы со­средоточены на не­значительном участке Имеется бетоно­смеситель-перегружатель Бетононасосы Автобетоновоз, приспособлен­ный для побуж­дения смеси    
То же То же Рассредоточенное строительство То же Автобетононасос То же    
То же То же Бетонные работы со­средоточены на не­значительном участке То же Бетононасосы То же    

5.2.3 Перевозка бетонной смеси в автомобилях-самосвалах.

Автомобили-самосвалы общего назначения не приспособлены для доставки бетонных смесей, т. к. происходят большие потери смеси, ее перегрев или переохлаждение, быстрое загустевание, а также значительное расслоение, в результате чего при доставке на стройплощадку требуется значительные трудозатраты на разгрузку и перемешивания бетонной смеси.

Перевозки бетонной смеси на большие расстояния вызывают:

- увеличение неоднородности прочности бетона и снижение ее гарантированно минимума из-за большого расслоения.

- увеличения продолжительности перевозки смеси вызывает потерю ее подвижности.

5.2.4 Перевозка бетонной смеси в автобетоносмесителях.

Наиболее перспективным является транспортирование в автобетоносмесителях, позволяющее сохранить качество бетонной смеси. На транспортной машине монтируется бетоносмеситель.

Дальность перевозки компонентов сухой смеси в автобетоносмесителях технологически неограничен. Перемешивать их можно начинать в пути с расчетом, чтобы закончить приготовление смеси к моменту прибытия на стройплощадку. Подача воды в барабан осуществляется самотеком, а также с помощью водяного насоса или сжатым воздухом. Для дозировании воды применяют счетчики-водомеры. Объем замеса от 2,2 до 8м3.

В зависимости от вида смеси работа автобетоносмесителя возможна в трех режимах:

Режим А: Включение барабана в пути следования или на строительном объекте за 10..20мин до разгрузки.

Режим Б: При доставке сухой смеси, содержащей влажные заполнители или частично затворенной смеси - включение барабана и подача в него воды непосредственно после его наполнения.

Режим В: при доставке бетонной смеси – периодическое включение барабана во время транспортирования смеси до объекта или постоянное вращение барабана с минимальной частотой или периодическим увеличением частоты вращения.

В таблицы 10 и 11 включены режимы перевозок автобетоновозами и автосамосвалами:

Режим Г: Перевозка готовых бетонных смесей без их побуждения в пути на расстояние до 45км. Благодаря каплевидной форме кузова автобетоновоза обеспечивается и разбрызгивания.

Режим Д: Для доставки частично затворенных смесей автобетоновоза и автомобиля-самосвала с последующим приготовлением на строительных объектах.

Таблица 10

Предельное расстояние доставки легких бетонных смесей.

  Подвижность бетонной смеси.     Вид дорожного покрытия.   Скорость транспортирования, км/ч     Дальность доставки, км в режиме.  
А Б В Г Д Г Д
Автобетоно- смесителем Автобето- новозом Автомоби- лем-само- свалом
1….3 4….6 7….9 10….14 Жесткое (асфальтовое, асфальтобе- тонное) Любая даль- ность
1….3 4….6 7….9 10….14 Мягкое (грунтовое, улучшенное) - - - - - - - - - - - - - - - -

Таблица 11

Предельное расстояние доставки тяжелых бетонных смесей.

  Подвижность бетонной смеси.     Вид дорожного покрытия.   Скорость транспортирования, км/ч     Дальность доставки, км в режиме.  
А Б В Г Д Г Д
Автобетоно- смесителем Автобето- новозом Автомоби- лем-само- свалом
1….3 4….6 7….9 10….14 Жесткое (асфальтовое, асфальтобе- тонное) Любая даль- ность -
1….3 4….6 7….9 10….14 Мягкое (грунтовое, улучшенное) - - - - - - - - - - - - 5,5 - -

Для совмещения функций доставки и укладки бетонных смесей автобетоносмесители снабжают навесными распр<

Наши рекомендации