Предотвращение загрязнения мусором.
Общие положения.
1. Международные и национальные требования по ограничению сброса в море мусора распространяются на все суда, вне зависимости от их размерения, численности экипажа и сроков постройки.
2. Существуют три зоны действия правил по предотвращению загрязнения мусором с судов:
- открытое море;
- особые районы открытого моря;
- морские внутренние и территориальные воды.
3. Сброс мусора с судов в открытом море и в особых районах регламентируется приложением V к конвенции МАРПОЛ 73/78, конвенцией ХЕЛКОМ 92, а во внутренних и территориальных водах - национальными правилами и законодательствами стран.
4. В открытом море:
- запрещается сброс в море всех видов пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора, но не ограничиваясь ими;
- сброс в море обладающих плавучестью сепарационных, обшивочных и упаковочных материалов производится как можно дальше от ближайшего берега, но в любом случае за пределами 25 морских миль от ближайшего берега;
- сброс пищевых отходов и другого мусора, включая изделия из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки и аналогичные отбросы, допускается как можно дальше от ближайшего берега, но в любом случае не ближе 12 морских миль от ближайшего берега;
- если мусор, за исключением пластмасс и мусора, обладающего плавучестью, пропущен через измельчитель и грохот с отверстиями диаметром не более 25 мм, то его допускается сбрасывать как можно дальше от ближайшего берега, но в любом случае за пределами 3 морских миль от ближайшего берега.
5. Если мусор смешан с другими отходами, удаление или сброс которых подпадает под другие требования, то применяются более строгие требования.
6. В открытом море при ведении лова рыбы следует накапливать мусор, разрешенный к сбросу, на борту судна с последующим сбросом его на переходах, при выходе из районов промысла на повышенной скорости судна.
7. В особых районах (район Средиземного моря, район Балтийского моря, район Черного моря, район Красного моря. Район заливов, район Северного моря, район Антарктики и район бассейна Карибского моря) сброс мусора запрещен. Пищевые отходы допускается сбрасывать в море как можно дальше от берега, но не ближе 12 морских миль от ближайшего берега, за исключением района Карибского моря, где допускается сброс измельченных пищевых отходов как можно дальше от берега, но не ближе 3 морских миль от ближайшего берега, и района Антарктики, где весь мусор сохраняется на борту судна.
8. Сброс с судов всех видов мусора в территориальных и внутренних морских водах Российской Федерации запрещен. Запрещение касается и сброса измельченного мусора, а также остатков свежей рыбы, образующихся при переработке рыбы и морепродуктов на промысловых судах.
9. В морских районах, прилегающих к северному побережью Российской Федерации, условия сброса мусора устанавливаются специальными правилами, публикуемыми в извещениях мореплавателям.
10. Сброс мусора в морских водах, находящихся под юрисдикцией любого иностранного государства, осуществляется в соответствии с правилами, установленными этим государством, но в отношении судов других государств эти правила не должны противоречить общепринятым международным нормам и стандартам.
11. Любые операции с мусором в море возможны только по распоряжению капитана судна при соблюдении условий, изложенных в настоящем разделе.
12. На каждом судне валовой вместимостью 400 per. т и более и на каждом судне, предназначенном для перевозки 15 чел. и более, должен находиться план (схема) управления мусором, требованиям которого должны следовать члены команды. План должен содержать в письменном виде процедуры сбора, хранения, обработки и сброса мусора, включая использование оборудования, имеющегося на судне. За выполнение этого плана должен быть назначен ответственный. 13. Для удаления мусора с судов в первую очередь рекомендуется использовать приемные сооружения независимо от разрешения сброса мусора в море в данном районе.
17. Постановка, съемка судна с якоря (схема).
Надежность стоянки судна на якоре зависит от правильно выбранного места отдачи якоря. При выборе места постановки на якорь следует учитывать такие факторы, как цель и продолжительность якорной стоянки, состояние судна, а также метеорологические и навигационные условия рейда.
Длина вытравленной якорь-цепи должна быть такой, чтобы при всех обстоятельствах обеспечить горизонтальное положение якоря. В противном случае якорь потеряет значительную часть держащей силы и поползет.
Надежной и безопасной считается такая якорная стоянка, которая имеет ровное или почти ровное дно с небольшими глубинами от 15 до 20 м. (в зависимости от осадки судна); холмистый и неровный рельеф не благоприятен. Место стоянки должно иметь хороший, держащий грунт; наиболее держащими грунтами являются ил, глина и ил с песком.
Постановка на якорь.
При подходе к назначенному месту следует застопорить машину и двигаться по инерции, постоянно контролируя и место судна и глубину. Придя на место отдачи якоря, дают машине ход назад (обычно малый). После погашения инерции переднего хода, когда струя воды, отбрасываемая винтом, дойдет примерно до половины корпуса судна, и оно начнет движение назад, останавливают машину, отдают якорь, потравливают якорную цепь до требуемой длины. Команда с мостика: «По местам стоять, на якорь становиться!»
Съемка с якоря:
Перед съемкой с якоря должны быть подготовлены машина, рулевое устройство, сверены часы машинного отделения и мостика, сверен телеграф. Боцмана и вахтенного матроса вызывают на бак для подготовки якорного устройства. По команде с мостика «Вира якорь» отдают ленточный стопор и приводят в движение брашпиль. По мере выбирания якоря сообщается на мостик о положении якорной цепи. Когда якорь будет оторван от грунта и установится в вертикальное положение, сообщают на мостик. Как только якорь встал, судно считается на ходу. Выборка должна производиться с таким расчетом, чтобы курс судна был наивыгоднейшим для маневров, например, направлен на выход из залива. Команда с мостика: «По местам стоять, с якоря сниматься!»
Судовые покрасочные работы.
Покрасочные работы на судне выполняются красками разных марок, свойств и назначений, смолами, грунтами. Покрасочные работы предназначены для защиты корпуса судна: подводной, надводной и внутренней частей от коррозии, повреждения корпуса судна. Перед покраской старую краску и ту поверхность, которую собираются покрасить отчищают до металла, чтобы поверхность была чистой и гладкой, затем обезжиривают и наносят грунт или краску.
Существуют антикоррозионные грунты, которые наносятся в первую очередь. Специальные краски используются в подводной части судов для того чтобы корпус судна не обрастал ракушками. Краски бывают наружного и внутреннего пользования. Наружные краски делятся на надводного и подводного использования. Время между покрасками слоев не должно превышать 24 часов. Покраска в дождевую погоду не рекомендуется.
Инструменты для подготовки поверхности к покраске:
Подготовка поверхности к окраске заключается в тщательной отчистке ранее окрашенных мест от пыли, грязи, коррозии, и так далее. В судовых условиях подготовку производят вручную или механизированным способом с применением разных инструментов.
1. Кирка - ручник с заточенными с разными плоскостями - концами, кирка служит для обивки рыхлых слоев коррозии, где применение механизированного инструмента затруднено.
2. Металлические щётки - применяются для зачистки металлических поверхностей.
3. Скребки - используются для удаления небольших слоев коррозии и непрочно держащейся краски.
4. Шпатели - для нанесения шпатлёвки на подготовленную поверхность для окраски.
5. Цикли - тонкие стальные пластины, которыми удаляют слой старой краски и лака с деревянной поверхности.
6. Пневматический молоток - совершает от 100 до 6000 ударов в минуту, удаляет плотно держащуюся на металле окалину и коррозию.
7. Электрические щётки - для удаления непрочно держащейся коррозии.
Покрасочный инструмент:
1. Маховая кисть - самая крупная кисть, изготавливается из свиной щетины, либо конского волоса, используется для окраски больших поверхностей.
2. Кисть ручная - применяется для окраски внутренних помещений, надстроек, потолков.
3. Филеночная кисть - небольшая круглая из щетины.
4. Трафаретная кисть - применяется для окрашивания по трафарету.
5. Флейца - плоская кисть из длинного и мягкого барсучьего ворса.
6. Торцевая кисть - используется для обработки поверхности с целью уменьшения покрытия.
7. Валиковая кисть - применяется для окрашивания больших поверхностей.
Деление горизонта на румбы.
В румбовой системе счет направлений ведется в румбах по четвертям горизонта от точек N и S к W или Ost. При этом румбы имеют соответствующие наименования и порядковые номера от 0 до 8 в каждой четверти.
Половинные румбы каждой четверти называются четвертными. Они делят четверти пополам и их обозначают начальными буквами главных румбов. Румбы W и Ost также называются главными румбами и на них заканчивается счет румбов в каждой четверти.
Половинные румбы каждой четверти называются четвертными. Они делят четверти пополам и их обозначают начальными буквами главных румбов, между которых они расположены: NE, NW, SE, SW. По наименованию этих румбов называются и четверти плоскости горизонта.
Румбы, расположенные между главными и четвертными, называются трехбуквенными румбами. Их названия образуются сочетаниями наименования ближайшего главного и затем четвертного румба. Так получаются трехбуквенные румбы каждой четверти: NNE, NNW, ENE, SSE, SSW, WSW, WNW. Остальные румбы называются нечетными промежуточными. Их названия образуются сочетанием наименования ближайшего главного или четвертного румба с прибавлением голландского слова «ten» (предлог направления «К») и наименования главного румба, в сторону которого отсчитывается нечетный румб. Например: в Ne-й четверти: 1-й румб – NtE, 2-й румб – NetN и так далее.
20. Приборы ходового мостика (схема расположения на ходовом мостике).
Барометр; 2 – судовые часы; 3 – УКВ радиостанция FM-8800 S/D; 4 – РЛС Furuno; 5 – кренометр; 6 – NAV-NET, C-MAP – факсимильный приемник карт погоды; 7 – эхолот Echo Sounder – FE700; 8 – лаг DS-800; 9 – курсограф АР-10; 10 - Furuno Satellite Compass SC-502; 11 – гирокомпас; 12 – электронная картография; 13 – РЛС Furuno; 14 – Транзас Т-101; 15 – УКВ радиостанция FM-8800 S/D; 16 - GPS Plotter GP-1800; 17 - GPS Plotter GP-150; 18 - Лаг DS-80; 19 - GPS Plotter GP-150; 20 – противопожарная сигнализация; 21 - ПВ/КВ радиостанция; 22 – NAVTEX; 23 - комплекс ГМССБ; 24 – документация; 25 – манипулятор.