Активное воздействие на очаг горения
При этом варианте трюм вскрывается, к очагу пожара прокладываются рукавные линии со стволами водо- или пенотушения. Их количество (интенсивность) рассчитывается в зависимости от характера горючего вещества и размеров очага пожара. Члены аварийной партии, направляемые внутрь трюма, должны иметь при себе противодымные противогазы и быть одетыми в защитную одежду. На посту безопасности у входа в грузовое помещение должны находиться в состоянии готовности резервные члены экипажа для своевременной подмены работающих в трюме и оказания им помощи, если возникнет необходимость.
Для обеспечения более уверенного контакта огнегасительных средств (вода, пена) с очагом горения, при необходимости, прибегают к вырезке отверстий (проемов) в палубе или переборке, особенно при пожаре в твиндеке, верхней части трюма. Вырезка отверстий в наружной обшивке, как правило, не производится и может быть допущена только по специальному разрешению РТП после его консультации с судовыми специалистами и/или представителем судовладельца. Это может быть допущено только при нахождении судна у причала.
Вырезка отверстий или проделываниё их другим способом является основным методом при тушении пожаров внутри большегрузных контейнеров, лихтеров и других укрупненных грузовых единиц, при нахождении их на судне.
Методом активного тушения были ликвидированы пожары в трюмах на т/х "Г. Димитров", "Молочанск", "Физик Вавилов" и других.
Объемное тушение
Путем подачи углекислоты, хладонов, водяного пара или инертных газов производится по решению РТП в зависимости от обстановки. Это может быть второй этап пожаротушения, то есть после того, как вырисовалась неэффективность введенных в трюм огнегасительных средств. Однако, оценив обстановку, РТП может и сразу принять решение о тушении пожара с применением объемных средств. Так поступили капитаны т/х "Жанна Лябурб", т/х "Иркутск", когда в условиях океанского перехода в трюмах самовозгорались жмыхи. В аварийные отсеки была подана углекислота. На т/х "Суздаль" при аналогичной ситуации в трюм был подан хладон (СЖ-Б). На т/х "В. Белинский" углекислота была подана в трюм с возгоревшимся хлопком при переходе Южно-Китайским морем в условиях штормовой погоды. В приведенных случаях раскрытие трюмов для подачи туда воды или пены было не целесообразно и не безопасно. На т/х "Бабушкин углекислотой был ликвидирован пожар в трюме с генеральными грузами (бумага, резина, ящичные грузы) при нахождении судна у причала порта Новороссийск и при готовности береговых пожарных подразделений подать в трюм воду или пену. Решение на применение объемного способа принято капитаном (РТП) из соображений сохранить груз от подмочки, что и было достигнуто - пожар закончился почти без убытков.
Поданные в трюма объемные огнегасительные средства (CO2, хладоны) не всегда давали ожидаемый эффект тушения, но очаги горения надежно локализовались, обеспечивая многодневные переходы судов до порта выгрузки (убежища). Огонь "загонялся" внутрь массы груза (жмых, хлопок) и впоследствии в портах успешно ликвидировался.
Затопление трюма
Этот способ рассматривается как крайняя мера, прибегать к которой следует лишь после того как определится неэффективность первых двух способов. Иногда это возможно в результате всестороннего анализа ситуации, не прибегая к "опробованию" других вариантов.
Принимая решение на затопление трюма, РТП обязан рассмотреть и решить ряд возникающих при этом проблем:
– произвести расчет запаса плавучести судна после затопления трюма;
– предусмотреть меры по сохранению остойчивости и удержанию судна от значительных накренений;
– не допустить появления свободной поверхности воды, особенно, если судно не у причала;
– держать в готовности систему осушения трюмов и др.
Все эти проблемы возникали и решались в процессе фактического пожаротушения.
На т/х "Партизан Боневур" в порту Херсон для удержания судна от опрокидывания при затоплении трюма с горящей копрой прибегли к дополнительному его креплению тросами к врытым на причале специально для этого якорям. Для выравнивания крена (судно ложилось в противоположную от причала сторону) к его возвышенному борту навешивались десятитонные бетонные массы.
Пароход "Машук" (типа "Либерти"), при горении джута в трюме №2, пришлось посадить на 2/3 длины на песчаную отмель в порту Ильичевск. На время операции по посадке в трюм подавался пар, затем трюм был затоплен.
Методом затопления трюма был ликвидирован пожар на т/х Ковров" (БМП) в порту Ленинград с полной загрузкой трюма хлопком (11 ярусов) и частичной загрузкой твиндека генеральным грузом. К затоплению перешли после того как выяснилось, что воздушно-механическая пена средней кратности в данной ситуации способна лишь локализовать очаг пожара. Проникновение ее ниже второго яруса плотно уложенных кип хлопка не происходило и там продолжалось тление под более чем метровым слоем пены, покрывавшей всю площадь трюма (надгрузовое пространство). После прекращения подачи пены и ее разрушения внутрь трюма поступал свежий воздух, горение усиливалось, возобновлялось выделение дыма с постепенным увеличением его интенсивности. После неоднократного покрытия пеной груза и кажущегося (в это время) прекращения горения, трюм был затоплен водой до уровня верхнего яруса кип хлопка.
Методом затопления ликвидировали горение железно-рудных окатышей (железо прямого восстановления) в трюмах судов Мурманского пароходства "Норильск", "Кандалакша", "Мончегорск" при перевозках из порта Мурманск в порт Дудинка.